Людмила Анатольевна Берлизова
Мастер-класс «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как основа правильной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему:
«Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия-как основа правильной речи у детей дошкольного возраста»
От 26.02 2025
Проведен учителем-логопедом Берлизовой Л. А.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития фонематических процессов детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями
Задачи:
1. Расширить знания участников об актуальности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников, диагностических заданиях по выявлению недоразвития фонематических процессов, этапах, игровых приемах и методиках, способствующих развитию фонематического восприятия у дошкольников
2. Развивать коммуникативную компетентность педагогов
3. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой
Материально-техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийные игры
Методическое сопровождение: презентация, раздаточные рабочие листы с игровыми заданиями, наглядный дидактический материал
Ход мастер-класса
СЛАЙД №1
Уважаемые коллеги!
Приглашаю Вас к конструктивному разговору на тему «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия - основа правильной речи у дошкольников»
Логопедическая практика показывает тревожную тенденцию к увеличению
количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Не нужно быть
логопедом, чтобы увидеть таких воспитанников.
Поделитесь, опираясь на свой опыт, какие проблемы речевого развития существует у ваших воспитанников. (Дети не могут правильно проговаривать звуки, у них маленький словарный запас, не могут грамотно выстраивать предложения, нарушена слоговая структура слова, неразвита связная речь, трудности в усвоении чтения и письма)
Давайте порассуждаем дальше, что же является основными причинами этих проблем? Одной из причин является рождение детей с врождёнными патологиями, наследственная предрасположенность — это особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, несформированность речевого внимания и слуха, фонематического восприятия, а также причиной может быть недостаток общения, двуязычие и т. д.
Чем же опасны эти проблемы?
Тем, что уже будучи школьниками дети испытывают сложности на уроках русского языка, а именно не владеют навыками звукового анализа и синтеза, а впоследствии – навыками письма и чтения.
Слайд 2
Таким образом, актуальность проблемы развития фонематического слух и фонематического восприятия четко отражена в высказываниях Д. Б. Эльконина «Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие-залог успешного овладения навыком чтения и письма, основа правильной речи дошкольника».
Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение. Развитие фонематического слуха открывает дверь в мир четкой речи. Это не только умение слышать звуки, а и способность анализировать и различать звуки речи. Представьте себе художника, который не различает оттенки цветов! Так и ребенок с неразвитым фонематическим слухом путается в звуках, что приводит к ошибкам в речи и на письме.
Хотите, чтобы ваши дети говорили красиво и грамотно? Тогда развивайте фонематический слух. Это как настройка музыкального инструмента: без точной настройки не получится красивой мелодии. Как же это сделать? Секрет прост: игры и упражнения.
Слайд 3.
Прежде, чем с ними познакомиться, давайте определим, что означает такое понятия как фонема? (звук). Какие существуют звуки? (физиологический (слышим неречевые и речевые звуки, музыкальные, фонематические).
Что входит в понятие фонематический слух
Фонематический слух - это особый вид человеческого (физиологического) слуха, позволяющий различать фонемы (звуки) родного языка.
Фонематический слух включает в себя:
- способность слышать есть данный звук в слове или нет.
- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности (нос-сон, вдох-вход)
-способность различать близко звучащие, но разные по значению слова (слова-омонимы коса, ключ, ручка и т. п.)
Без фонематического слуха невозможно соотнести букву и звук, освоить правильное произношение звуков.
Фонематическое восприятие - это способность различать звуки и определять звуковой состав слова, а также понимать смысл различного сочетания звуков слова, фразы, тексты.
Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нем звуков? Какой звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Недоразвитие фонематического восприятия выражается в перестановке, пропусках и добавлении слогов, звуков в слове, неготовность к звуковому анализу и синтезу, что осложняет обучению грамоте.
Слайд 4.
