Наталья Баранник
Мастер-класс «Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов ДО на тему:
«Применение технологии проблемного обучения
в разных видах детской деятельности».
(районное методическое объединение)
Подготовила :
Баранник Наталья Алексеевна,
воспитатель 1 категории
с. Дивное,2018г
Темочки:
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению технологией проблемного обучения в ДОУ, вызвать интерес к внедрению в практику работы с дошкольниками использование проблемных ситуаций.
Задачи:
1. Углубить знания педагогов о данной технологии;
2. Способствовать повышению уровня профессиональных компетенций у педагогов в процессе использования технологий проблемного обучения в работе с детьми.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданием на каждый стол. Гуашь, ватные палочки, тычки, листы бумаги.
Ход мастер - класса :
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать сегодня от души,
Вы тоже все приветливы, собою хороши
Сегодня мастер-класс у нас,
А значит встреча не простая
Удачи и творчества, активности я вам от души желаю!
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс по теме
СЛАЙД 1 -ТИТУЛ
«Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности»
СЛАЙД 2 -СУХОМЛИНСКИЙ
Эпитетом к нашей встрече я взяла слова Василия Александровича Сухомлинского
«…Хочется, чтобы дети были путешественниками,
открывателями и творцами в этом мире.
Наблюдать, думать, рассуждать, переживать
радость труда и гордиться созданным,
творить красоту и радость для людей и
находить в этом творении счастье.»
СЛАЙД 3-РЕБЕНОК С ВОПРОСОМ
В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному – познанию окружающего мира и себя в нем. Современный мир – мир постоянно изменяющийся и развивающийся. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания. Основная наша задача – подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.
СЛАЙД 4 – ФОТО ДЕТЕЙ
В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни.
СЛАЙД 5- фото детей
Именно поэтому очень важно детям еще в раннем возрасте научиться оценивать происходящее вокруг, делать обобщения, находить новые пути исследования.
СЛАЙД 6- АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность проблемного обучения - заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.
Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности, в процессе познания начиная с раннего возраста.
СЛАЙД 7– ЗАДАЧИ
Применяя в младшей группе технологию проблемного обучения в различных видах детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной. Мы ставим перед собой следующие задачи:
• расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;
• продол1жать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;
• развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.
СЛАЙД 8 – УТКИ
Но не все вопросы и ситуации являются проблемными.
Предлагаю вашему вниманию два вопроса.
Почему дикие утки, и гуси улетают на юг последними, в теплые края? (проблемный вопрос).
Какие птицы нашего края улетают на юг последними? (просто вопрос)
Как вы думаете, уважаемые коллеги, какой вопрос является проблемным?
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?
Слайд9 Дети
Это вопросы для старших дошкольников, а мы знаем, что внимание детей в младшем дошкольном возрасте еще неустойчиво, произвольные процессы не развиты, детям часто требуется смена положения. Поэтому для поддержания интереса детей очень важно правильно поставить проблемный вопрос, важно использовать сюрпризные моменты, «секреты», а также включать каждого ребенка в процессе решения задачи в практическую деятельность (имитация движений, передача эмоционального состояния героев и т. п.).
Слайд10 - АЛГОРИТМ
Предлагаю вашему вниманию алгоритм построения проблемной ситуации
Процесс постановки и вывода проблемной ситуации, включает в себя следующие этапы:
- Постановка, формулирование проблемы;
- Выдвижение предположений;
- Выбор, проверка, обоснование ответа на вопрос;
- Проведение итогов, вывод.
Для эффективного управления постановкой и решением проблем необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.
Слайд 11 - ДЕРЕВО
Я предлагаю рассмотреть проблемную ситуацию. На экране вы видите дерево.
Из чего вырастают деревья?
Как выдумаете, легко ли детям понять, из чего вырастает дерево и как расселяются семена из которых оно может вырасти?
Чтобы ответить на этот вопрос и решить проблемную ситуацию, мы проделываем опытно-экспериментальную деятельность :
Слайд 12 -ОГОРОД НА ОКНЕ
Чтобы узнать из чего появляется растение, мы ежегодно высаживаем огород на окне, где сажаем семена в почву, и ждем, когда прорастет.
Во время опытной деятельности, решая поставленную задачу, мы выясняем и делаем вывод: что растения появляются из семян и для их прорастания необходимы почва, вода, тепло и свет.
Слайд 13 -ЛЕТАЮЩИЕ СЕМЕНА
В обсуждении вопроса мы выясняем, что семена бывают летающие, цепкие, плавающие. Но здесь возникает еще 1 проблема, чтобы ее решить, мы проводит такие опыты: Семена кладем на ладошку, Дуем на ладошку с семенами. Наблюдаем что происходит.
Делаем вывод: Ветер разносит семена по земле.
Так же происходит с помощью воды. В таз наливаем воды, насыпаем семена и предлагаю детям подуть на семена с разной силой. Вместе с детьми наблюдаем за движением семян по воде, при потоке воздуха на воде создается эффект мелких волн.
