Светлана Зайнутдинова
Мастер-класс на тему «Лайфхаки для наставников»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день наставничество является одной из распространенных и важных составляющих системы образования. В любой дошкольной организации формально или неформально присутствует наставничество. Наставничество — непростое дело, требующее от человека эмоциональной и физической подготовки, сил и времени.
Актуальность заключается в том, что очень трудно выбрать наставника, так как недостаточно иметь богатый опыт за плечами, чтобы качественно обучать подопечных. Среди наставников встречаются такие, которые обладают колоссальными знаниями, но не могут доступно донести тему. Или считают, что «объяснять нечего — и так все предельно понятно. Чтобы работа наставника была эффективной, ему необходимо уметь налаживать контакт с людьми и прислушиваться к их проблемам, быть лояльным и наблюдательным.
Публикация «Мастер-класс на тему „Лайфхаки для наставников“» размещена в разделах
Вопрос аудитории:
- Ответьте пожалуйста, как вы понимаете, что такое наставничество? (фиксация ответов)
Верно, наставничество – это форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
- Все мы знаем, что участниками наставнической деятельности являются:….(куратор, наставник, наставляемый).
- А кто на ваш взгляд может быть наставником?
(фиксация ответов)
- А кто-нибудь из вас был наставником и имеет опыт такой работы?
(ответы)
Обобщение (я поняла, что вы имеете только теоретические представления о деятельности наставника, но практического опыта работы не имеете. Или: я рада, что в аудитории есть педагоги-наставники.).
Проблема – отсутствие у педагогов опыта наставнической деятельности.
Проговариваю: Мы тоже столкнулись с данной проблемой и перед нами встали такие вопросы:
- кто может стать наставником ( или: как выбрать наставника);
- как подготовить наставников к предстоящей работе?
Мы начали работу в этом направлении и хотим поделиться с вами своими находками.
Цель мастер-класса : ознакомление с педагогическими находками, помогающими эффективно выстроить работу по подготовке наставников.
Проговариваю: в ходе нашего мастер-класса мы постараемся ответить на эти вопросы.
Первый вопрос. Как выбрать наставника? Предлагаю высказать свои предположения. (ответы)
Все верно. Выбор наставника – это очень важный и ответственный шаг. Далеко не все смогут ими стать.
Я хочу поделиться, с вами тем, как мы в нашем детском саду выбираем наставников. На наш взгляд, одним из эффективных способов выбора наставников может быть созданная нами база данных наставников.
Наш лайфхак. Мы создали вот такой банк данных, в котором указали Ф. И. О. педагога, педагогический стаж, категория, должность, направления курсовой подготовки, важные достижения педагога, интересы педагога. Исходя из этого мы видим:
- в какой области педагог более компетентен и
- чем он может поделиться с наставляемым.
Предположим, мы выявили кандидатуры педагогов, которые могут стать наставниками. Но не все охотно берутся за наставничество. Тут мы сталкиваемся с определенными трудностями, рисками.
Какими могут быть эти трудности?
(ответы)
Риски, проблемы
Верно, существует множество рисков и проблем.
Наставничество навязано сверху
Отсутствие у части педагогов восприятия наставничества как механизма профессионального роста педагогов
Высокая нагрузка на наставников и наставляемых
Низкая мотивация наставников (наставники не хотят учить новичков)
Недостаточно высокое качество наставнической деятельности и формализм в выполнении функций наставника
Низкая мотивация наставляемых
Наставники не владеют навыками обучения.
Как на ваш взгляд можно справиться с данными рисками? (ответы)
Существуют разные формы мотивации, например:
наставники могут быть рекомендованы для включения в резерв управленческих кадров;
наставническая деятельность может быть учтена при проведении аттестации, при конкурсе на занятие вакантной должности (карьерный рост, при выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри;
награждение наставников
Одной из важных составляющих является материальная заинтересованность педагогов.
В нашем детском саду мы организовали материальное стимулирование педагогов-наставников.
Мы уже сказали, что одной из трудностей в организации работы наставников является то, что наставник порой не знает, как правильно выстроить свою работу с наставляемым. Т. е. и самому наставнику нужна помощь.
А кто, по вашему мнению, должен оказать необходимую помощь наставнику? (куратор)
Кура тор (от лат. Cur tor — «опекун») — тот, кто наблюдает за ходом определённой работы или иным процессом, помогает, направляет, контролирует. (Википедия)
В нашем детском саду тоже есть куратор, который помогает наставникам ответить на вопросы : с чего начать наставникам свою работу, что должен знать и уметь наставник, как сделать работу наставника качественной и эффективной.
Еще один лайфхак – это алгоритм обучения наставников, который мы разработали:
1. Подбор методических материалов для наставников (обучение эффективным коммуникациям, разбор этапов написания и реализации программы персонализированной программы наставляемых, обучение самоанализу и самопрезентации, подбор анкет для выявления затруднений наставляемых и др.);
2. Разработка памяток для наставников : «Задачи наставнической деятельности», «Методы наставнической деятельности», «Основные принципы наставника», «Манифест наставника», «Кодекс наставника», «Руководящие принципы наставника» и др.
3. Создание совместно с педагогом-психологом кейса ролевых игр,
тренингов, направленных на повышение эффективности работы наставника.
Такой несложный алгоритм работы помогает нам в процессе обучения и подготовки наставников.
А теперь я предлагаю вам поработать в группах и выступить в роли кураторов. Первой группе я предлагаю составить кодекс наставника, а второй расшифровать руководящие принципы наставничества.
( Раздаем листы с определением: Кодекс — документ или неформальный свод правил, содержащий основополагающие принципы поведения, деятельности и т. п. (википедия) и листы с принципами без расшифровки)
Рефлексия
(прочтение педагогами результатов практической деятельности)
Вы все правильно написали. Я хочу вам предложить ряд памяток, которые вы сможете использовать в своей работе.
А теперь давайте вернемся к вопросам, которые мы задали в начале нашего мастер-класса :
- кто может стать наставником ( или: как выбрать наставника);
- как подготовить наставников к предстоящей работе?
Как вы думаете, нам удалось получить ответы на эти вопросы?
Если наши педагогические находки, лайфхаки были для вас интересны, и вы взяли их на заметку, поставьте галочку под картинкой с изображением чемодана, а если информация была бесполезной и не нужной, поставьте галочкупод картинкой с изображением корзины.
Анализ результатов.
Всем большое спасибо за активную работу.