Возрастные нормы развития фонематического слуха
1 год жизни- ребенок реагирует на звуки, их громкость и интонацию, на голос мамы и родных, появляется гуление, лепет, отдельные фонемы, отдельные слоги,слова;
2 год жизни- речь несовершенна, но ребенок уже может различать все фонемы родного языка; в состоянии определить неверно произнесенный звук в речи взрослого, но собственную речь еще не контролирует;
3 год жизни –самое важное достижение-возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык не сформирован, то ребенок не сможет овладеть правильным произношением
4 год жизни- ребенок владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звуковым анализом и синтезом;
5 год жизни- формируется звуковой анализ-умение определять
последовательность и количество звуков в слове
Диагностика
Как же выявить нарушение фонематических процессов?
Можно провести диагностическое обследование с помощью следующих игровых заданий
Игровое задание «Поймай звук».(выделение заданного звука из ряда звуков.
Инструкция
С 4 лет
А) Хлопни в ладоши, если услышишь звук М (с 4 лет) (Т,М,М,П.)
Б) хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком М (ам, ах, ом, ух, им, ма)
В) хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком М (мама. кот. мука, полка. лак)
Игровое задание «Повтори за мной» (ба-ба -па,ва-фа-ва,ка-ка-га)
С 5 лет
Навыки звукового анализа и синтеза
Выделение начального ударного гласного из слова
Инструкция
Послушай и назови первый звук в слове (Аня. утка, ослик, Ира и т. д
с 6 лет
Вычленение первого согласного звука (дым, трава, кошка
Вычленение последнего звука из слова дом, танк. ключ, камыш. муха.
Определение места звука в слове (мост, дым, умный
Определение последовательности звуков в слове (из 3х звуков. потом 4-5)
Сколько звуков ты слышишь в слове дом. рыба. рыбак
Назови соседей звука ы в слове дым
Назови слова, в которых есть звук Ш. Выбери картинки со звуком Ш.
Назови слово в котором 3,4 звука
Слайд 5.
Фонематическая лестница позволяет нам познакомится с приемами развития фонематического восприятия
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение звуко-комплексов по высоте, силе и тембру.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Воспроизведение и дифференциация слогов.
5. Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения.
6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Слайд 6.
Развитие фонематического слуха начинается с развития слухового внимания и речевой памяти
Первый этап работы- узнавание неречевых звуков. На самых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки музыкальных инструментов, звуки природы, транспорта., звуки человека. Предложите детям послушать и сказать какие звуки они слышат в группе, за окном
Слайд 7
Дидактическая игра «Угадай по звуку» На столе предметы: стакан с ложкой, бумага, ключи, ножницы. Детям демонстрируют звучания каждого предмета. Потом предметы находятся за ширмой, а дети отгадывают предмет.
Слайд 8
Дидактическая игра «Угадай что звучит» Взрослый предлагает послушать, как звучат музыкальные инструменты. После того как дети запомнили названия игрушек, ставится ширма и за ней воспроизводить звучание предметов. Дети отгадывают, что звучало?
Дидактическая игра «Я самый внимательный» По инструкции дети выполняют разные движения, соотнося их с различными звуками. Например: на звук бубна дети должны поднять руки вверх; на звук колокольчика - вытянуть руки перед собой; на звук барабана - развести их в стороны.
Слайд 9
Дидакическая игра «Звуковые коробочки» Ребенку предлагают послушать звучание шести коробок (2-х с манкой, 2-х с горохом, 2-х с гречневой крупой). Далее, все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребенку предлагается потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.
В своей практике активно использую мультимедийные игры «Звуки музыкальных инструментов», «Звуки транспорта», «Звуки животных, «Звуки предметов», «Звуки человека», компьютерную логопедическую программу «Игры для Тигры». Раздел Страна Фонетика» ,в которой содержится цикл мультимедийных игр от развития фонематического слуха до звукового анализа и синтеза.
Слайд 10
2 этап -различение звуко -комплексов по высоте, силе и тембру голоса. развитие речевого внимания
На данном этапе я использую Тренажёр по развитию слухового восприятия и фонематического слуха (Елена Бежан, Кристина Борисова)
«Громко – тихо»(Водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо)
«Далеко-близко»(самолет летит близко (громко,далеко (тихо)
«Длинно-коротко»(тянем звук У-длинная дорожка, коротко звукУ –короткая дорожка)
«Узнай по голосу» (Узнают друг друга по голосу)
«Животные и их детёныши» (Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом)
«Три медведя» (Дети угадывают героев сказки по голосам)
«Небылицы» (палец вверх-такое бывает, палец вниз-такое не бывает)
«Чего не бывает?» (прочитать словосочетания и предложить ребенку выбрать, то чего не бывает)
Слайд 11
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу
Игра «Незнайка запутался»
- разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже (мак-лак, дом-сом)
- выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет называет педагог).
