Елена Чистякова
Использование игровых методов для активизации речи в индивидуальной работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
В воспитании детей раннего возраста главной задачей является развитие активной речи. Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающим. Формировать умение обращаться по различным поводам к взрослым и детям, задавать вопросы, передавать в нескольких словах или простых фразах ранее полученные впечатления. Индивидуальная работа с детьми организуется на том же самом программном содержании, что и обязательные коллективные занятия. Они имеют целью закрепление пройденного материала с учётом индивидуальных особенностей детей.
Публикация «Использование игровых методов для активизации речи в индивидуальной работе с детьми» размещена в разделах
Большое значение для развития речи имеет овладение ребёнком способами действий с предметами. Основными предметами, с которыми он действует, являются игрушки
Занятия с игрушками желательно строить из двух частей. В первой части, во время показа предмета, выполнения действия с ним и произношение различных слов, активизируется восприятие происходящего и употребление детьми различных слов. Например, занимаясь с Олесей, я обращаю её внимание на то, как кукла может танцевать, какое у неё красивое платье. Предлагаю позвать куклу, сказав: «Катя, иди, к нам». Олеся с удовольствием зовёт куклу. Вероятнее всего что, предложив позвать куклу, не обратив прежде на неё внимание, Олеся не сделала бы этого, так как ей было не интересно. Во второй части малышу необходимо предоставить возможность разнообразно действовать с игрушкой, произносить звуки. Звукосочетания, слова. Воспитателю необходимо ребёнка побуждать произносить те слова. Которые давались в первой части занятия. Во время действий с игрушками дети овладевают способами действий и теми словами, которыми воспитатель сопровождает показ игрушек. По мере овладения действиями ребёнок становится разговорчивым. Важно и то, что в результате накопления способов действий с игрушками обогащается самостоятельная игра детей.
В группе стараемся развивать способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления. Воспитатель в своей речи не должен допускать упрощенных слов (бибика, ляля вместо машина, кукла). Исправляем ребёнка, и произносим в сочетании с другими знакомыми словами (нам дали машину, давай положим куклу спать).
По мере возможности организуем как целевые, так и ситуативные наблюдения за живыми объектами, явлениями природы. транспортными средствами. Например, на прогулке идет почти ежедневно наблюдение за состоянием погоды, в основном, подгруппами детей или индивидуально. Дети старшие, могут рассказать о некоторых признаках времён года, времени, части дня.
Немного о проводимых с детьми занятиях.
Лепка «Мы грибок найдём». (Пение песни, показ грибка)
Рисование «Осень» (Лисичка бежала по лесу, собрала листочки, принесла ребятам).
Математика «Много-мало» (кукла Оля собрала грибы, ребят просила посчитать).
Физическая культура – обращаем внимание на название действий, на атрибуты.
Самая большая работа проводится по ознакомлению с художественной литературой, по ознакомлению с окружающим миром. Особенно на этих занятиях активизируется речь детей. Стараемся больше использовать иллюстрированного материала. Старшие дети могут отвечать словосочетаниями из двух- трёх слов, а иногда и более слов. Часто, видя, что-то интересное дети высказываются самостоятельно, без вопроса взрослого.
Даже такие застенчивые дети как Арсений Х., Матвей Е., Ярослава Р.
За последнее время заметно вырос запас слов у Алисы М., Милана П. ,
Саши П.
Важное значение для развития речи имеет чтение книг с иллюстрациями, рассматривание иллюстраций, беседы по прочитанным произведениям.
Вся проводимая работа, использование игровых методов направлена на активизации речи детей, активизации словаря, разговорной речи.