Мацькайло Инна
Мастер-класс «Креативное мышление учителя-логопеда в развитии творческих способностей младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему :
" «Креативное мышление учителя-логопеда в развитии творческих способностей младших школьников»
Цель:
Создать условия для развития и расширения креативного мышления учителей-логопедов для развития творческого потенциала младших школьников
Задачи:
• Раскрыть значение креативного мышления в работе учителя-логопеда.
• Повысить профессиональную компетентность учителей-логопедов в вопросах развития творческих способностей младших школьников.
• Развивать креативность педагогов через игровые упражнения..
Публикация «Мастер-класс „Креативное мышление учителя-логопеда в развитии творческих способностей младших школьников“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Креативность, или творческие способности — это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи.
Креативность — это интеллект + воображение.
Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.
Важной задачей современной системы дошкольного и школьного образования является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для детей и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями.
Наши способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений. Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Современная психология доказала, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками не обладал малыш от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе деятельности, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю ребенка, укрепляет его внимание и память. «Чем больше ребенок располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях будет его творческая исследовательская познавательная деятельность» - писал классик отечественной психологии Л. С. Выготский. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию детей к творчеству, создавать условия для развития их креативных способностей.
В последнее время все чаще наблюдается тенденция к увеличению количества детей с различными нарушениями устной и письменной речи, с разнообразной структурой дефекта и степенью его выраженности. У таких детей недоразвиты не только все компоненты речи, но и мышление, память, внимание, воображение, эмоционально-волевая сфера, личность ребёнка в целом.
Основная цель логопедической работы в условиях ОУ – оказание помощи обучающимся, имеющим нарушение в развитии устной и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ.
Одним из направлений логопедической работы является развитие речевых творческих способностей ребёнка, подразумевающее развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления.
Творческие способности у детей с нарушениями речи развиваются несколько по-другому. Представления о предметах у них неточные и неполные, практический опыт недостаточно обобщается и закрепляется в слове. Чем тяжелее нарушения речи, тем труднее ребенку проявить своё творчество. Рисунки таких детей отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются в создании нового образа.
По словам психолога О. Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Художественное творчество (рисование) дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Таким образом, в процессе логопедических занятий происходит активное стимулирование мелкой моторики кистей рук, различных зон головного мозга, развитие связной речи, грамматического строя и произносительной стороны речи, а также развитие творческих способностей, фантазии детей.
В работе с детьми с речевыми нарушениями развитие творческих способностей - обходной путь для формирования адаптивных способностей, т. к. творчество позволяет активизировать познавательную, речевую, эмоциональную и поведенческую составляющие личностного развития ребенка.
Важным условием для развития творческого потенциала обучающихся является воспитание педагогом собственной креативности. Чтобы развивать творческие способности детей, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к преодолению в себе силы инерции, шаблона, формальности в работе.
1. Упражнения, развивающие креативное мышление
«Безумства архитектора».
Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. (Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову).
Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.
К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т. д.
2. Закройте глаза.
Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в правую руку. Другой рукой нарисуйте его на бумаге.