Ольга Потуремская
Мастер-класс для педагогов «Обучение детей составлять сказки по картам Проппа»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс по связной речи
М. Горький «Начало искусства в фольклоре»
Хороша та сказка, где есть взрослые мысли.
Дарий (философ)
Сказка — это когда женился на лягушке,
а она оказалась царевной.
А быль — это когда наоборот.
Фаина Раневская
Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа.
Алексей Николаевич Толстой
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Обучение детей составлять сказки по картам Проппа“» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Развитие связной речи детей является одним из направлений работы педагога. Обучение творческому рассказыванию –важная составляющая этой деятельности. В процессе работы над творческим рассказыванием дети овладевают сложными формами связной речи.
При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок используются карты Проппа. Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками.
1. Сегодня мы с вами попробуем придумать и составить свои сказки.
Вам предлагаются карты
Готовые карты : (на слайде)
Определённый комплекс мотивов или повторяющихся элементов, функций действующих лиц (31 функция по Проппу) образует строгую схему народной сказки.
Позднее эти три десятка функций были урезаны различными учеными до 28
Описание элементов-функций сказок
1. Жили-были. Сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство : в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…
2. Особое обстоятельство. Нестандартное, неординарное событие: рожь кто-то топчет каждую ночь, курочка золотое яйцо снесла; хочет лететь, а крыльев нет («Лягушка- путешественница»).
3. Запрет. Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в оконце…
4. Нарушение запрета. Сказочные персонажи нарушают запрет. А этого только и дожидается вредитель (антогонист). Убежала Маша к подружками…Выглянул петушок в окошко…
5. Вредительство (или враг начинает действовать). Гуси-лебеди тут как тут, подхватили братца, да и унесли. А лиса только этого и ждала…
6. Герой покидает дом. Варианты: Сам отправляется на поиски (пропавшего братца). Родители посылают (за молодильными яблоками). Изгоняется из родного дома (мачеха велит увезти падчерицу в лес)
7. Задача (или способ достижения цели). Чего герой должен достичь: вернуть братца, освободить красавицу…
8. Появление друга- помощника. Доброму делу всегда кто-то помогает.
9. Встреча с дарителем Появление персонажа, имеющего нечто волшебное…
10. Получение волшебного средства (самокатный клубочек шерстяных ниток, заветные слова, волшебную палочку, серебряные башмачки)
11. Трудные испытания. Соткать ковёр, построить хрустальный мост «от своего крыльца до моего дворца» за одну ночь…
12. Герой появляется и вызывает на бой вредителя. Сверхестественные свойства врага. Змей Горыныч о трёх головах, огнём дышит; Кощей смерти не имеет
13. Борьба (преследование). Бой с врагом (бьются на мечах, устраивают состязание : кто быстрее прибежит чёрт или заяц, кто дальше лошадь пронесёт; играют в карты, или похищение. Кощей повержен. За героем отправляют погоню: гусей-лебедей, Бабу-ягу. Герой бьётся с врагом (в открытом бою - со Змеем Горынычем, иногда состязается в скорости, ловкости, хитрости или играет в карты).
14. Победа. Враг может быть побеждённым в бою, проиграть в соревновании, а также быть изгнанным или уничтоженным хитростью.
15. Ликвидация беды. Красавица спасена, враги убрались восвояси, отец поправился.
16. Прибытие домой.
17. Дома его не узнают из-за заклятья, изменившего внешность
18. Ложный герой, выдающий себя за героя или присваивающий себе его заслуги: Дочка колдуньи утопила сестрицу, заняла её место; братья убили Ивана, забрали молодильные яблоки и сказали отцу, что это они их раздобыли.
19. Изобличение ложного героя. Появляется Иван, спасённый волком; настоящий король легко достаёт меч из камня…
18. Героя узнают. Подмена обнаружена. Ложный герой убегает сам или изгнан с позором. Народ приветствует героя.
19. Счастливый конец. Подарки, свадьба, народное гулянье – пир на весь мир…
20. Мораль сей сказки. Нравственный итог сказки.
2. По этим картам составьте свою сказку.
Прежде, чем приступить к сочинению сказок по картам с детьми, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых, ребята познакомятся, и освоят все сказочные функции.
• «Волшебные имена»- перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут.
• «Что в дороге пригодится?»- вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных
(Скатерть- самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка.)
Методика обучения
1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки :
- присказка, зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;
(16 слайд)-
3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;
4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
2.
Ю. Г. Илларионова считала, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи.
Уметь доказывать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю. Г. Илларионова рекомендовала при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна.
Не лёд, а тает, не лодка, а уплывает. (зарплата)
Какая разница между попом и Волгой? (поп – батюшка, а Волга – матушка)