Елена Мальханова
Мастер-класс для педагогов «Весёлые пальчики».
▼ Скачать + Заказать документы
Весёлые пальчики
Цели и задачи:
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста.
2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.
3. Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики.
Участники: Педагоги.
Форма проведения: мастер – класс.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Весёлые пальчики“,» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Оборудование: Шишки, тесто солёное, диски, салфетки влажные, гуашь белого, зелёного цвета, картон синего цвета.
Ход мастера – класса :
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастера – класса «Весёлые пальчики».
Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук, об одном из способов её развития – пальчиковых играх.
Сейчас хочу спросить у Вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (Ответы).
Да, правильно. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить. Важно начинать работу по развитию мелкой моторики с рождения. В нашем случае с раннего дошкольного возраста.
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связанная речь.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Пальчиковые игры развивают ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение.
Предлагаю вашему вниманию, посмотреть какие пальчиковые игры я использую в работе с детьми.
Пальчиковые игры – это весёлые упражнения для пальчиков и ручек, инценировка с их помощью каких – либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для общего развития: развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребё нка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать – то и музыкального слуха.
А сейчас уважаемые коллеги, я попрошу Вас побыть в роли детей и поиграть со мной в пальчиковые игры.
Пальчиковая игра «Дом».
Я хочу построить дом (руки поднять над головой, пальцы соединить под углом)
Чтоб окошко было в нём (делаем перед собой окошко)
Чтоб у дома дверь была (ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом, чтоб сосна росла (руки поднять перед собой)
Чтоб вокруг забор стоял (ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены и напряжены).
Пес ворота охранял (ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Мизинец то опускать, то поднимать, имитируя движение собачьей пасти).
Чтоб на травке жил жучок (пальцы правой руки «бегут» по левому предплечью)
Быстро бегал паучок (пальцы левой руки «бегут» по правому предплечью)
Солнце было (Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами»).
Дождь шел
Чтоб тюльпан в саду расцвёл (ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основание кистей прижаты друг к другу).
Чтоб флажок на доме был (расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони)
А за домом ёжик жил (поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой).
Ещё один способ развития мелкой моторики – пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать карандаши, шишки, грецкие орехи, массажные мячи, прищепки, бигуди.
А сейчас Вам предлагаю поиграть в такие игры.
1. Пальчиковая игра с шишкой.
Перекатывать шишку нужно между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения.
Будем с шишкой мы играть
Между ручками катать.
В ручку правую возьмём
И сильней её сожмём
В ручку левую возьмём
И ещё сильней сожмём!
Мы закончили катать
Мы закончили играть!
А сейчас предлагаю Вашему вниманию, посмотреть какие пособия я использую для развития мелкой моторики.
1. Игры с пластиковыми крышками.
Как нельзя лучше развивают мелкую моторику. Пытаясь закрутить или раскрутить крышку, прилагая усилия, ребёнок тренирует пальчики рук.
2. Игры шнуровки.
Приносят огромную пользу в развитии ребёнка. Они развивают мелкую моторику, координацию движений, ловкость и глазомер, усидчивость, формируют навыки шнуровки.
3. Игры с бусинами, макаронами.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё, что нанизывается: пуговицы, бусинки, рожки и макароны, колпачки от фломастеров. Ребёнок не только научится делать красивые бусы, он обретёт уверенность в себе, станет усидчивым и настойчивым.
4. Пособие сухой бассейн.
Используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Погружаясь как можно глубже в наполнитель ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными их движения координированными.
И конечно же, такие формы работы по развитию мелкой моторики как:
Рисование и лепка.
Существует увлекательное занятие, которое дарит ребёнку новые ощущения, разовьёт мелкую моторику, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование пальчиками и ладошками. Рисуя своими пальчиками и ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление. В рисовании пальчиками и ладошками есть что – то интригующее, манящее. Все фигурки получаются не только яркими, но и очень личными.
А сейчас, я Вам хочу предложить немного проявить творчества. Нарисовать зимнюю композицию «Весёлые снеговики у ёлки», а рисовать мы с Вами будем пальчиками.
Для того, чтобы рисовать пальчиками, можно взять специальные краски. Но можно добавить в медовую гуашь детскую пену для ванны, и тогда консистенция красок получится похожей на краски пальчиковые, смыть их будет легко.
1 шаг. Рисуем снеговиков. Намазываем белой краской большие пальчики (кончики пальцев) белой краской, рисуем тело снеговика – три «снежных кома». Рисуем снеговиков столько, сколько захотите.
2 шаг. Рисуем сугробы и вьюгу. Намазываем белой краской еще четыре пальчика. Предлагаю провести по листу картона, изобразив сугробы, вьюгу и т. п. Вытираем пальчики влажной салфеткой.
3 шаг. Рисуем елочку. Намазываем кончики указательного и среднего пальцев зеленой краской. Рисуем от центра (ствола) вправо и влево «ветви ели». Вытираем пальчики влажной салфеткой. После этого намазываем безымянный палец коричневой краской. Рисуем ствол ели. Вытираем пальчик влажной салфеткой.
Посмотрите друг у друга какие замечательные, красивые и интересные, у нас получились картины!
Ну, а сейчас мы с Вами займёмся лепкой из солёного теста.
Для этого нам потребуется солёное тесто, диск, салфетки.
Соль, вода и мука – всё, что нужно для изготовления солёного теста. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или покрасить уже готовое высохшее изделие.
Перед Вами лежит уже готовое цветное тесто, возьмите пожалуйста, его в руки. Сейчас мы из него сделаем «Цветочек».
А перед работой проведём пальчиковую гимнастику с тестом.
Колобок рукой катаю (правой рукой катаю колобок по левой).
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку будто я смешаю крошку. (гладим колобок ладонью).
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимает и разжимает колобок).
Колобок я разожму и лепить теперь начну.
Колобок сплющиваем ладошкой и прижимаем к серединке диска. После этого вытягиваем тесто указательным пальцем до краёв диска, что бы получились лепестки. Теперь его нужно посушить затем в серединку вы можете приклеить фотографию или картинку. Таким образом у нас получился подарок.
В заключении хочется сказать благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учатся концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребёнок». Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас, за внимание, мне было приятно с вами работать.