МААМ-картинки

Мастер-класс «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности с ОВЗ посредством сказки»

Ольга Назарова
Мастер-класс «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности с ОВЗ посредством сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников и детей с ОВЗ средствами сказки»

Назарова Ольга Владимировна

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам организации познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников и детей с ОВЗ.

Публикация «Мастер-класс „Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности с ОВЗ посредством сказки“» размещена в разделах

Задача: познакомить педагогов детского сада с результатами работы по созданию условий для организации познавательно – исследовательской деятельности детей средствами сказки.

l - Теоретическая часть мастер- класса :

Наша работа с детьми подобна величайшим открытиям, но в ней нет ни патентов, ни красных дипломов, в ней не нужно знать школьный курс, надо лишь разглядеть этот мир с другого ракурса с другой высоты.

Экспериментальная деятельность дает дошкольникам, и в том числе детям с ОВЗ, реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Все потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково – исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор. В частности, обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Чтобы детям было интересно, увлекательно и познавательно, использую различные виды занятий: игры – эксперименты, наблюдения, моделирование, и конечно проведение различных опытов, которые провожу как на занятиях, так и в свободной совместной деятельности.

Проведение различных опытов направлено на решение какой либо познавательной задачи, которая должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для определения причинно – следственных связей.

Основное и очень важное правило, которое необходимо соблюдать при выборе опытов и экспериментальной деятельности - необходимо использовать предметы и вещества, не опасные для жизни и здоровья детей.

Техника безопасности

1. Все эксперименты должны проводиться только под присмотром взрослого;

2. Желательно использовать исключительно безопасные для детей материалы;

3. Не разрешайте малышу трогать руками вещества, которые могут представлять опасность, наклоняться над реагентами;

4. При необходимости нужно использовать защитные приспособления (очки, перчатки, маски);

5. Для защиты мебели можно использовать плетку или скатерть.

Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок, особенно важно это в работе с детьми с ОВЗ.

Мои педагогические позиции в процессе работы:

Партнерство и сотрудничество («Мы сделаем это вместе»)

Передача опыта;

Обращение за помощью к детям («У меня это почему- то не получается»).

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит:

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел. Я помню.

То, что я сделаю, я знаю.»

Интерес у ребёнка будет высоким, если ребёнок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребёнка, а не подменять.

Расскажу немного о том, какая работа была мною проделана. Работая над данной темой, я пришла к выводу, что эффективным средством в развитии любознательности, склонности к экспериментированию в образовательном процессе является создание «Центра экспериментирования» в группе. Существуют определенные требования к созданию среды, мой центр создан в соответствии с этими требованиями.

Какие материалы и оборудование используются в опытно-экспериментальной деятельности? Для проведения опытов и экспериментов в детском саду используются простые приборы (лупы, весы, линейки, микроскоп). Моя цель - научить детей пользоваться этими приборами, показать и объяснить, как они действуют. Для экспериментов использую природный, бросовый и сыпучий материал. Обязательно наличие пробирок, пластиковых тар, пипеток, палочек и т. д. В группе отведено место для детской лаборатории, уголка природы, где и осуществляются наблюдения, организованная и самостоятельная экспериментальная деятельность дошкольников. Здесь детям предоставлены дидактические игры, красочные энциклопедии, схемы для проведения опытов, блокноты для зарисовки своих наблюдений и результатов опытов. Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес.

Работу по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников организую и в форме краткосрочных проектов. Для того чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за культурными растениями в комнатных условиях, привлечь к работе проекта, как можно больше детей, сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей, были разработаны проекты, как: «Огород на окне», «Расти цветочек, расти», «Веточка березы», в содержание которых входит ряд мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Во время этих проектов дети принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы. Дома вместе с родителями выращивали из семян цветы, лук, помидоры, огурцы.

Дети росли, и рос их познавательный интерес. Более интересным направлением стали опыты и эксперименты. Дети выдвигали свои предложения, как решить проблему, предлагали варианты решения.

В старшей и подготовительной группе круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Поэтому работа с детьми была уже направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Так, например, свойства глины дети изучали не только на прогулке, но и в лабораторных условиях, и в совместной деятельности воспитателя с детьми «Песок и глина - наши помощники», «Глина, ее качества и свойства». Задачей опыта было выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Дети сделали вывод: «Вся вода ушла в песок, а у глины частички ближе друг к другу, и не пропускают воду».

«Воздух вокруг нас» - в этом опыте моей задачей было показать детям, что воздух существует в окружающем пространстве, и выявить его свойство - невидимость.

В старшем возрасте дошкольники уже осознают, что всё можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются полученными знаниями для приобретения новых познавательных впечатлений. У них появляются новые способы познания.

В ходе этой работы я убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей :

- с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы);

- с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);

- с литературой чтение познавательных книг : «Почемучка», «Детская энциклопедия)» - отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы);

- с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью) - с социальной - коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини – выставкам, проявлять себя);

- с игровой (игры с песком, снегом, водой).

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей.

Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей в нашем детском саду проходил «Конкурс творческих детско – родительских исследований и проектов «Маленький исследователь», где родители и дети моей группы представили свои исследовательские проекты. Проект «Ах, картошечка, картошка» «Волшебные свойства шоколада». Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам.

В 2013 году мои воспитанники стали Лауреатами V регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников. Дети представили свое исследование по теме «Эта удивительная ткань».

В марте 2014 года проходил VI региональный конкурс «Я – исследователь», дети нашей группы Бахарева Полина и Шихавцов Вова приняли участие в данном конкурсе и представили свое исследование по теме: «Ох, уж это мороженное». Результат - Лауреаты.

В 2015 году Лауреатом VIII регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников стал Пашков Дима. Он представил своё исследование по теме «Почему вымерли динозавры».

«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера». (А. Шапиро.)

В ноябре 2020 года преодолев нерешительность, неуверенность в себе моя воспитанница Мышенкова Ярослава решила почувствовать себя исследователем и овладеть искусством эксперимента стала участницей

I Региональной научно – практической конференции дошкольников «Совёнок», победив в номинации «Самая любознательная».

На данный момент я работаю с детьми с ОВЗ, для того чтобы развить познавательный интерес к окружающему миру, и научить детей делиться приобретенным опытом, начала использовать новый подход к организации познавательно – исследовательской деятельности – «Сказка в экспериментальной деятельности старших дошкольников и детей с ОВЗ»

Сегодня я хочу Вам в форме сказки показать некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми старшего возраста и ОВЗ.

l l - Практическая часть мастер – класса :

Сказка называется «Путешествие цыпленка, или мир за забором птичьего двора».

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-курицы вылупились цыплята. Все дети были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и цыпленок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1 Цветы кувшинки

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются.

Цыпленок захотел поближе рассмотреть, как распускаются эти прекрасные цветы, но так как он не умел плавать, ему надо было найти какой-то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, он увидел кусок коры дерева, металлическую пластинку. С трудом опустив металлическую пластинку в воду, он с ужасом заметил, что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и с удовлетворением отметил, что она плавает. Цыпленок подплыл к цветку и несколько минут наблюдал, как он распускается. Потом вернулся на берег и пошел дальше познавать мир.

Опыт № 2. Помощь солнышку

На дорожке цыпленок увидел большую лужу и ярко светящее солнышко. Солнышко попросило цыпленка помочь ему высушить лужу. Как мы можем помочь солнышку? Правильно собрать воду разными предметами.

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т. п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.

Опыт № 3 Естественная лупа

Высушив лужу, цыпленок пошел дальше. Но вдруг…. Что это за звуки? Что это за писк? Откуда он? Цыпленок стал смотреть по сторонам и понял, что эти звуки издает какое – то маленькое существо. Как же его увидеть?

Цель: дать представление о том, что при помощи воды и прозрачного стакана или банки можно увеличить мелкую картинку или предмет.

Ребята, с помощью чего можно рассмотреть очень маленькие предметы? (с помощью лупы или увеличительного стекла). А если его у нас нет, а нам очень хочется разглядеть, то на помощь придет обычная банка или прозрачный стакан и вода.

Смотрите, у нас есть банка с водой, а вот на этом листе нарисован маленький – маленький комар. Поместите этот листок за банку. Что вы видите? Какого размера стал комар?

Опыт № 4 Замок принцессы Пены

Цыпленок внимательно рассмотрел комара и отправился дальше. Впереди него оказалась небольшая горка. Поднявшись на нее цыпленок увидел замок. В этом замке кто – то жил.

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей. Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принцесса, которая живёт в пенном замке».

Опыт № 5 Следы на песке

Нагулявшись, Цыпленок решил вернуться домой. Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, после него остаются следы. По этим следам он успешно вернулся к маме-курице. Взять в руки сухой песок и сыпать его струйкой. Затем мокрый песок. Палочкой, пальчиком оставить следы на сухом песке, затем на мокром песке.

Давайте вспомним свойства мокрого песка?

Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет

Вывод: Таким образом, опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

А закончить нашу встречу я бы хотела Притчей «Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить наш мастер- класс. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности «В замке Снежной королевы» Конспект занятия по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет «В замке Снежной королевы». Цель: Развитие у детей.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды»Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды» Цель: Формирование представлений о свойствах воды. Задачи проекта: Активизация творческого мышления детей. Выявление свойств воды. Выявить.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Занятие по организации исследовательской деятельности «В стране волшебников-следопытов»Занятие по организации исследовательской деятельности «В стране волшебников-следопытов» Тренировочное занятие по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет «В стране волшебников-следопытов». Цель: Ознакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности с ОВЗ посредством сказки»
Опубликовано: 16 марта 2022 в 19:47
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности с ОВЗ посредством сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Назарова (УИ 523759) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД