Ольга Назарова
Мастер-класс «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности с ОВЗ посредством сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников и детей с ОВЗ средствами сказки»
Назарова Ольга Владимировна
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам организации познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников и детей с ОВЗ.
Публикация «Мастер-класс „Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности с ОВЗ посредством сказки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Задача: познакомить педагогов детского сада с результатами работы по созданию условий для организации познавательно – исследовательской деятельности детей средствами сказки.
l - Теоретическая часть мастер- класса :
Наша работа с детьми подобна величайшим открытиям, но в ней нет ни патентов, ни красных дипломов, в ней не нужно знать школьный курс, надо лишь разглядеть этот мир с другого ракурса с другой высоты.
Экспериментальная деятельность дает дошкольникам, и в том числе детям с ОВЗ, реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Все потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково – исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор. В частности, обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Чтобы детям было интересно, увлекательно и познавательно, использую различные виды занятий: игры – эксперименты, наблюдения, моделирование, и конечно проведение различных опытов, которые провожу как на занятиях, так и в свободной совместной деятельности.
Проведение различных опытов направлено на решение какой либо познавательной задачи, которая должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для определения причинно – следственных связей.
Основное и очень важное правило, которое необходимо соблюдать при выборе опытов и экспериментальной деятельности - необходимо использовать предметы и вещества, не опасные для жизни и здоровья детей.
Техника безопасности
1. Все эксперименты должны проводиться только под присмотром взрослого;
2. Желательно использовать исключительно безопасные для детей материалы;
3. Не разрешайте малышу трогать руками вещества, которые могут представлять опасность, наклоняться над реагентами;
4. При необходимости нужно использовать защитные приспособления (очки, перчатки, маски);
5. Для защиты мебели можно использовать плетку или скатерть.
Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок, особенно важно это в работе с детьми с ОВЗ.
Мои педагогические позиции в процессе работы:
Партнерство и сотрудничество («Мы сделаем это вместе»)
Передача опыта;
Обращение за помощью к детям («У меня это почему- то не получается»).
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит:
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел. Я помню.
То, что я сделаю, я знаю.»
Интерес у ребёнка будет высоким, если ребёнок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребёнка, а не подменять.
Расскажу немного о том, какая работа была мною проделана. Работая над данной темой, я пришла к выводу, что эффективным средством в развитии любознательности, склонности к экспериментированию в образовательном процессе является создание «Центра экспериментирования» в группе. Существуют определенные требования к созданию среды, мой центр создан в соответствии с этими требованиями.
Какие материалы и оборудование используются в опытно-экспериментальной деятельности? Для проведения опытов и экспериментов в детском саду используются простые приборы (лупы, весы, линейки, микроскоп). Моя цель - научить детей пользоваться этими приборами, показать и объяснить, как они действуют. Для экспериментов использую природный, бросовый и сыпучий материал. Обязательно наличие пробирок, пластиковых тар, пипеток, палочек и т. д. В группе отведено место для детской лаборатории, уголка природы, где и осуществляются наблюдения, организованная и самостоятельная экспериментальная деятельность дошкольников. Здесь детям предоставлены дидактические игры, красочные энциклопедии, схемы для проведения опытов, блокноты для зарисовки своих наблюдений и результатов опытов. Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес.
Работу по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников организую и в форме краткосрочных проектов. Для того чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за культурными растениями в комнатных условиях, привлечь к работе проекта, как можно больше детей, сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей, были разработаны проекты, как: «Огород на окне», «Расти цветочек, расти», «Веточка березы», в содержание которых входит ряд мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Во время этих проектов дети принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы. Дома вместе с родителями выращивали из семян цветы, лук, помидоры, огурцы.
Дети росли, и рос их познавательный интерес. Более интересным направлением стали опыты и эксперименты. Дети выдвигали свои предложения, как решить проблему, предлагали варианты решения.
В старшей и подготовительной группе круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Поэтому работа с детьми была уже направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Так, например, свойства глины дети изучали не только на прогулке, но и в лабораторных условиях, и в совместной деятельности воспитателя с детьми «Песок и глина - наши помощники», «Глина, ее качества и свойства». Задачей опыта было выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Дети сделали вывод: «Вся вода ушла в песок, а у глины частички ближе друг к другу, и не пропускают воду».
«Воздух вокруг нас» - в этом опыте моей задачей было показать детям, что воздух существует в окружающем пространстве, и выявить его свойство - невидимость.
В старшем возрасте дошкольники уже осознают, что всё можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются полученными знаниями для приобретения новых познавательных впечатлений. У них появляются новые способы познания.
В ходе этой работы я убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей :
- с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы);
- с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);
- с литературой чтение познавательных книг : «Почемучка», «Детская энциклопедия)» - отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы);
- с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью) - с социальной - коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини – выставкам, проявлять себя);
- с игровой (игры с песком, снегом, водой).
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей.
Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей в нашем детском саду проходил «Конкурс творческих детско – родительских исследований и проектов «Маленький исследователь», где родители и дети моей группы представили свои исследовательские проекты. Проект «Ах, картошечка, картошка» «Волшебные свойства шоколада». Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам.
В 2013 году мои воспитанники стали Лауреатами V регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников. Дети представили свое исследование по теме «Эта удивительная ткань».
В марте 2014 года проходил VI региональный конкурс «Я – исследователь», дети нашей группы Бахарева Полина и Шихавцов Вова приняли участие в данном конкурсе и представили свое исследование по теме: «Ох, уж это мороженное». Результат - Лауреаты.
В 2015 году Лауреатом VIII регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников стал Пашков Дима. Он представил своё исследование по теме «Почему вымерли динозавры».
«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера». (А. Шапиро.)
В ноябре 2020 года преодолев нерешительность, неуверенность в себе моя воспитанница Мышенкова Ярослава решила почувствовать себя исследователем и овладеть искусством эксперимента стала участницей
I Региональной научно – практической конференции дошкольников «Совёнок», победив в номинации «Самая любознательная».
На данный момент я работаю с детьми с ОВЗ, для того чтобы развить познавательный интерес к окружающему миру, и научить детей делиться приобретенным опытом, начала использовать новый подход к организации познавательно – исследовательской деятельности – «Сказка в экспериментальной деятельности старших дошкольников и детей с ОВЗ»
Сегодня я хочу Вам в форме сказки показать некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми старшего возраста и ОВЗ.
l l - Практическая часть мастер – класса :
Сказка называется «Путешествие цыпленка, или мир за забором птичьего двора».
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-курицы вылупились цыплята. Все дети были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и цыпленок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1 Цветы кувшинки
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются.
Цыпленок захотел поближе рассмотреть, как распускаются эти прекрасные цветы, но так как он не умел плавать, ему надо было найти какой-то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, он увидел кусок коры дерева, металлическую пластинку. С трудом опустив металлическую пластинку в воду, он с ужасом заметил, что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и с удовлетворением отметил, что она плавает. Цыпленок подплыл к цветку и несколько минут наблюдал, как он распускается. Потом вернулся на берег и пошел дальше познавать мир.
Опыт № 2. Помощь солнышку
На дорожке цыпленок увидел большую лужу и ярко светящее солнышко. Солнышко попросило цыпленка помочь ему высушить лужу. Как мы можем помочь солнышку? Правильно собрать воду разными предметами.
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т. п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.
Опыт № 3 Естественная лупа
Высушив лужу, цыпленок пошел дальше. Но вдруг…. Что это за звуки? Что это за писк? Откуда он? Цыпленок стал смотреть по сторонам и понял, что эти звуки издает какое – то маленькое существо. Как же его увидеть?
Цель: дать представление о том, что при помощи воды и прозрачного стакана или банки можно увеличить мелкую картинку или предмет.
Ребята, с помощью чего можно рассмотреть очень маленькие предметы? (с помощью лупы или увеличительного стекла). А если его у нас нет, а нам очень хочется разглядеть, то на помощь придет обычная банка или прозрачный стакан и вода.
Смотрите, у нас есть банка с водой, а вот на этом листе нарисован маленький – маленький комар. Поместите этот листок за банку. Что вы видите? Какого размера стал комар?
Опыт № 4 Замок принцессы Пены
Цыпленок внимательно рассмотрел комара и отправился дальше. Впереди него оказалась небольшая горка. Поднявшись на нее цыпленок увидел замок. В этом замке кто – то жил.
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей. Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принцесса, которая живёт в пенном замке».
Опыт № 5 Следы на песке
Нагулявшись, Цыпленок решил вернуться домой. Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, после него остаются следы. По этим следам он успешно вернулся к маме-курице. Взять в руки сухой песок и сыпать его струйкой. Затем мокрый песок. Палочкой, пальчиком оставить следы на сухом песке, затем на мокром песке.
Давайте вспомним свойства мокрого песка?
Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет
Вывод: Таким образом, опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
А закончить нашу встречу я бы хотела Притчей «Счастье».
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить наш мастер- класс. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания