Приложение МААМ

Мастер-класс «Национальные блюда Мордовии» (4 фото)

Елена Леонтьева
Мастер-класс «Национальные блюда Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс на тему : «Национальные блюда Мордовии»

(Данный масстер-класс, сначала был проведён с коллегами на педагогическом часу)

Цель: ознакомление детей с национальной кухней мордовского народа.

Задачи: дать воспитанникам представление о национальных блюдах; формировать у детей широкую, целостную картину мира, расширять кругозор о национальной мордовской кухне; развивать логическое мышление, внимание, память; Возрождение и сохранение традиций мордовской культуры; воспитывать у детей уважение к традициям мордовского народа и народов других стран.

Публикация «Мастер-класс „Национальные блюда Мордовии“» размещена в разделах

Словарная работа: «Поза» - квас, «Лапшевник» - крахмальная лапша, «Суронь пачалксеть» - пшённые блины, «Якстерька» - свёкла, «Ал» - ал.

Материалы и оборудование: Дерево Дуб, лавочки, коврики, сундуки – синий, красный, зелёный. Изба мордовская, печка, сахарная свёкла, квас, яйца, курятник, курочки несушки в гнёздах, лапшевник, блины, варенье, мёд, салфетки. Посуда на количество участников.

Мастер-класс «Национальные блюда Мордовии»

Ход МАСТЕР-КЛАССА :

Воспитатель: Шумбратадо вечкевикс оят! Я рада вас приветствовать сегодня на своем мастер классе.

Для участия в нем мне понадобится 5 – 6 человек. Желающие выходите пожалуйста ко мне. (Участники выходят).

Воспитатель: Подходите к великому и могучему мордовскому дереву - Эчке Тумо. Вставайте в круг. Сегодня, я хочу вам предложить, отправится в увлекательное путешествие, по районам нашей республики. Кто знает, в какой республике мы живем?

Ответы детей: Мордовия.

Воспитатель: Верно, а как называется наш город?

Ответы детей: Саранск.

Воспитатель: правильно, в нашей республике много разных районов и каждый район славится своими традициями, мастерством и умением готовить национальные мордовские блюда по особому рецепту, которое они передают из поколения в поколение. Хотите познакомится с некоторыми из них?

Ответы: да.

Воспитатель: тогда дружно отправляемся в наше путешествие.

Воспитатель подводит участников к дорожкам. Раскатывает дорожку – полотно.

По дорожке мы идем и с пути мы не свернем, в Ардатовский район придём, сундук красный мы найдём.

Встают полукругом около сундука.

Воспитатель: Посмотрим, что же находится в сундуке, отгадайте-ка вы загадку. (Загадка про свёклу)

Говорят, на вкус и цвет,

Никаких подружек нет.

Но она для всех мила,

И полезна и вкусна.

К сентябрю земля намокла,

Мы выкапываем … .

(Свекла)

Ответы:

Воспитатель: сейчас проверим, Лена открывай сундук, посмотри, что там внутри.

Достают свеклу.

Воспитатель: правильно, это свекла. У нас в Мордовии в Ардатовском районе, выращивают самую сладкую и полезную свеклу. На мордовском языке свёклу называют «якстерька». Повторим все вместе.

Инд. раб.

А вот что из нее готовят мы узнаем, посетив мордовскую избу. Давайте зайдем в нее, и присядем на скамейку.

Воспитатель с участниками проходит в избу, садятся.

Стол, скамейки, половички, прялка, кувшин, гармонь, салфетки, чугунок, свекла свежая, сушеная.

Воспитатель: молодцы, а вы знаете где растет свекла?

Дети: В огороде, на грядке.

Воспитатель: правильно, свекла — это овощ, фрукт, а может быть ягода?

Дети: Овощ.

Воспитатель: Какие блюда можно приготовить из свёклы?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А я хочу познакомить вас с сахарной свёклой и с мордовским национальным напитком свекольным квасом. На мордовском языке квас – «Поза». Ёе готовят из сахарной свеклы. По вкусу напиток напоминает квас, который мы покупаем в магазине.

Позу готовили на каждый большой праздник. А если хозяйка не ленилась, то и в будни пили позу. Поза не только утоляет жажду, но и сытна. Так и говорят о ней: много выпьешь - мало съешь! Поза и в радости - свадьбе, и в горести - тризне - всегда была в чести.

Поднимая чащу с позой, говорили: "Мордовскую позу пьёшь - здоровье наживешь!»

Для приготовления кваса нам нужна сушёная свекла – сушат её в мордовской печке. Посмотрите, как она выглядит. Можно попробовать ее. (Дать попробовать свеклу – сушенную.)

Дети пробуют на вкус.

Воспитатель: Ребята, какой вкус у свёклы?

Ответы: Сладкий.