Делаем вывод: С помощью волн в реке, море, семена разносятся, попадают на почву и прорастают.
Слайд 14 - ЦЕПКИЕ СЕМЕНА
Цепкие семена цепляются за одежду людей, обувь, за шерсть животных и перья птиц и переносятся на большие расстояния.
Для наглядного примера, берем семена, Рассыпаем по полу, наступаем обувью, семена цепляются на подошву.
Делаем вывод: что семена прилипают к обуви и разносятся по земле.
И так можно приводить примеры и проводить опыты до бесконечности. Для малышей наглядно-действенный способ деятельности обеспечивает прочное усвоение знаний детьми.
Вывод: Таким образом, знакомим детей, что семена могут разноситься разными способами.
А из маленького семени, вырастает большое дерево.
СЛАЙД 15 ДЕТИ РИСУЮТ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
В продолжение я приглашаю желающих помочь мне. Мне необходимо 3 помощника. У каждого из Вас будет свое задание, с которым вы ознакомитесь самостоятельно. Если что-то непонятно, можете спрашивать.
Раздаю конверты с заданиями.
Пока наши коллеги выполняют задания и решают проблемные ситуации, я хочу коротко рассказать, как я использую технологию и решаем проблемные ситуации в режимных моментах с детьми младшего возраста.
На прогулке дети лепили снеговика, играли в снег.
Вернувшись с прогулки, я задаю вопрос:
- Почему у вас варежки мокрые?»
- Ведь вы играли со снегом, а не с водой?
- Если на улице снег. Какое время года на улице?
- Зимой мы можем увидеть на улице воду?
- Почему же промокли наши варежки, и, откуда взялась вода, если на улице снег?
На улице нет дождя.
- Предлагаю набрать снег в ведро, и занести в раздевалку, поставить возле батареи.
- Что происходит со снегом в ведре? – Снег в ведре тает, получается вода.
На варежках снег растаял, и получилась вода.
Так что же случилось, почему варежки мокрые?
Вывод: Снег в тепле превращаются в воду.
На варежках тоже снег от тепла растаял, превратился в воду и намочил варежки.
А теперь, уважаемые коллеги, обратимся к моим помощникам.
В конвертах лежали задания. Все участникам была предложена 1 проблемная ситуация :
Нарисовать картинку к празднику «Веточка мимозы» красками, а кисточки потерялись.
А можно рисовать красками без кисточки?
Хорошо, с помощью чего можно рисовать? переречисляют
- Пальчиками;
- Ватными палочками;
- Тычками;
- Ладошками;
- Отпечатками;
- ножками.
В данном случае можно детям предложить самостоятельно выбрать способ рисования.
Обращаюсь к участнику:
Что выбрали Вы?
С помощью чего вы рисовали?
1 участник: отвечает.
Воспит. Беру рисунок на магнитную доску. Спасибо за помощь.
Воспит. - Какое у вас было задание?
Ответ участника.
Воспит. Как можно рисовать без кисточки?
Чем вы заменили кисточку?
Ответ участника. Я использовала…
Воспит. Беру рисунок на магнитную доску. Спасибо за участие.
3 участник:
Воспит.
Как вы решили эту проблему?
Ответ участника. Нарисовала…
Подведем итог нашей работы.
Основная задача проблемной ситуации при выполнении творческого задания состояла в том, что нам нужно было придумать, как нарисовать картинку «НЕ ЧЕМ РИСОВАТЬ, ПОТЕРЯЛИСЬ КИСТОЧКИ…»
При постановке проблемы воспитатель ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении с детьми младшего возраста.
Проблемные ситуации были одинаковые у всех участников, и тема одна.
Можно сделать вывод: решить проблему можно разными способами и приемами.
Мои помощники использовали нетрадиционные техники рисования для решения проблемы, которые мы можем применять в ходе непосредственной образовательной, а также в свободной деятельности дошкольников.
Красивые получились рисунки?
Да рисунки получились очень красивые, независимо от того, чем рисовали участники и от их художественных способностей.
Сегодня - это очень актуально. В связи с введением инклюзивного образования в общеразвивающие группы приходят дети с различными нарушениями в развитии. Использование подобных методов создает ситуацию успеха для каждого ребенка независимо от художественных способностей ребенка и его моторики. Работы детей с ограниченными возможностями здоровья будут мало отличаться от работ нормально развивающихся сверстников.
СЛАЙД 16 ВЫВОДЫ
Подводя итог своего выступления, можно сделать выводы:
Проблемное обучение направлено на развитие мышления дошкольника, коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и взрослыми.
Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка, начиная с младшей группы интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Очень важно «пробудить» у малышей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.
Слайд 17 БАБОЧКИ
Рефлексия.
Ну а в заключение нашей с вами встречи, мне хотелось бы рассказать вам одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё.
Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал?
Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил - “Всё в твоих руках”.
СЛАЙД 18 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
А я хочу сказать: «Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным». Действительно, все в наших руках.