Любовь Ерохина
Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов
▼ Скачать +Заказ
Мастер-класс . Методические рекомендации для педагогов
Подготовили музыкальные руководители: Ерохина Л. И, Вдовиченко И. В.
Цель:
Приобщать педагогов к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, побуждать желание играть на народных инструментах - ложках.
Задачи:
Обучающие: Обучить педагогов приемам и методам игры на ложках, совершенствовать исполнительское мастерство.
Публикация «Мастер-класс „Музицирование на ложках“, Методические рекомендации для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Ложка. Все о ложках для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.
Развивающие: Продолжать развивать творческий потенциал педагогов, четкую координацию ритмических движений с музыкой.
Воспитательная: Прививать педагогам интерес к коллективному музицированию, стимулировать творческую инициативу. Воспитать интерес к занятиям народному творчеству.
Материалы и оборудование: экран, проектор, ноутбук, деревянные ложки.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Скажите, пожалуйста, вы любите музицировать?
Ответы педагогов.
Ведущий: Думаю, что мы вместе весело и интересно проведем время. А для работы, нам сегодня понадобятся…
Маленький черпачок,
Красный колпачок.
Три раза в день берется
И опять на место кладется
Что это?
Ответы педагогов.
Ведущий: Правильно ложка! Да ещё какая! Деревянная, игровая!
Я к вам в гости пришла
И с собою принесла
Ложки расписные
Красивые, резные!
Демонстрирую участникам деревянные расписные ложки.
Музыкальные ложки – это древнее изобретение восточных славян, сделавшее простой бытовой предмет ударным ритмическим инструментом. Потрясающе простая идея взять две ложки для музыкального отстукивания ритма стала традицией, вошедшей в национальную культуру. Яркий внешний вид музыкальных ложек делает их чем-то куда большим, чем просто столовый прибор.
Тех, кто играл на деревянных ложках, называли ложечниками. Мастеровитые ложечники играли сразу пятью ложками, нанося легкие удары по любой части тела. Они даже подносили их к открытому рту, используя его в качестве резонатора. Умелый и находчивый ложечник мог во время игры плясать с девицей или даже двумя. Именно поэтому игра на ложках сейчас признается как настоящее мастерство.
Приемов игры на ложках достаточно много, а при желании можно придумать и свои. Начнем с самого простого – примем необходимую позу и правильно возьмем ложки. Играть будем стоя и сидя. Сейчас попрошу всех встать. Обе ложки держим в правой руке тыльными сторонами друг от друга: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами.
Показываю правильность держания ложек. Участники повторяют за мной.
Самый простой приём игры двумя ложками называется «Мячики»
Как вы думаете, почему этот приём игры так назван?
Ответы педагогов.
Ведущий: Правильно. На счет один, два, три, четыре ударяем ложками по ладони левой руки, ложки как мячики, отскакивают от ладони.
Демонстрирую приём игры на ложках «Мячики».
Участники повторяют движения.
Ведущий: Следующий прием называется «Солнышко»
Как вы думаете, почему этот приём игры так назван?
Ответы педагогов.
Ведущий: Правильно, движения рук играющего выполняются по кругу.
Положение ложек в руке тоже. Выполняем удары, начиная снизу – вправо вверх – влево – вниз (по кругу) и назад в другом направлении (по кругу).
Демонстрирую приём игры на ложках «Солнышко».
Участники повторяют движения.
Методические указания. Сначала участники в произвольном ритме повторяют показанные движения. Затем я добиваюсь от них единого звучания инструментов во время игры.
Ведущий: Посмотрите следующий приём игры.
Демонстрирую приём игры на ложках «Маятник».
Ведущий: Дайте название этому приёму.
Ответы педагогов.
Ведущий: Эти удары ложек об руку слева вверху и справа вверху напоминают движение маятника. Поэтому приём так и назван «Маятник».
Участники повторяют движения.
Ведущий: Следующий интересный прием, положение ложек в руке тоже. Выполняем удары ложками по руке, начиная на уровне плеча вправо – вверх – влево до уровня плеча и назад.
Демонстрирую приём игры на ложках «Дуга».
Дайте название этому приёму.
Ведущий: Правильно, движения рук играющего выполняются по дуге. Поэтому приём так и назван «Дуга».
Участники повторяют движения.
Ведущий: А теперь попрошу всех присесть. Самый распространённый исполнительский приём сидя «Трещетка». Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют ритмичные удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью: они должны быть ритмичными, чёткими, напоминать треск.
Демонстрирую приём игры на ложках «Трещетка».
Участники повторяют движения.
Ведущий: Следующий прием называется «Линеечка». Ударяем ложками по левому плечу, по левой руке, правому колену, правой пятке.
Демонстрирую приём игры на ложках «Линеечка».
Участники повторяют движения.
Методические указания. Сначала участники в произвольном ритме повторяют показанные движения. Затем я добиваюсь от них единого звучания инструментов во время игры.
Ведущий: Исполнители-виртуозы при игре на двух ложках задействуют для произведения ударов практически любую часть тела, начиная от ступней ног и заканчивая затылком, делая свою игру эффектной и зрелищной для публики. При игре можно использовать не только части своего тела, но и любого соседа из дружественной публики. Например: плечо соседа.
Демонстрирую приём игры на ложках «Плечики».
Ведущий: Дайте название этому приёму.
Ответы педагогов.
Ведущий: Правильно. Эти удары ложек по ладони левой руки и по плечу соседа слева, затем справа называются «Плечики»
Участники повторяют движения.
Ведущий: Можно ударять ложками по ладони левой руки и по колену
соседа справа, затем слева. Такой прием называется «Коленочки»
Демонстрирую приём игры на ложках «Коленочки».
Участники повторяют движения.
Ведущий: Молодцы! Вот мы и разучили основные приёма игры на двух ложках, используя колени. А сейчас мы соберемся, и будем дружно играть на
ложках под музыку. Музыканты, такое дружное музицирование, называют «игра ансамблем».
Русская народная мелодия «Светит месяц». Начинаем играть после вступления. Приготовились. Начали.
Участники под моим руководством повторяют движения под р. н. м. «Светит месяц».
Ведущий: Молодцы, чувствуется, что мы уже сыгрались, как говорят музыканты. Но есть ещё, над чем работать. Сегодня вы на собственном опыте увидели, что игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Сама работа (игра) с музыкальным инструментом, осуществляемые движения при исполнительстве физически развивают. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.
Дерзайте! Развивайте детей, используя исконно русские и авторские шумовые инструменты. И, как говорили наши предки: «Живите на красную ложку!» Это значит: пусть ваша душа поёт и пусть с ней в унисон поют родственные души.
Прощаясь, мне бы хотелось узнать: полезен ли был материал мастер - класса для вас, узнали ли вы что-то новое для себя.
Ответы педагогов.
Актуальность темы.
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями.
Список литературы:
С. C. Газарян «В мире музыкальных инструментов» 2-е изд. – Москва,
Просвещение, 1989.
Т. Э. Тютюнникова. «Бим! Бом! Бом! Сто секретов музыки для детей». Игры
звуками. Издательство: СПб: ЛОИРО Год издания: 2003г.
Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы.
(Дошкольное воспитание,1997г.)
Журнал "Справочник музыкального руководителя" 2012 год.
К. Пино «История деревянной ложки»