Воспитатель: Верно, затем, нам нужна тёплая вода и сахар. Когда сахар растворится, добавляем сушёную свёклу. (Воспитатель показывает процесс приготовления).

Квас должен постоять три дня в теплом месте. (Воспитатель убирает кувшин под стол, и достает оттуда готовый квас).

Когда квас будет готов, его можно пить. Хотите попробовать и утолить жажду позой?

Ответы:

Воспитатель: а ещё из кваса делают летний суп - окрошку.

Ну, а нам пора отправляться дальше.

Встают подходят к сундуку. Воспитатель подводит участников к дорожкам. Раскатывает дорожку – полотно.

Воспитатель: По дорожке мы идем и с пути мы не свернем, в Чамзинский район придём, сундук синий мы найдём. А чтобы узнать, что в синем сундуке, нужно отгадать загадку.

Хрупкий белый домик,

Но внутри не гномик.

Там цыпленочек живет

Вылупится скоро в срок.

Как же домик называют?

Думаю, ответ все знают.

Дети: Яйцо.

Воспитатель: сейчас проверим, Катя открывай сундук, посмотри, что там внутри.

Достают яйцо

Воспитатель: правильно, это яйцо. На эрзянском языке яйцо – «Ал». Повторите вместе.

Дети: дети повторяют. Индивидуальные ответы.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда берутся яйца?

Дети: В магазине, снесла курица, из деревни.

Воспитатель: У нас в Чамзинском районе находится самая большая птицефабрика, на которой птицы несут яйца, которые собирают и привозят в магазин. И сегодня у нас с вами есть возможность отправиться на птичий двор чтобы самим попробовать собрать яйца.

Фото «Национальные блюда Мордовии»

Дети подходят к птичьему двору. Телега с сеном, гнезда (скамейки, курицы, корзинки для яиц, скамейки. Печка, лапша (в сыром виде, пустая пачка сливочного масла, яйца.

Воспитатель: ребята, посмотрите птица яйца несут в гнездах. Для того, чтобы собрать их, нужно убедиться, что птицы нет в гнезде. И аккуратно собрать яйцо в корзину. Воспитатель показывает.

Воспитатель: посмотрите, какое яйцо снесла к нашему приходу курочка. А теперь вы попробуйте собрать яйца.

Дети собирают, звучит фонограмма кудахтанья птиц.

Воспитатель: какие молодцы, полную корзину яиц собрали! Кто помнит, как называют яйцо на эрзянском языке?

Ответы: Ал.

Воспитатель: Теперь проходите, садитесь на скамейки.

Садятся на скамейки около птичьего двора.

Воспитатель: держит в руках корзину с яйцами. Ребята, а что можно приготовить из яиц?

Ответы: яичницу, омлет.

Воспитатель: все верно, а я хочу вам рассказать о национальном мордовском блюде, которое любят и малыши, и взрослые. Называется оно – «Лапшевник».

Для его приготовления нужна крахмальная лапша, молоко, сливочное масло и много яиц. Блюдо является очень простым и вкусным! Давайте посмотрим, как его готовят.

Видео презентация.

Воспитатель: Хотите попробовать это мордовское блюдо?

Ответы:

Воспитатель подходит к печке, берёт чугун с лапшевником.

Воспитатель: Угощайтесь гости дорогие. Приятного аппетита! (Ярсадо паро мельсэ)

Гости угощаются.

Мастер-класс - фото

Воспитатель: вкусно? Это блюдо, обладает особенным вкусом, так как готовят её в чугунке и в печке. Вспомните, как оно называется?

Ответы Лапшевник.

Воспитатель: А нам пора отправляться дальше.

Встают, подходят к сундуку. Воспитатель подводит участников к дорожкам. Раскатывает дорожку – полотно.

По дорожке мы идем и с пути мы не свернем, в Старошайговский район придём, сундук зелёный мы найдём. Чтобы узнать, что в нём лежит, нужно отгадать загадку.

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны.

Ответы: мука.

Воспитатель: сейчас проверим, Валя открывай сундук, посмотри, что там внутри.

Достают муку

Фото №1 Мастер класс на тему Национальные блюда Мордовии Данный масстер класс сначала был проведён с коллегами на педагогическом часу Цель ознакомление детей с национальной кухней

Воспитатель: правильно, это мука. А вы знаете откуда берут муку?

Ответы:

Воспитатель: выращивают зерно, его перемалывают на мельницах и получают муку. В Старошайговском районе в этом году убрали очень много зерна. Что составило более 100 тысяч тонн — это рекордный показатель для района. На мордовском языке мука будет «почт».

Воспитатель: Верно, как думаете, что можно приготовить из муки?

Ответы: булки, хлеб, пирожное, пироги.

Воспитатель: Есть ещё одно любимое блюдо мордвы – пшённые блины, которые выпекаются очень толстыми. Их едят с молоком, сметаной, коровьим маслом. На эрзянском языке их называют – «Суронь пачалксеть».

