Галина Сасс
Мастер-класс на тему «Использование шумовых музыкальных инструментов, как форма работыв развитии эмоциональной сферы дошкольн»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование шумовых музыкальных инструментов
как форма работы в развитии эмоциональной сферы
детей дошкольного возраста
Цель:
Распространение педагогического опыта использования различныхприемов в развитииэмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
• продемонстрировать приемы развития у воспитанников творческих способностей посредством игры на шумовых инструментах;
• создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;
• прокомментировать эффективность используемых приемов;
• вызвать положительные эмоции средствами творчества и полученного результата.
Образовательный продукт: шумовой музыкальный оркестр.
Оборудование:
• мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;
• музыкальное сопровождение;
• шумовые музыкальные инструменты (в том числе трещотка, бубен, колокольчик, маракас, металлофон, треугольник, палочки, ложки, кубики (по количеству участников мастер-класса).
Основные этапы мастер-класса
1. Организационный (приветствие, введение в тему мастер-класса)
2. Постановка педагогической проблемы
3. Демонстрационный (демонстрация наиболее эффективных приемов работы,
комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме)
4. Заключительный (подведение итогов, рефлексия)
Организационный
- Добрый день, уважаемые коллеги!
В рамках мастер-класса я представляю опыт работы по использованию различных приемов развития эмоциональной сферыв театральной деятельности детей дошкольного возраста.
Постановка педагогической проблемы. Актуальность.
Музыкальная деятельность включает в себя слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, танцы, музыкальные игры и игра на музыкальных инструментах.
Я уделяю большое внимание именно игре на детских музыкальных инструментах.
Как вы думаете, почему? (Ответы педагогов)
Все верно потому что, игра – это основной вид деятельности дошкольников. Ключевыми понятиями игровой деятельности является:
«интерес»,«удовольствие», «развитие».
Действительно, ребёнку интересно, хочется взять в руки инструменты и поиграть, постучать, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. А нам, взрослым, в этот момент нужно направить в правильное русло ребёнка, научить как!
Некоторые дети во время выступления перед аудиторией испытывают чувство неуверенности, замешательства, волнения, даже страха, что провоцирует психологическую зажатость.
Втеатрализованной деятельности, это очень важные компоненты.
Ведь основным элементом актерских способностей является «эмоциональная сфера»
- воображение, - внимание, - общение и взаимодействие партнеров,
- вера в предлагаемые обстоятельства, - способность к перевоплощению,
- отсутствие самоконтроля и зажимов,
- а также память ощущений и физических самочувствий.
Использование шумовыхмузыкальных инструментов является хорошим упражнением в театральной деятельности. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях: в разных видах музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмическое движение, в театральной деятельности, в выступлениях на праздниках, а так же данные игры могут использовать специалисты д. с., воспитатели в режимных моментах, в самостоятельной деятельности.
Благодаря реализации направления «Инициативное бюджетирование губернаторского проекта «Решаем вместе», наши дети имеют возможность музицировать во время прогулки на свежем воздухе. В этом году была установлена музыкальная площадка на территории образовательного учреждения. Это комплекс музыкальных инструментов для эксплуатации под открытым небом. В неё входят такие музыкальные инструменты, как ударная установка, ксилофон, панфлейта, колокольчики, треугольники, глюкофон, гонг, а так же театральная ширма, столик, магнитно-меловая доска. Ребята рады разнообразию инструментов, весело и с пользой проводят время, мы активно используем её в театральной деятельности для озвучивания сказок, рассказов и стихотворений.
Сегодня продемонстрирую несколько приемов использования музыкальных инструментов, которые я использую в работе в детьми дошкольного возраста. 6 человек
Практическая демонстрация приёмов
Первый прием работа над раскрепощенностью
- С этой целью проводится музыкально-ритмическая игра «Раз-два»
Предлагаю Вам взять ложки и пройти в центр зала.
Задание. Под музыку на сильные доли в такте нужно отстучать ложками ритм.
