маргарита соснина
Мастер-класс с родителями и детьми «Навстречу чистой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс с родителями и детьми «Навстречу чистой речи»
Уважаемые родители, давайте все вместе, с детьми организуем круг. Поиграем в игру «Давайте поздороваемся». Я задам вам вопрос, если вы согласны с ответом, то вытягиваете руку вперед и касайтесь своими пальцами с пальцами соседа, так чтобы получилось солнышко.
Приветствие «Давайте поздороваемся»
– Здравствуйте те, кто радуется каждому прожитому дню!
Публикация «Мастер-класс с родителями и детьми „Навстречу чистой речи“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
– Здравствуйте те, кто не хотел утром вставать с постели!
– Здравствуйте те, кто ждёт повышение зарплаты!
– Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку!
– Здравствуйте те, кто очень любит своего ребенка!
– Здравствуйте те, кто знает, как меня зовут!
– Здравствуйте те, кто на ночь читает сказку своему ребенку!
– Здравствуйте те, кто готов общаться!
А нашим деткам предлагаю следующую игру: «Назови свое имя»
Предлагаю вам, ребята, назвать своё имя, затем сказать с какого звука начинается твое имя, также построить маленькое солнышко, говорить нужно полным предложением. Меня зовут Толя, мое имя начинается со звука Т.
Приглашаю вас сесть на стулья.
Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребёнка – это цель, к которой мы должны стремиться. Достигнуть этой цели нелегко и нас беспокоит, что растёт число дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.
Сегодня вашему вниманию будут представлены различные игровые приемы коррекционной работы для закрепления в домашних условиях, т. е. как с пользой провести свое домашнее время, играя в логопедические игры. Вы узнаете для чего нужно проводить артикуляционную, пальчиковую гимнастику, в какие словесные игры можно поиграть и как в игровой форме формировать связную речь.
Любите ли вы своего ребёнка? Хотите, чтобы он добился в жизни успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно. Предлагаю стать для вашего ребёнка «домашним логопедом» и совместными усилиями помочь ребёнку овладеть КРАСИВОЙ РЕЧЬЮ.
Cегодня я хотела бы поделиться с вами маленькими секретами проведения моих логопедических занятий. Я не открою тайну, если скажу, что каждое свое занятие я начинаю с артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата (губ, щёк, языка, уздечки).
Гимнастика для рук и ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы, что бы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, он и так «без костей?»
Оказывается язык – это главная мышца речи и для неё, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился».
Сейчас мы с вами освоим эту волшебную гимнастику, зарядку, без которой звуки не появятся.
Я вам расскажу сказку и вы вместе со своими детьми будете за мной повторять.
Сказка называется «В гости к бабушке и дедушке».
ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,
С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ – В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами).
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух).
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ – ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,
НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ – НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
Также существуют нетрадиционные техники проведения артикуляционной гимнастика, одну из них я вам покажу. Называется она Сладкая зарядка.
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону.
Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными.
Если у ребенка есть проблемы с речевым развитием, то занятия пальчиковой гимнастикой ему просто необходимы! И следует помнить, что начинать такие занятия необходимо как можно раньше! Ведь установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором:
* стимулирующим речевое развитие ребенка,
* способствующим улучшению артикуляционной моторики,
* подготовке руки к письму
Вот сейчас мы с вами поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра: «Не плачь куколка моя»
Не плачь, куколка моя, (гладить ладонь руки)
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть, (погрозить пальцем)
Нужно мне перестирать: (имитируем стирку.)
Твои платья и носки, (показываем руками)
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток, (налить воды в таз)
В таз насыплю порошок. (посыпать порошок)
Пену снежную взобью, (руками взбить пену)
Постираю и пойду. (постирать и «шаги»)
Пока светит солнышко, (ладонями «солнце»)
Натяну веревочку. (веревочка)
К ней одежду прикреплю, (пальцами щепотки)
Ветерком все просушу. (ладонями ветерок)
Утюгом туда-сюда (погладить)
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем, (кулачки замочком)
А теперь и отдохнем. (Кладём ручки на стол)
«Мы рисуем»
Воспитатель предлагает на тарелочке с манкой порисовать пальчиком правой руки (потом левой, затем двумя руками одновременно) – дождик, забор, волну, геом. фигуры, домик, солнышко… - Когда вы играете с ребёнком, то усложнить упражнение можно добавив элемент для развития логического мышления: Вы рисуете только половинку предмета, а ребёнок угадывает, что это за предмет и дорисовывает его.
«Котёнок шалунишка»
Воспитатель предлагает родителям взять бельевую скрепку и одевать её поочерёдно на пальчики сначала одной руки, потом другой руки под стихотворный текст.
Кусается больно котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Но я, же играю с тобою малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе – «Кыш!»
Игра с бумагой.
Воспитатель предлагает родителям взять лист бумаги и скомкать его в комок, как можно крепче. Затем расправить и разгладить лист. Играя дома с ребёнком, Вы можете предложить ему игры с этими комочками «Меткий стрелок» или «Попади в корзинку».
Существует множество речевых игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
Предлагаю поиграть в следующие игры, которые обогащают словарь.
№1 "Подбери предмет к слову " (с мячом)
Послушайте правила игры. К каждому слову – действию подберите названия предметов.
Можно стирать… (одежду, платье, банты, рисунок карандашом, пыль)
Можно пить… (воду, сок, морс, компот, квас)
Можно жарить… (рыбу, картошку, овощи, мясо, курицу)
Можно рисовать… (солнце, дом, куклу, пейзаж, портрет)
Можно мыть… (полы, окно, посуду, руки, волосы, глаза)
Можно фотографировать… (людей, подругу, маму, природу, закат)
Можно дарить… (подарок, духи, цветы, улыбку, добро)
№2 «Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо)
№3 «Скажи наоборот»
Сейчас мы превратимся в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я буду называть слово, а вы говорить наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
друг … враг
день … ночь
радость … грусть (печаль)
жара … холод
зло … добро
правда … ложь
хорошо … плохо
тяжело … легко
высоко … низко
можно … нельзя
трудно … легко
быстро … медленно
говорить … молчать
покупать … продавать
поднимать … опускать
бросать … поднимать
прятать … искать
зажигать … тушить
№4 "Цвет и ответ Подбери названия трех предметов такого же цвета.
Монета такого же цвета, как…
Больничный халат такого же цвета, как…
Помидор такого же цвета, как…
Елка такого же цвета, как…
Вишня такого же цвета, как…
Ствол дерева такого же цвета, как…
Цыпленок такого же цвета, как…
Облако такого же цвета, как…
Кирпич такого же цвета, как…
№5 Игра «Поймай слог»
Игра на развитие слухового внимания, быстроты.
Я вам называю поочередно каждому слог, а вы должны «превратить» его в слово. Например: па-папа, панама…;
ма – мама, магазин…; ку-кукла, кукушка…;
та – тапки, танк…; ша – шапка, шашки…;
со – сова, сокол…; ра – радость, ракета…
Как видите, все предложенные игры и упражнения для развития речи дошкольников, не требуют специального образования и знаний. Главное — находить для этого время и не лениться. Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы не можете отвернуться от плиты. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.