Арина Фатеева
Мастер-класс для педагогов «Особенности использования мягкого конструктора Галины Урадовских в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление педагогов с универсальным конструктором Г. В.
Урадовских и особенностями его использования в работе с
дошкольниками.
Задачи:
1. на примере показать педагогам универсальность данного конструктора;
2. побудить педагогов к использованию универсального конструктора в
работе с детьми;
3. активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им
возможность заимствовать элементы педагогического опыта в процессе
общения друг с другом;
4. создать и поддержать условия для развития творческого потенциала
участников мастер-класса.
Темочки:
- Конструктор. Все конструкторы для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Участники мастер – класса: педагоги ДОО
Место проведения: музыкальный зал
Предварительная работа:
Организация пространства для проведения «Мастер — класса».
Подготовка.
Подготовка наглядного и раздаточного материала: презентация на
тему мастер-класса, наборы конструктора и рабочие поля.
Составление конспекта, нахождение необходимого методического
материала.
Оборудование:
рабочее место для каждого педагога;
разноцветные фишки;
сундучок или корзинка;
набор конструктора
рабочее поле
ноутбук;
мультимедийное оборудование;
смайлики: красный, синий, желтый
памятки для участников мастер-класса
Ход мастер – класса.
Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! Добро пожаловать в гости на мой мастер – класс. У меня есть волшебный сундучок, в нём лежат разноцветные фишки. На каждой из них нарисован смайлик. Я предлагаю взять себе тот цвет смайлика, который соответствует вашему настроению, с которым вы пришли на мастер- класс: красный – я первый раз на мастер – классе и жду позитивных эмоций; жёлтый – я уже участвовала в мастер – классе и очень интересно узнать что-то новое, синий – меня очень трудно чем-то удивить. И так, мы начинаем.
Участники мастер-класса выбирают фишки
Основная часть.
Ведущий. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет) различать их, а так же устанавливать простейшие взаимосвязи.
Ведущий. Я начинающий педагог и многое из педагогической практики для меня является новинкой, и я часто делаю для себя педагогические открытия. Таким открытием для меня, стал универсальный конструктор кандидата педагогических наук, доцента, старшего научного сотрудника лаборатории игры и развивающей предметной среды НИИ дошкольного образования им. А. В. Запорожца Галины Васильевны Урадовских.
Ведущий. В ходе сегодняшнего мастер – класса я познакомлю вас с
данным конструктором, расскажу о его универсальности,
постараюсь доказать значимость, заинтересую вас данным
конструктором на практике.
Ведущий. Жизнь современных дошкольников в детском саду предельно
насыщена, довольно строго регламентирована и требует от них
физических затрат, психологических и интеллектуальных сил.
При этом ребенку необходимы наслаждение интересными
делами, играми, впечатлениями, имеющие эмоционально
положительную окраску. Чем больше у дошкольника
впечатлений, тем шире его интересы, тем он любознательнее.
Нам хочется видеть детей активными участниками в жизни
общества, личностями, проявляющими творческую активность,
умеющими обнаруживать и развивать свои индивидуальные
способности. Недаром в современном обучении на первое
место выдвинута задача развития ребенка, освоение различных
видов деятельности.
Ведущий. Особое место среди них занимает конструктивная
деятельность, которая носит творческий и развивающий
характер, что определяет её ценность и важность для развития
восприятия ребёнка, его мышления, воображения, технических
умений, моторики. Конструирование организует структуру
детской деятельности: умение планировать, осуществлять и
контролировать сам её процесс, получать удовольствие от
конечного результата.
Ведущий. В качестве нестандартного креативного материала в работе с
детьми я предлагаю использовать детали авторского
конструктора Г. В. Урадовских (мягкий или лоскутный
конструктор, лоскутная мозаика). С одной стороны, он отвечает
всем требованиям, которые предъявляются к конструкторскому
материалу для дошкольников, с другой – обеспечивает
интеграцию конструктивной и изобразительной деятельности
детей, позволяет развивать у детей художественное творчество
внутри конструктивной деятельности.
Участники мастер-класса рассматривают предложенный материал
Ведущий. Конструктор состоит из разных по форме, цвету и величине
геометрических фигур, вырезанных из ткани, и «рабочих полей»
— стендов, обтянутых светлоокрашенной тканью. Работа с
конструктором предполагает выкладывание фигурок на фон в
соответствии с замыслом маленького художника. Малыш, таким
образом, с успехом осваивает основы композиции, обучается
различать и называть геометрические фигуры, их цвета. Но в
отличие от той же аппликации конструктор позволяет ребенку
легко исправить допущенные ошибки, заменить одну деталь на
другую, дополнить созданную «картину» или наоборот — убрать
какие-то элементы. При этом работа доставляет ему еще и
приятные тактильные ощущения: так как детали вырезаны из
мягких, тканевых кусочков, легко подчиняющихся
прикосновениям. Для работы с конструктором не требуется
особых технических умений, и он может быть использован в
работе с детьми разных возрастов
Ведущий. Сегодня я хочу показать вам на практике - универсальность
данного конструктора. Конструктор Г. В. Урадовских можно
использовать в разных образовательных областях.
Сейчас мы рассмотрим использование конструктора в каждой
образовательной области по отдельности и попробуем
поработать с конструктором на практике.
Ведущий. И начнем мы с «Социально – коммуникативной области»
Задание будете выполнять совместно. Вот вам одна
рабочая поверхность, задание: совместно оформить ваш
стенд в городецкой росписи. Время на работу 5 минут.
Участники мастер-класса выполняют практическое задание.
Ведущий. А сейчас давайте определимся с задачами к данному заданию.
Ответы участников мастер-класса.
Ведущий. К задачам социально-коммуникативного развития можно
отнести:
- развитие умения работать коллективно, объединять свои
работы в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто
какую часть работы будет выполнять;
- воспитание интереса к родной культуре, желания
больше узнать о народном - прикладном искусстве.
Ведущий. Подобное конструирование – это синтетическая деятельность,
которая охватывает большой круг разнообразных
образовательных, развивающих и воспитательных задач: от
развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта
(восприятие) до формирования достаточно сложных
мыслительных действий, речевого, познавательного,
творческого развития.
Давайте подумаем, интеграция, каких образовательных
областей произошла при выполнении данного задания? И
какие задачи можно добавить к ранее озвученным?
Ответы участников мастер-класса
Ведущий. Художественно - эстетическое развитие:
развивать умения создавать из цветов и листьев узоры по
мотивам Городецкой росписи;
развивать воображение, чувство формы и композиции
Ведущий. Данный конструктор очень удобно использовать для речевого
развития дошкольников. И вы в этом сейчас сможете
убедиться.
Обучение отгадыванию загадок относится к образовательной
области «Речевое развитие». Также может интегрироваться в
область «Познавательное развитие», включая расширение
представлений об окружающем мире, развитие связной речи,
наглядно-образного и логического мышления.
Ведущий. Задание 1. Вам сейчас нужно отгадать загадку и с помощью
конструктора изобразить картинку-ответ на загадку.
Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками.
Участники мастер-класса выполняют задание.
Ведущий. Следующее задание. Выложи картинку на звук А.
Участники мастер-класса выполняют задание.
Ведущий. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена
эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе
деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов,
побуждают детей говорить. В развитии связанной речи на
основе текстов цепной структуры после прочтения сказок с
помощью элементов мягкого конструктора дети изображают
персонажей придумывают новую историю, заучивают тексты,
моделируя сюжет.
Ведущий. Применение данного конструктора оправданно и в решении
задач познавательной образовательной области.
Ведущий. Предлагаю опять воспользоваться мягким конструктором и
поиграть в дидактическую игру «У круга появились друзья». Я
буду читать вам математическую сказку, а вы должны
выкладывать фигуры в соответствии с текстом и помогать мне
рассказывать сказку.
Ведущий. «Жил был желтый круг, он был один, ему очень хотелось
завести друзей. Как-то раз он пошел на прогулку и встретил
красный круг.
Здравствуй, меня зовут желтый круг, у меня нет углов и я
желтый как солнышко.
Участник мастер-класса. Я тоже круг и у меня тоже нет углов и я
красный, как (ягода).
Ведущий. Давай дружить!
Участник мастер-класса. Давай.
Ведущий. Теперь кругу не было так одиноко, у него был друг. Пошли
друзья дальше гулять и повстречали на пути зеленый
круг.
Здравствуй, меня зовут круг, у меня нет углов и я желтый как
солнышко.
Участник мастер-класса. Я тоже (круг) и у меня тоже нет углов и я
красный, как (ягода). А ты кто?
Участник мастер-класса. Я тоже круг и у меня тоже нет углов и я
зеленый, как (трава, огурец). Давайте дружить!
Вместе. Давай!
Ведущий. Был круг один, а теперь их стало сколько? (много).
Ведущий. Такая вот игра-сказка поможет педагогам в работе с детьми
закрепить умение различать цвета, геометрические формы. Она
направлена на формирование элементарных математических
представлений младших дошкольников
Ведущий. Уважаемые коллеги и последним заданием на сегодня, хочу
предложить вам моделирование предмета по схеме (рыбки).
Участники мастер-класса выполняют работу.
Ведущий. В ходе выполнения данного задания формируются
первичные представления об объектах окружающего мира,
(рукотворного, живого и не живого) о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, количестве, о части и целом.
Участники мастер-класса выполняют задание.
Ведущий. Универсальный конструктор Г. Урадовских решает задачи и
физического развития – развивает крупную и мелкую
моторику обеих рук, дети учатся ориентироваться на
микроплоскости.
Ведущий. Таким образом, конструктор представляет собой
«потенциальное поле успешности» для всестороннего развития
ребенка дошкольного возраст Подобное конструирование – это
синтетическая деятельность, в ходе которой могут
одновременно решаться все образовательные задачи,
предоставляя детям дополнительные возможности для
развития сенсоматорных, познавательных, речемыслительных,
творческих и других способностей.
Рефлексия.
Ведущий. На этом наш Мастер- класс заканчивается, надеюсь на то, что
смогла Вас убедить в значимости данного конструктора для
всестороннего развития ребенка.
И предлагаю оценить полученную сегодня информацию: на
столах в тарелочках находятся самйлики разного цвета:
красный, желтый, синий.
Красный цвет означает - " Понравилось. Мне бы хотелось
использовать данный конструктор для развития ребенка"
Желтый – "Понравилось, но есть вопросы, нужна
консультация"
Синий – "Не понравился данный конструктор"
Ведущий. Спасибо за вашу оценку, а я для вас приготовила памятки по
изготовлению и использованию данного конструктора.
Спасибо за внимание.