(звучит 1-я часть «Летки-енки» Р. Лихтенене)
Совместная деятельность педагога и участников мастер-классатрек 1
1т. – Раз, два!
2т. – Раз-два-три и т. д. 8 тактов
Вывод: Попав в руки робкого ребенка, музыкальный инструмент помогает преодолеть
неуверенность в себе.
Второй прием речевоемузицирование
Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи.
а) Базой для речевых игр служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.
Задание. Играем ладошками и проговариваем - пропеваем:
«Хлоп- раз!» Картушинойтрек 2
«Бежали бегемотики»трек 3
б) Сказки-шумелки и озвучивание стихов и сказок
Самаяувлекательная для ребенка форма.
Благодаря использованию инструментов история, стихотворение или сказка становиться более интересной и яркой.
Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка. Можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
ВИДЕООСЕННЯЯ СКАЗКА (речевая игра с музыкальными инструментами)
Этот прием - помогает детям не только с удовольствием заучивать стихи, сказки, но и читать их с особым чувством и выражением.
- Вашему вниманию представлены шумовые музыкальные инструменты, с помощью которых мы создадим музыкально-ритмический рисунок к стихотворению
(раздаю участникам мастер-класса шумовые музыкальные инструменты)
Задание: Внимательно слушайте текст стихотворения и по команде используйте соответствующий шумовой музыкальный инструмент.
ОзвучиваемКухонный оркестр
Наш повар Василий на кухню пришел. Он главный, он сильный, он – как дирижер!
Огромным половником только взмахнет –Оркестр посудный тотчас запоет:
Кастрюли огромные – бом-бом!
Бидоны бездонные – дон-дон!
Чашки для чая – тинь-тинь!
Сковородка большая – динь-динь!
Вилки и ложки – там-там!
Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.
Оркестр играет у нас интересный, Трек 4
А борщ получается – просто чудесный!
после положили инструменты
Такое занятие дает детям возможность творчески подойти к исполнению, проявить при этом свою индивидуальность.
Третий прием координационно-ритмические игры
Они помогают развивать слуховую память, ритмический и тембровый слух, координацию движений и умение действовать согласованно.
Координационно-ритмическая игра «Бубен»
Задание: Я произношу текст, а вы передаете бубен по кругу// вариант у каждого бубен
На слова «дили-дили» - бубен звенит, на слог «дон» - хлопаем в ладоши.
Повторяем движение на каждую строчку.
Трек 5
Бубен весело звенитРебятишек веселит:
-Дили-дили-дили-дон! Дили-дили-дили-дон!
Бубен, спой еще разокТвой чудесен голосок:
-Дили-дили-дили-дон! Дили-дили-дили-дон!
Детям очень нравится упражнения с различными предметами, которые помогают воспроизводить ритмические рисунки. Например:(используем кубики)
трек 6 «Часики»
Цель: Воспроизводим ритмический рисунок под музыку.
Следующая игра
• «Движение-пауза» автор О. Воеводина
Задание: под музыку - двигаемся, играем, а на паузу – молчим.
Трек 7
Детям настолько нравятся эти игры! Чем они хороши?
-развивает координацию движений
-развивает фантазию и воображение
-тренирует два важнейших процесса ЦНС: торможение и возбуждение
-развивает коммуникативные навыки
• «ЭХО» –Цель: Развитие слухового контроля.
Задание: 1-я часть музыки – импровизируем, 2-я часть – повторить ритм.
Трек 8
Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику.
Рефлексия. А теперь пора подвести итог.
Вывод: подобные приемы помогают в процессе работы над развитием эмоциональной сферы детей в рамках театрализованной деятельности. Играть можно с любыми подручными шумовыми инструментами и В любом месте.
Если дети поют и танцуют,
музицируют или рисуют,
Значит дети счастливее стали.
Им мы в этом чуть - чуть помогали.
Значит, трудимся мы не напрасно.
И, профессия наша прекрасна!
Спасибо за внимание.