Мария Шишкова
Мастер-класс «Логоритмика — праздник речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
на тему:
«Логоритмика – праздник р ечи»
Цель мастер-класса : повышение уровня компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей.
Форма проведения: мастер-класс с использованием информационного материала.
Участники: педагоги
Материал: презентация
Содержание:
1. Сообщение
2. Практическая часть:
Публикация «Мастер-класс „Логоритмика — праздник речи“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
2.2. Игровой прием «Знакомство»
2.3. Музыкально-ритмическая игра «Птицы-пальчики»
2.4 Подвижная игра с речевым сопровождением «Золотые ворота»
2.5. Игровой контактный массаж «Капуста»
2.6. Пальчиковая игра «Дятел»
3. Рефлексия
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с методами и приемами на занятиях с использованием логоритмики;
- показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников;
- создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного и профессионального стиля при работе с детьми.
Актуальность:
Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня я представлю вашему вниманию мастер-класс на тему «Логоритмика-праздник речи». Но сначала я расскажу Вам, что такое ЛОГОРИТМИКА и где можно ее применять.
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Работая с детьми, мы замечаем, что некоторые из них переставляют или заменяют в словах слоги. Ребенок может путать слова в стихотворении и с трудом его запоминает. Сложности разные, а причина одна – неразвитое или нарушенное чувство ритма.
Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является логопедическая ритмика
Логоритмика – это один из видов здоровьесберегающих технологий и одна из форм логопедической работы. Занятие логоритмикой – это сочетание пения, движения и речи. Именно такая взаимосвязь позволит закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие.
Чем лично меня заинтересовала логоритмика? Во-первых, это близко детской природе (игра, движение, песня, танец). Во-вторых, она позволяет комплексно решить ряд задач из различных образовательных областей, т. е. интеграция, что соответствует современным требованиям дошкольного образования.
Ну что ж, от теории перейдем к практике.
.
Практическая часть:
Начнем практическую часть со знакомства. Участники мастер-класса передают мяч по кругу, называют свое название цветка, начинающееся на букву своего имени (Марина- маргаритка, Ольга - орхидеи т. д.).
- Спасибо, у нас получился прекрасный букет!
Сегодня под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии (терапия движения, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. И сейчас я хочу вам предложить поиграть вместе со мной в Музыкально-ритмическую игру «Птицы – пальчики» (с палочками или карандашами) автор Железнова
Птицы пальчики летят, то вперед,
а то назад, что за пальчики, скажи – это пальчики мои.
Стучим палочками по столу.
Вверх взлетели высоко, полетели далеко,
вот уже над головой–
не пора ли вам домой.
Стучим палочка о палочку над головой.
Птицы возвращались, плавно опускались,
прилетели сели – кушать захотели.
Стучим палочка о палочку перед собой.
Просто поклевали, видно, что устали.
Стучим по очереди палочками по столу.
Пальцы отдыхают и опять взлетают.
Палочки лежат на столе.
Эти упражнение (музыкально-ритмические игры) можно использовать в ОД по художественно-эстетическому развитию (для развития мелкой моторики, по формированию элементарных математических представлений и т. д.
Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
• Пальчиковая гимнастика «Дятел»
(1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,
(2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков.
(3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,
(4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.
1 - правую ладонь выставить перед собой и растопырить пальцы - это "дуб" и постукивать пальцами левой руки, сложенными в щепоть - это "клюв дятла"
2 - слегка пощипать
3 - на слово «гром» хлопнуть по ладони, а затем побарабанить пальцам
4 - одну руку складываем в кулак и накрываем другой рукой.
• Пальчиковая гимнастика «Водичка»
- С какой горы ты бежишь сюда, Водичка моя прохладная? (шевелим пальчиками и делаем махи руками сверху вниз)
- С той высокой горы, - отвечала вода (вытягиваем руки вверх)
Где снежная шапка громадная (складываем «домик» над головой)
- Ответь мне скорей: побежишь ты куда, Водичка моя прохладная? (расслабляем руки в запястьях и опускаем вниз пальчики)
- На луг побегу, - отвечала вода, туда где цветы нарядные. (складываем пальчики в «цветочек»)
- Ты лучше осталась бы здесь авсегда, водичка моя прохладная! (шевелим пальчиками)
- Я в садик спешу, - отвечала вода, где гроздья висят виноградные (руки опускаем вниз и вращаем в запястьях)
- А солнышко сядет, что будет тогда, водичка моя прохладная (разводим в стороны)
- В канаву стеку, - отвечала вода, пусть козлик попьет, я не жадная! (делаем рожки, как у козлика)
В любой образовательной деятельности, на пример, по физическому или музыкальному развитию проводится подвижная игра, желательно с текстом, который определяет ритм движений, что способствует развитию речи дошкольника. Вот и сейчас мы с вами немного поиграем.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Золотые ворота».
Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр. Выбирается двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Проходите господа
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас
Игровое упражнение на внимание «Лишняя птица»
Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: чибисы, чижи, галки и стрижи,
Прилетели птицы: аисты, кукушки, совы и ватрушки.
В заключительной части занятия я использую упражнения на релаксацию- массаж, самомассаж.
Игровой контактный массаж
Предлагаю гостям встать "паровозиком" и сделать друг другу массаж. Затем можно повернуться в другую сторону и повторить массаж.
"Капуста"
Мы капусту рубим, рубим. (Стучим по спине рёбрами ладоней).
Мы морковку трём, трём. (Трём спину кулачками).
Мы капусту солим, солим. ("Бегаем" пальчиками по спине).
Мы капусту жмём, жмём. ("Жмём").
Сок капустный пьём, пьём. (Гладим спину).
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика - совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе. (со всеми возрастами)
Рефлексия мастер - класса
Уважаемые гости! Сегодня вы посмотрели мой мастер-класс по логоритмике. Благодарю Вас за то, что так старательно выполняли все задания. Я желаю Вам успехов в выбранной вами профессией. Желаю Всем профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!
Спасибо за внимание!