Елена Ерохина
Мастер-класс «Готовим пальчики к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Тайшета
Мастер класс на тему :
«Готовим пальчики к письму»
Номинация: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности»
Подготовила : Ерохина Е. Н.
воспитатель МКДОУ д/с «Рябинка»
Тайшет, 2016
ФГОС дошкольного образования направлен на решение таких задач как:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия;
Публикация «Мастер-класс „Готовим пальчики к письму“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни и их развития.
Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду.
Большое влияние на укрепление здоровья ребенка оказывают игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Ведь истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Поэтому пальчиковые игры тяжело переоценить: они развивают ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу головного мозга. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память, внимание и связная речь.
Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики, отсюда общая неготовность большинства детей к письму и нарушения речевого развития.
Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учёбе. Именно поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для развития ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение.
Начиная работу по подготовке детей к письму основное внимание я обращаю на формирование правильной осанки при письме : учу детей ровно сидеть, держать ручку, самостоятельно работать и ориентироваться на листе.
Особое внимание я уделяю упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки.
Пальчиковая гимнастика - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Очень полезно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, для успешного выполнения детьми разнообразных упражнений. Пальчиковые игры улучшают настроение, очень хорошо влияют на развитие мелкой моторики, на оздоровление и нормализацию общего тонуса организма.
А сейчас я хочу предложить вам немного размять пальчики, улучшить настроение и выполнить пальчиковую гимнастику.
Выполняется пальчиковая гимнастика «У жирафов».
Оздоровительное и тонизирующее действие оказывают игры с крупой, бусинками, пуговицами и мелкими камешками.
Шнуровки, игры со счетными палочками, игры с живым песком, работа с пластилином также очень полезны для развития моторики рук ребенка.
Рисование – занятие очень любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать карандашом или кистью. Можно рисовать на песке, на снегу, на воде, на запотевшем окне. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой или делать отпечатки кусочками скомканной бумаги или ваты. Рисование способствует развитию согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
В образовательной деятельности, подготавливая руку к письму, активно использую такие упражнения, как графические диктанты, штриховки, рисование линий и узоров по точкам, по контурам, лабиринты, развивая тем самым точные, координированные движения руки.
Пособие для развития мелкой моторики рук «Матрешки»
Чтоб научить детей застегивать пуговицы, замки, завязывать шнурки и бантики, я изготовила вот такое пособие. Эти куклы не только помогают учиться застегивать пуговицы, замки, завязывать шнурки и бантики, но и развивают мелкую моторику рук, а также активно используются в образовательном процессе и детьми при организации различных игр.
Одним из методов развития мелкой моторики и подготовки руки к письму является работа с бумагой. Я использую технику торцевания. Это техника изготовления объемных картин и поделок из бумаги, при которой с помощью наклеивания на шаблон или основу скрученных кусочков бумаги – торцовочек, создаются объемные махровые композиции, картины, мозаики.
Существует два вида торцевания: на бумаге (торцовочки приклеиваются на бумагу, и на пластине (торцовками выкладывается основа на пластилине). Торцевание бывает контурное, т. е. торцовки выкладываются по контуру, не заполняя внутреннее пространство и плоскостное, т. е. торцовки располагаются по всей поверхности заготовки.
Для изготовления поделок в технике торцевания необходимы следующие материалы: гофрированная бумага или салфетки; пластилин или клей; ножницы; стержни от шариковых ручек или ватные палочки или кисточки с тупым концом (я использую деревянные палочки); и основа бумага, картон, пластилин или пенопласт для создания объемных поделок.
Этапы работы: из гофрированной бумаги или салфеток вырезают небольшой квадратик, размером от 1 -1,5 см; на середину квадратика ставят стержень или палочку и плотно скручивают бумагу вокруг стержня. Получается торцовка. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на заготовку и только тогда вынимают стержень. Каждую последующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей, так чтоб не оставалось промежутков.
Когда вы знакомите детей с данной техникой, лучше использовать салфетки, так как они мягче, чем гофрированная бумага и детям легче будет научиться скручивать торцовку и конечно лучше начать работу с пластилина, и только когда дети достаточно хорошо освоят эту технику, можно предложить им поработать с клеем.
Техника торцевания способствует не только развитию мелкой моторики, но и развитию воображения, мышления, фантазии, усидчивости, аккуратности. Эту технику дети осваивают очень быстро, она помогает научиться правильно держать карандаш, во время работы пальчики получают очень хороший массаж, а в результате получаются замечательные работы, что очень положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей.
Сейчас я предлагаю вам сделать торцевание по контуру.
Выполняется торцевание по контуру.
Я познакомила вас с некоторыми методами, которые я использую для подготовки руки к письму, одним из которых является техника торцевания. Данная техника полезна не только воспитателям, но и учителям и является хорошим помощником в образовательном процессе и в свободное время. Работы, выполненные в технике торцевания, прекрасно подойдут для украшения подарков и даже помещений.
Сколько прекрасных, ярких и объемных композиций может создать ребенок, да и взрослый, освоив основные приемы данной техники.