Елена Леонтьева
Мастер-класс «Национальные блюда Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему : «Национальные блюда Мордовии»
(Данный масстер-класс, сначала был проведён с коллегами на педагогическом часу)
Цель: ознакомление детей с национальной кухней мордовского народа.
Задачи: дать воспитанникам представление о национальных блюдах; формировать у детей широкую, целостную картину мира, расширять кругозор о национальной мордовской кухне; развивать логическое мышление, внимание, память; Возрождение и сохранение традиций мордовской культуры; воспитывать у детей уважение к традициям мордовского народа и народов других стран.
Публикация «Мастер-класс „Национальные блюда Мордовии“» размещена в разделах
Словарная работа: «Поза» - квас, «Лапшевник» - крахмальная лапша, «Суронь пачалксеть» - пшённые блины, «Якстерька» - свёкла, «Ал» - ал.
Материалы и оборудование: Дерево Дуб, лавочки, коврики, сундуки – синий, красный, зелёный. Изба мордовская, печка, сахарная свёкла, квас, яйца, курятник, курочки несушки в гнёздах, лапшевник, блины, варенье, мёд, салфетки. Посуда на количество участников.
Ход МАСТЕР-КЛАССА :
Воспитатель: Шумбратадо вечкевикс оят! Я рада вас приветствовать сегодня на своем мастер классе.
Для участия в нем мне понадобится 5 – 6 человек. Желающие выходите пожалуйста ко мне. (Участники выходят).
Воспитатель: Подходите к великому и могучему мордовскому дереву - Эчке Тумо. Вставайте в круг. Сегодня, я хочу вам предложить, отправится в увлекательное путешествие, по районам нашей республики. Кто знает, в какой республике мы живем?
Ответы детей: Мордовия.
Воспитатель: Верно, а как называется наш город?
Ответы детей: Саранск.
Воспитатель: правильно, в нашей республике много разных районов и каждый район славится своими традициями, мастерством и умением готовить национальные мордовские блюда по особому рецепту, которое они передают из поколения в поколение. Хотите познакомится с некоторыми из них?
Ответы: да.
Воспитатель: тогда дружно отправляемся в наше путешествие.
Воспитатель подводит участников к дорожкам. Раскатывает дорожку – полотно.
По дорожке мы идем и с пути мы не свернем, в Ардатовский район придём, сундук красный мы найдём.
Встают полукругом около сундука.
Воспитатель: Посмотрим, что же находится в сундуке, отгадайте-ка вы загадку. (Загадка про свёклу)
Говорят, на вкус и цвет,
Никаких подружек нет.
Но она для всех мила,
И полезна и вкусна.
К сентябрю земля намокла,
Мы выкапываем … .
(Свекла)
Ответы:
Воспитатель: сейчас проверим, Лена открывай сундук, посмотри, что там внутри.
Достают свеклу.
Воспитатель: правильно, это свекла. У нас в Мордовии в Ардатовском районе, выращивают самую сладкую и полезную свеклу. На мордовском языке свёклу называют «якстерька». Повторим все вместе.
Инд. раб.
А вот что из нее готовят мы узнаем, посетив мордовскую избу. Давайте зайдем в нее, и присядем на скамейку.
Воспитатель с участниками проходит в избу, садятся.
Стол, скамейки, половички, прялка, кувшин, гармонь, салфетки, чугунок, свекла свежая, сушеная.
Воспитатель: молодцы, а вы знаете где растет свекла?
Дети: В огороде, на грядке.
Воспитатель: правильно, свекла — это овощ, фрукт, а может быть ягода?
Дети: Овощ.
Воспитатель: Какие блюда можно приготовить из свёклы?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А я хочу познакомить вас с сахарной свёклой и с мордовским национальным напитком свекольным квасом. На мордовском языке квас – «Поза». Ёе готовят из сахарной свеклы. По вкусу напиток напоминает квас, который мы покупаем в магазине.
