Татьяна Чебакова
Мастер-класс «Основы тестопластики»
▼ Скачать + Заказать документы
b]Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Богучарский детский сад комбинированного вида «Родничок»[/b]
Мастер- класс на тему : «Основы тестопластики»
Выполнил воспитатель:
Чебакова Т. С.
2019г.
Мастер-класс «Основы тестопластики»
Цель: Представить возможности тестопластики как средства развития дошкольников
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Основы тестопластики“» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2019
1. Познакомить участников мастер-класса с приемами тестопластики.
2. Показать систему работы с тестом, как материалом для изодеятельности детей.
Оборудование: презентация по теме, соленое тесто, фольга, стеки, посуда (тарелка, кружка, ложка, поднос и тд., непроливайка с водой, кисточка …
Ход мастер-класса
СЛАЙД № 1.
1. Вступление.
"Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие", - так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста.
СЛАЙД № 2
2. Из истории тестопластики.
Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю.
Мукосол - это не только забавные фигурки из соленого теста на холсте или в самостоятельной композиции, это обереги наших домов еще с дохристианских времен. Считалась, что любая такая поделка, находящаяся в доме - символ богатства, благополучия и достатка в семье. Мукосол - старинный архангельский промысел, которому как минимум четыре сотни лет. Он то угасал, то возрождался в новых традициях. Иногда его называют тестопластикой, архангельской керамикой или биокерамикой, поскольку все фигурки изготавливаются из натуральных материалов. Это со временем фигурки из соленого теста стали раскрашивать и даже покрывать лаком, а много лет назад они были практически съедобными. Жены поморов давали фигурки из соленого теста своим мужьям, отправлявшимся рыбачить. Эти забавные игрушки согревали душу морякам, да и спасали не раз от голода. Бывали неудачные походы, когда кончалась еда, и тогда на помощь приходили фигурки из соленого теста.
На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки.
Когда главным символом рождества стала ёлка, люди стали изготавливаливать из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Вот так и возникло солёное тесто.
Во время мировых войн искусство изготовления солёного теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
В Германии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон и крепились к дверям.
В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечке не меняли цвета, считались особенно привлекательными.
Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
СЛАЙД №3, №4
3. Уникальный обучающий материал для детей.
Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если вы почувствуете его красоту, узнаете его свойства и научитесь работать с ним. Еще это уникальный обучающий материал для детей, ведь с его помощью можно не только сделать красивые поделки, но и развить мелкую моторику у ребенка
Дети с большим интересом и усердием занимаются тем, что дома им часто не доступно: пачкаться в муке, лепить из теста все, что ты хочешь, да еще к тому же за это хвалят.
Работа с тестом — это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.
Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.
В коррекционно-развивающей работе можно использовать различные дидактические игры и игровые упражнения, материалом для которых послужат изделия из теста. Например, в дидактической игре «Четвертый лишний» можно предложить детям найти лишнюю фигуру, изготовленную из теста (ребенок должен выделить признак отличия – по цвету, форме, размеру). Можно предложить детям самостоятельно сделать все фигуры одинаковыми, изменив признак несоответствия.
В игре «Узнай на ощупь» предлагаем детям узнать на ощупь заданный предмет (это могут быть фрукты, овощи, игрушки, изготовленные из цветного теста самим малышом). Кроме того, широкие возможности открывает тестопластика для развития элементарных математических представлений дошкольников.
Дети могут самостоятельно изготовить из теста материал для развития счетных навыков и операций. Возможно закрепление и актуализация таких математических понятий, как «один-много», «больше-меньше», «поровну», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «большой-маленький» и т. д. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речемыслительных упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом.
СЛАЙД № 5
Мы не ошибёмся, если скажем, что преимущества
теста очевидны :
– материал экологически чистый, безвредный;
– можно приготовить в любой момент;
– легко отмывается, не оставляет следов;
– безопасно при попадании в рот;
– лепится замечательно, к рукам не липнет;
– можно расписывать любой краской, а возможности для росписи практически неограниченные.
На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.
В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Действуя, манипулируя с тестом, дети используют различные приё мы : скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание и т. д. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика. Мы можем активно помогать или дорабатывать его поделку своими руками. Это, конечно, проще, но это не принесёт радости и пользу ребенку. А вот если замешивать тесто в присутствии детей и давать им возможность принять участие : потрогать, помять, высказать свое впечатление их это конечно порадует.
СЛАЙД № 6
Что могут дети в полтора-два(1,5-2) года делать из теста?
– отщипывать кусочек;
– прилеплять кусочек;
– размазывать тесто пальцем;
– плющить тесто всей ладошкой;
– катать колбаски;
– катать маленькие колобочки одним пальчиком;
– катать большие колобки ладошкой;
– тыкать пальцем в лепешку;
– резать стекой колбаску;
– из шариков, которые катает мама, плющить пальцем маленькие лепешки.
2-3 года в этом возрасте дети уже неплохо катают колобки и колбаски, отщипывают, размазывают и расплющивают тесто.
На протяжении второй младшей группы малыши осваивают такие навыки как: лепить округлые формы (колобок, гусеница, овощи – тыква, капуста, картофель; фрукты – яблоко, апельсин, арбуз., скатывать столбик, колбаску (овощи – огурец, морковь; фрукты – банан., делить целое на части (сначала на две, а затем на несколько частей). Дети учатся различать части предмета по относительной величине, хотя и не очень точно. В последующих возрастных группах навыки овладения этими способами лепки только совершенствуются. В этой возрастной группе дети знакомятся с оригинальными элементами оформления с помощью подручных средств: обозначить кожуру апельсина остриём «пики» или карандаша, колпачок от фломастера дает округлый узор, а так же им можно сделать отверстие в тесте, фигурки можно вырезать с помощью кондитерских формочек и т. д.
Средняя группа. Продолжаем в этой возрастной группе лепить объёмные поделки. Практически все элементы для композиций из соленого теста лепятся на основе колобка и колбаски. Сначала скатываем шарик, затем столбик, так легче делить тесто на нужное количество частей. Тот или иной кусочек теста делится пополам, например, чтобы слепить улитку надо тесто скатать в шар, затем делаем столбик и делим его пополам. Из одной части мы лепим туловище, а из другой – «домик» или панцирь. Или ваза с цветами к празднику 8 Марта: скатываем шар, столбик, делим пополам, из одной части лепим вазу, а другую делим еще пополам, одна часть будет листьями, а другая цветами.
Дети в этой возрастной группе для создания фактурной поверхности знакомятся с использованием чесноковыжималки и ситечка. При помощи чесноковыжималки и ситечка делаются различные прически, имитация меха, крона дерева, грива у льва, и многое другое. Ближе к концу года дети знакомятся с плоскостной лепкой (для плоскости используется диски от компьютера). К диску поделки приклеиваем с помощью клея ПВА, так как диск имеет скользящую поверхность.
СЛАЙД № 7
Старшая группа. Поделки в этой возрастной группе становятся более сложными. Дети знакомятся с новой формой – это конус и ромб Появляются. новые инструменты и приспособления для лепки из соленого теста : это скалка, расческа, рельефные пуговицы, насадки для кондитерского шприца. Дети учатся выполнять новые элементы: ленточки, жгутики, кулечки. В старшей группе дети занимаются облепливанием тестом разнообразных объемных форм: бутылочек, баночек. Детям необходимо сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы: цветы, грибы, шляпки.
Подготовительная группа. На занятиях по лепке из соленого теста, используя полученные навыки, дети в подготовительной группе начинают лепить сюжетные картинки. Все больше появляется возможности для творчества и экспериментирования. И, ребята, выполняя работу, уже самостоятельно делают свой выбор. В подготовительной группе можно лепить специально для сюжетно ролевых игр, пополняя атрибутами сделанные самими детьми (овощи и фрукты, пельмени, торты, пирожные и многое другое). Занимаясь с детьми лепкой из солёного теста, появляются всё новые и новые идеи, которые хочется реализовывать. В подготовительной группе дети самостоятельно изготавливают тесто и составляют композиции.
СЛАЙД № 8
4. Рецепты приготовления соленого теста
Немного соли и муки чуть-чуть,
Воды добавить, также не забудь,
Перемешай все тщательно и в путь
Творений необычных созиданья,
Рожденья красоты и доброты
И воплощенья сказочной мечты
Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок.
Рецепт соленого текста (традиционный) :
2 стакана муки
1 стакан соли
примерно 125 мл воды (количество воды зависит от вида муки)
200 г = (1 стакан) муки
200 г = (0,5 стакана) соли экстра (мелкой, НЕ каменной).
125 мл воды
Для тонких рельефных фигурок добавить на выбор:
15-20 г (столовую ложку) клея ПВА или
крахмала (столовую ложку)
клей для обоев (предварительно его размешать с небольшим кол-вом воды)
Крепкое тесто для крупных изделий :
200 г муки
400 г соли
125 мл воды
Тесто для тонких работ :
300 г муки
200 г соли
4 ст. л. глицерина (можно приобрести в аптеке)
2 ст. л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать.
Тесто можно подкрашивать в различные цвета, для этого на стадии замешивания добавляют различные красители. Это могут быть не только пищевые красители, но и обыкновенная гуашь.
Для повышения пластичности соленого теста для лепки в него часто добавляют растительное масло или крем, увеличить прочность поделок можно, если добавить в смесь немного ПВА.
Замес теста
• Замешивать тесто лучше в глубокой миске, постепенно высыпая в
• воду с растворенной в ней солью просеянную муку. При замешивании теста с добавками нужно в миске смешать соль с крахмалом или клеем (либо с обоими компонентами вместе, залить смесь водой, перемешать и небольшими порциями добавить муку.
• Тесто для лепки должно быть крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе, тщательно разминая, добиваясь однородности и эластичности.
• Готовое солёное тесто нужно положить на пару часов в холодильник. Охладившись, оно станет более пластичным и однородным.
СЛАЙД № 9
5. Техника тестопластики.
Подготовка к работе: Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой.
Кроме муки, воды и соли для мастер класса понадобятся следующие приспособления: доска для лепки, небольшая скалочка, нож пластиковый, детские ножницы, трафаретки, зубочистка или стержень от шариковой ручки для мелких дырочек и узоров; ёмкость для воды, кисточка и краски, тряпочка, карандаш, досточка или противень застеленный алюминиевой фольгой; лак для покрытия.
В зависимости от того, какие фигурки ты будешь делать, могут потребоваться формочки для печенья, бусинки, пуговицы, листочки разной формы для создания оттисков.
Еще можно использовать подручный материал:
• Спагетти (колючки ежика)
• Раскрашенные макароны и вермишель (украшение торта)
• Крупы (выкладывали шубку мишке из гречки)
• Перец горошком (носик, глазки)
• Чесночнодавилка (прически)
• Стеки (прорисовывать)
• Пуговицы (сделать рельефную поверхность)
Вот так, играя, на основе общей увлеченности, тестопластика помогает детям развиваться, а педагогам – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи.
Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках или в пакете.
При работе с небольшими элементами места соединения деталей смазывают влажной кисточкой или зубочисткой. Крупные детали соединяют при помощи зубочисток.
СЛАЙД № 10,11,12,13
Техники лепки
1)Рельефная техника. Барельеф-это вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило не более чем на половину объёма.
2) Коллаж – это технический прием в изобразительном искусстве, когда при создании творческой работы используются разные материалы по фактуре, цвету и т. д.
3) Скульптура малых форм. Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.
4) Изготовление объемных фигур на основе каркаса.
Каркас — несущая внутренняя конструкция. Для изделий из солёного теста в основе каркаса мы используем фольгу, картон, а так же объёмные предметы. Каркас выполняет огромную функцию при изготовлении объёмных фигур. Благодаря ему фигура становится объёмной и держит форму.
В пример можете рассмотреть изготовление объёмной фигуры(ёжика) на основе каркаса.
Из фольги скатать шарик той формы, которая предназначена для данной фигуры, в данном случае «Ёжик».
Далее каркас из фольги облепить тестом, причём, толщина теста не должна превышать более 5 миллиметров.
Из полученного шарика пальцами вытягиваем носик ёжика. Используя маникюрные ножницы вырезаем иголки. Аккуратно приминаем иголки по направлению их роста. В завершении лепим мелкие детали (глазки, носик, лапки).
СЛАЙД№ 14 (Шпаргалки для взрослых)
Сушка изделий из соленого теста
• Первый способ. Сушка воздушная. В среднем тесто сохнет примерно по миллиметру в день. Значительно ускорить этот процесс помогут солнечные лучи или размещение поделки на ровной поверхности около батареи. Этот способ считается лучшим, так как именно при медленной сушке деформация изделия минимальна. Очень важно, чтобы поделка не подвергалась резкому изменению влажности и температуры, то есть нужно избегать сквозняков.
• Второй способ. Сушка в духовке ускоряет процесс сушки. Нагревать духовку нужно до восьмидесяти градусов, поместив в нее поделку и внимательно следить за термометром. Особенно на начальном этапе сушки температура не должна повышаться. Для этого можно раз в пятнадцать минут открывать дверцу духовки и выпускать лишний жар. Для полного высыхания работы требуется от двух до четырех часов.
• Третий способ. Комбинирование двух предыдущих. Примерно сутки сушится поделка естественным путем, а потом доводят этот процесс до конца в духовке.
Раскрашивание
Для раскраски изделий после сушки используются гуашевые, акриловые, краски. Но чаще всего раскрашивают гуашью – её цвета наиболее яркие и стойкие. Перед тем как раскрашивать изделия, их можно грунтовать белой масляной краской. После того как грунтовка высохнет, приступают к раскрашиванию. Можно изделия не грунтовать, а сразу красить гуашью или акриловыми красками.
Краски наносят не слишком толстым слоем, так как после высыхания изделие может слегка потрескаться.
Лакирование
На заключительном этапе изделия покрывают прозрачным лаком. Лак не только придает блеск и законченность поделке - он предохраняет ее от воздействия влаги и постепенного крошения. Для лакирования поделок из соленого теста используют как жидкий, так и густой прозрачный лак. Жидкий лак придает зеркальный глянец и подчеркивает яркость красок. Но нужно лак наносить много раз, так как он очень быстро впитывается. Густой лак придает украшениям матовый блеск, им достаточно покрыть изделие 1 - 2 раза, а от влаги и крошения он защищает изделие надежнее жидкого.
Для декорирования изделий из соленого теста можно использовать различные бусины, цветные нитки, природные материалы и т. д.
Сначала можно лепить простейшие фигурки, потом попытаться смастерить изделия посложнее : небольшие сувениры, куклы и даже объёмные картины. Приобретя немного опыта и применив творческую фантазию, можно смастерить самые настоящие произведения искусства.
6. Гимнастика пальчиковая
В каждом занятии творческом мы делаем пальчиковую гимнастику.
Вот и перед началом работы с тестом можно сделать такую разминку:
• Перекладывание и сжимание теста в ладошках;
• Катание колобка в ладошках;
• Надавливание на колобок — получение лепешки;
• Пришли «мышки» стали норки рыть;
• Налетели «гуси» стали тесто щипать;
• Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;
• Скатывание лепешки в колбаску;
• Заворачиваем колбаску в «улитку»;
• «Улитка» спряталась в домик – получился колобок.
7. практическая работа
После разминки теперь мы можем перейти к работе с тестом?
Если мысленно просмотрев наглядный (дидактический) материал, чтобы вы хотели добавить
И поэтому я предлагаю сделать из теста посуду под гжелевскую роспись.
Вывод очевиден
Тестопластика - один из замечательных видов творчества, способствующий развитию мелкой и крупной моторики, тактильности, фантазии и воображения.
Из солёного теста приятно лепить. Изделие получается "живое", со своими индивидуальными "изюминками".
Это удивительно увлекательное занятие для детей и для взрослых, для совместного творчества (особенно, если за окном идёт дождь, нет большого пространства для подвижных игр или достаточно крупной суммы денег для культурно - развлекательной программы.). Оно не требует специального оборудования.
Мне очень хотелось бы, чтобы вам понравилось то, что мы с вами сегодня делали. И чтобы вызвало у вас желание поделиться вашими умениями с детьми. Ведь тесто - это доступный материал, из которого легко и приятно лепить.
В заключении мне хочется рассказать вам очень древнюю притчу:
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.
-Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.
-Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно!- удивился человек.
И старик ему говорит:
Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.
Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
-Как я это сделаю,если сам не умею летать?
-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы….
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
-Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца.
А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:
-А меня больше всего радуют твои крылья. "
СЛАЙД №15
Так вот, хочется сказать, что нам воспитателям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать. Продолжать поиск себя и путей сотрудничества со своими детьми.
Дерзайте, лепите, смелее творите!
А самое главное – деток учите!
СЛАЙД №16
Творческих вам успехов!