Слайд 12
Дидактическая игра «Покажи и повтори» (где коса, а где коза, коса-коза)
Слайд 13
Игра «Попугай»
Помоги Кеше найти нужные слова: хлопнуть в ладоши, если услышал правильное слово (пубики-кубики, тубики, пубики, кубики)
Игра «Выбери нужное слово» (взрослый читает ребенку предложение и предлагает обвести картинку, обозначающую нужное слово.
Игра «Рифмовки-перепутанки» (взрослый читает,а ребенок слушает и исправляет. Например,
На грядке ползал майский ЛУК.
Мама налила в тарелку ЗУБ или СУП
Игра «Доскажи словечко» (взрослый читает незаконченное стихотворение, а ребенок подбирает нужное слово,чтобы получилась рифма
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую….
Слайд 14
IV этап – дифференциация слогов
Игра «Робот» (ребенок повторяет слова, как робот). Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками:
та-ка-па ка-на-па па-ка-та га-ба-да и т. д.
Игра «Попугай» (ребенок повторяет слова, как попугай).Повторение серий слогов с разными гласными:
ма-мо-му на-ны-но ту-то-та и т. д.
Игра «Будь внимательный». Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов):
па-ба по-бо та-да-та ка-га-ка и т. д.
Игра «Мама и малыш». Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости:
па-пя по-пё пу-пю пы-пи и т. д.
Игра «Подарки». Повторение серий слогов с стечением согласных звуков:
пта-пто-пту-пты кта-кто-кту-кты тма-тмо-тму-тмы кна-кно-кну-кны и т. д.
Слайд 15
V этап – дифференциация фонем
Дидактическая игра «Послушай и покажи картинку»
Детям раздают картинки с изображениями: «Девочка плачет: а-а-а», «Волк воет: у-у-у», «Птичка поет: и-и-и» Далее педагог произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.
Слайд 16
Дидактическая игра «Угадай, кто (что) это был (о).»
«Кто это?» Комарик говорит ЗЗЗ…; Насос качает ССС… Жук жужжит ЖЖЖ… Тигр рычит РРР… Педагог произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
Слайд 17
Дидактическая игра «Поймай звук»
Педагог произносит ряд звуков (слогов, слов, а дети, услышав заданный звук хлопают в ладоши.
* Например: - если услышите звук –а-, то хлопайте в ладоши:
а) а – о – у – а – и – о – а – а – и …
б) ау – оа – ои – иа – уи – уа …
в) альбом, утка, апельсин, ослик, автомобиль, Аня, Оля….
«Песенка водички и змейки»
Игра «Выбери правильно»
Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.
Игра «Кто больше слов придумает» (с мячом)
Поймавший мяч должен сказать слово на заданный звук.
Слайд 18
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза
Этапы работы:
- выделение первого и последнего звука в слове (сначала гласного, затем согласного звука)
- определение позиции звука в слове (сначала гласного, затем согласного звука)
- определение последовательности звуков и количества звуков в сочетании из двух гласных звуков, слоге, слове (мак – луна – замок – школа).
- деление слов на слоги
(показ мультимедийных игр «Найди звук», «Веселый домик» ,»Слогарик» и проигрывание с участниками мастер -класса)
Слайд 48 .
Завершая свое выступление, хотелось бы обратить внимание на то. что развитие фонематического слуха-это не разовая акция, а систематическая работа. Внедряйте игровые упражнения и методики в
свои занятия, ивы увидите, как речь ваших воспитанников преобразится!
Практические задания на рабочих листах по методике А. Мироновой «Развитие фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями» (старшая и подготовительная группы
Экскурс по дидактическим пособиям,используемых в работе с детьми по развитию фонематического восприятия.