Позу готовили на каждый большой праздник. А если хозяйка не ленилась, то и в будни пили позу. Поза не только утоляет жажду, но и сытна. Так и говорят о ней: много выпьешь - мало съешь! Поза и в радости - свадьбе, и в горести - тризне - всегда была в чести.
Поднимая чащу с позой, говорили: "Мордовскую позу пьёшь - здоровье наживешь!»
Для приготовления кваса нам нужна сушёная свекла – сушат её в мордовской печке. Посмотрите, как она выглядит. Можно попробовать ее. (Дать попробовать свеклу – сушенную.)
Дети пробуют на вкус.
Воспитатель: Ребята, какой вкус у свёклы?
Ответы: Сладкий.
Воспитатель: Верно, затем, нам нужна тёплая вода и сахар. Когда сахар растворится, добавляем сушёную свёклу. (Воспитатель показывает процесс приготовления).
Квас должен постоять три дня в теплом месте. (Воспитатель убирает кувшин под стол, и достает оттуда готовый квас).
Когда квас будет готов, его можно пить. Хотите попробовать и утолить жажду позой?
Ответы:
Воспитатель: а ещё из кваса делают летний суп - окрошку.
Ну, а нам пора отправляться дальше.
Встают подходят к сундуку. Воспитатель подводит участников к дорожкам. Раскатывает дорожку – полотно.
Воспитатель: По дорожке мы идем и с пути мы не свернем, в Чамзинский район придём, сундук синий мы найдём. А чтобы узнать, что в синем сундуке, нужно отгадать загадку.
Хрупкий белый домик,
Но внутри не гномик.
Там цыпленочек живет
Вылупится скоро в срок.
Как же домик называют?
Думаю, ответ все знают.
Дети: Яйцо.
Воспитатель: сейчас проверим, Катя открывай сундук, посмотри, что там внутри.
Достают яйцо
Воспитатель: правильно, это яйцо. На эрзянском языке яйцо – «Ал». Повторите вместе.
Дети: дети повторяют. Индивидуальные ответы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда берутся яйца?
Дети: В магазине, снесла курица, из деревни.
Воспитатель: У нас в Чамзинском районе находится самая большая птицефабрика, на которой птицы несут яйца, которые собирают и привозят в магазин. И сегодня у нас с вами есть возможность отправиться на птичий двор чтобы самим попробовать собрать яйца.
Дети подходят к птичьему двору. Телега с сеном, гнезда (скамейки, курицы, корзинки для яиц, скамейки. Печка, лапша (в сыром виде, пустая пачка сливочного масла, яйца.
Воспитатель: ребята, посмотрите птица яйца несут в гнездах. Для того, чтобы собрать их, нужно убедиться, что птицы нет в гнезде. И аккуратно собрать яйцо в корзину. Воспитатель показывает.
Воспитатель: посмотрите, какое яйцо снесла к нашему приходу курочка. А теперь вы попробуйте собрать яйца.
Дети собирают, звучит фонограмма кудахтанья птиц.
Воспитатель: какие молодцы, полную корзину яиц собрали! Кто помнит, как называют яйцо на эрзянском языке?
Ответы: Ал.
Воспитатель: Теперь проходите, садитесь на скамейки.
Садятся на скамейки около птичьего двора.
Воспитатель: держит в руках корзину с яйцами. Ребята, а что можно приготовить из яиц?
Ответы: яичницу, омлет.
Воспитатель: все верно, а я хочу вам рассказать о национальном мордовском блюде, которое любят и малыши, и взрослые. Называется оно – «Лапшевник».
Для его приготовления нужна крахмальная лапша, молоко, сливочное масло и много яиц. Блюдо является очень простым и вкусным! Давайте посмотрим, как его готовят.
Видео презентация.
Воспитатель: Хотите попробовать это мордовское блюдо?
Ответы:
Воспитатель подходит к печке, берёт чугун с лапшевником.
Воспитатель: Угощайтесь гости дорогие. Приятного аппетита! (Ярсадо паро мельсэ)
Гости угощаются.
Воспитатель: вкусно? Это блюдо, обладает особенным вкусом, так как готовят её в чугунке и в печке. Вспомните, как оно называется?
Ответы Лапшевник.
Воспитатель: А нам пора отправляться дальше.
Встают, подходят к сундуку. Воспитатель подводит участников к дорожкам. Раскатывает дорожку – полотно.
По дорожке мы идем и с пути мы не свернем, в Старошайговский район придём, сундук зелёный мы найдём. Чтобы узнать, что в нём лежит, нужно отгадать загадку.
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.
Ответы: мука.
Воспитатель: сейчас проверим, Валя открывай сундук, посмотри, что там внутри.
Достают муку
Воспитатель: правильно, это мука. А вы знаете откуда берут муку?
Ответы:
Воспитатель: выращивают зерно, его перемалывают на мельницах и получают муку. В Старошайговском районе в этом году убрали очень много зерна. Что составило более 100 тысяч тонн — это рекордный показатель для района. На мордовском языке мука будет «почт».
Воспитатель: Верно, как думаете, что можно приготовить из муки?
Ответы: булки, хлеб, пирожное, пироги.
Воспитатель: Есть ещё одно любимое блюдо мордвы – пшённые блины, которые выпекаются очень толстыми. Их едят с молоком, сметаной, коровьим маслом. На эрзянском языке их называют – «Суронь пачалксеть».
Воспитатель: приглашаю всех в гости на «Суронь пачалксеть». Присаживайтесь гости дорогие, угощайтесь, не стесняйтесь.
Садятся за столы. На столах самовар с баранками, сушками. Чашки с чаем, варенье, блины, пшено, мука, сахар, соль, дрожжи. Салфетки.
А пока вы пробуете, я вам расскажу секрет приготовления блинов. Нам понадобится пшеничная мука, пшено (воспитатель показывает, сахар, соль, дрожжи, молоко, вода. Готовится опара из пшеничной муки, сахара и дрожжей, замачивают пшено. Когда опара осядет, в нее кладут яйца, добавляют сахар и остальную муку. Замешанное тесто ставят в теплое место на 2-3 часа для брожения. Когда тесто поднимется добавляем соль и вливаем крутой кипяток. Даём постоять 10-15 минут и затем выпекают. Блины выпекают на хорошо разогретой сковороде, смазанной маслом. Подают блины с топлённым маслом, с мёдом, со сметаной.
Раньше блины выпекались в печке.
Воспитатель: И вы гости дорогие угощайтесь.
Угощает зрителей. Вадрясто ярсадо!
Воспитатель: все отведали мордовских блинов? Теперь вытирайте руки, да расскажите мне в каких районах Мордовии мы с вами побывали и что попробовали?
Ответы: В Чамзинском.
ИТОГ
Воспитатель: Верно, что мы там делали?
Дети: Ели Лапшевник.
Воспитатель: Правильно, а что ещё мы ели?
Дети: Блины.
Воспитатель: Верно, а каком районе мы ели блины?
Дети: В Старошайговском.
Воспитатель: Правильно, в каком районе мы пили квас?
Дети: В Ардатовском.
Воспитатель: Как называется квас, на мордовском языке?
Дети: Поза.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ну вот и закончилось, наше с вами путешествие, ну а нам пора прощаться, в путь дорогу собираться.
Воспитатель подводит участников к дорожкам. Раскатывает дорожку – полотно. Возвращаются к дубу.
Воспитатель: Спасибо вам за путешествие, в следующий раз, мы посетим другие районы нашей Мордовии. Вастомазонок!
Литература
1. Всё о Мордовии. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997. С. 264-268.
2. Корнишина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы : исторические корни, структура, формы бытования. — Саранск, 2000;
3. Мордовская кухня : / [сост. С. С. Маркова]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2008.