Воспитатель: приглашаю всех в гости на «Суронь пачалксеть». Присаживайтесь гости дорогие, угощайтесь, не стесняйтесь.

Садятся за столы. На столах самовар с баранками, сушками. Чашки с чаем, варенье, блины, пшено, мука, сахар, соль, дрожжи. Салфетки.

А пока вы пробуете, я вам расскажу секрет приготовления блинов. Нам понадобится пшеничная мука, пшено (воспитатель показывает, сахар, соль, дрожжи, молоко, вода. Готовится опара из пшеничной муки, сахара и дрожжей, замачивают пшено. Когда опара осядет, в нее кладут яйца, добавляют сахар и остальную муку. Замешанное тесто ставят в теплое место на 2-3 часа для брожения. Когда тесто поднимется добавляем соль и вливаем крутой кипяток. Даём постоять 10-15 минут и затем выпекают. Блины выпекают на хорошо разогретой сковороде, смазанной маслом. Подают блины с топлённым маслом, с мёдом, со сметаной.

Раньше блины выпекались в печке.

Воспитатель: И вы гости дорогие угощайтесь.

Угощает зрителей. Вадрясто ярсадо!

Воспитатель: все отведали мордовских блинов? Теперь вытирайте руки, да расскажите мне в каких районах Мордовии мы с вами побывали и что попробовали?

Ответы: В Чамзинском.

ИТОГ

Воспитатель: Верно, что мы там делали?

Дети: Ели Лапшевник.

Воспитатель: Правильно, а что ещё мы ели?

Дети: Блины.

Воспитатель: Верно, а каком районе мы ели блины?

Дети: В Старошайговском.

Воспитатель: Правильно, в каком районе мы пили квас?

Дети: В Ардатовском.

Воспитатель: Как называется квас, на мордовском языке?

Дети: Поза.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ну вот и закончилось, наше с вами путешествие, ну а нам пора прощаться, в путь дорогу собираться.

Воспитатель подводит участников к дорожкам. Раскатывает дорожку – полотно. Возвращаются к дубу.

Воспитатель: Спасибо вам за путешествие, в следующий раз, мы посетим другие районы нашей Мордовии. Вастомазонок!

Литература

1. Всё о Мордовии. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997. С. 264-268.

2. Корнишина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы : исторические корни, структура, формы бытования. — Саранск, 2000;

3. Мордовская кухня : / [сост. С. С. Маркова]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2008.

Публикации по теме:

Беседа с детьми «Ушедшие в бессмертие» (о воинах — интернационалистах Мордовии, не вернувшихся с Афганской войны)Беседа с детьми «Ушедшие в бессмертие» (о воинах — интернационалистах Мордовии, не вернувшихся с Афганской войны) Уважаемые коллеги! Накануне дня Защитника Отечества в старшей группе я провела беседу о воине - интернационалисте Афганской войны Сергее.

Беседа с презентацией с детьми старшей группы «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?»Беседа с презентацией с детьми старшей группы «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Цель: познакомить детей.

Дидактическая игра-лото «Готовим белорусские национальные блюда»Дидактическая игра-лото «Готовим белорусские национальные блюда» Данная игра-лото сформирует у воспитанников представления о видах блюд белорусской национальной кухни, о продуктах, необходимых для их.

Дидактическая игра «Овощные блюда»Дидактическая игра «Овощные блюда» Главной целью игры является овладение образованием относительных прилагательных и их употребление в составе предложения. Она предназначена.

Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии»Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

Конспект НОД «Флаг моей малой Родины — Мордовии»Конспект НОД «Флаг моей малой Родины — Мордовии» Конспект НОД "Флаг моей малой Родины — Мордовии"(для детей среднего дошкольного возраста) Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект НОД «Знакомство с Красной книгой Мордовии» во второй младшей группе Конспект НОД "Знакомство с Красной книгой Мордовии" во второй младшей группе. Автор: Чернова Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский.

Мастер-класс по изготовлению национального удмуртского блюда «Перепечи»Мастер-класс по изготовлению национального удмуртского блюда «Перепечи» Мастер класс по изготовлению национального удмуртского блюда «Перепечи» с детьми старшего дошкольного возраста. Перепечи- удмуртское национальное.

Методическая разработка «Адыгейские национальные игры» Цель: знакомство с национальными играми малой Родины. Задачи: воспитывать активное и сознательное поведение у детей в коллективе; -учить.

Познавательно-игровая программа для детей 5–6 лет «Возродим национальные игры вместе» ВОЗРОДИМ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ ВМЕСТЕ (познавательно-игровая программа для детей 5-6 лет) Москаленко Елена Анатольевна ГККП «Детский сад» №3.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Национальные блюда Мордовии»
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 06:26
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Национальные блюда Мордовии»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Леонтьева (УИ 231910) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД