Получи документы

Мастер-класс «Музицирование, как средство развития творческих способностей детей»

Татьяна Соловьева
Мастер-класс «Музицирование, как средство развития творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Музицирование, как средство развития творческих способностей детей "

Добрый день, уважаемые коллеги. Я – Соловьева Татьяна Михайловна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Дельфин» МО «Алданский район».

Тема моего мастер-класса «Музицирование, как средство развития творческих способностей детей».

Публикация «Мастер-класс „Музицирование, как средство развития творческих способностей детей“» размещена в разделах

Цель: ознакомление участников мастер-класса с методами развития творческих способностей детей посредством элементарного музицирования.

Задачи:

- представить участникам мастер-класса методы и приемы элементарного музицирования

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на приобретение собственного опыта по данной теме.

«Педагогическая ценность детского творчества заключена в самом процессе творчества» Болеслав Леопольдович Яворский.

С 2015 года наш коллектив участвует в инновационном республиканском проекте «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОО». В проект вошли дети младшего и среднего дошкольного возраста. С целью развития детской одаренности и индивидуализации образовательного процесса, как основного приоритета, я использовала индивидуальные и подгрупповые формы работы (в парах – дуэт, в тройках – трио.) Также создала оркестр русских народных инструментов «Развеселая игра». В состав его входит детская и взрослая группы (родители, сотрудники детсада). Помимо концертных выступлений, родители присутствуют на индивидуальных и подгрупповых занятиях, репетициях, участвуют в творческом процессе.

Для выявления одаренности детей я провела первоначальную диагностику. Музыкальные задатки были выявлены у 7,7% детей младшего возраста и у 15% детей среднего дошкольного возраста. Проанализировав результаты, я обратила внимание, что почти у всех детей есть желание играть на каких-либо музыкальных инструментах.

Поэтому, планируя работу по созданию эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей, я выбрала музицирование как приоритетный вид музыкальной деятельности.

Что же такое элементарное музицирование (ЭМ? Элементарное музицирование – форма коллективной устной музыкально-творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки, как радости и удовольствия.

Я целенаправленно занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Ценной находкой стала технология Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», созданная по системе музыкальной педагогики К. Орфа, где музыкальные инструменты составляют главную строку в успехе музыкального развития детей.

С целью повышения уровня самообразования я приняла участие в двух вебинарах федеральной инновационной площадки «Преемственность в образовании по темам:

1. «Идеи и методы орф-педагогики в работе музыкального руководителя»

2. «Творческое музицирование как основа начального музыкального воспитания»

Основные виды деятельности, которые я использую на занятиях ЭМ:

- звучащие жесты;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- речевое музицирование;

- пение;

- озвучивание стихов, сказок;

- танец;

- импровизированное движение;

- пантомима;

- спонтанная импровизированная театрализация.

На некоторых видах деятельности и методических приемах я остановлюсь более подробно и постараюсь показать их практическое применение.

«Звучащие жесты».

Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела: хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. д. Звучащие жесты позволяют организовать музицирование при отсутствии любых других инструментов. Звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии чувства ритма, т. к. оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека. Поэтому этот вид деятельности я использую с первого знакомства с детьми.

Приглашаю для демонстрации 10 участников.

Музыкально-ритмический этюд «Поздороваемся- познакомимся»

Итак, музыкальное приветствие:

- Здрав-ствуй-те, де-ти! (IПII)

- Здрав-ствуй-те! (III)

Знакомство.

Зовут меня Татьяна Михайловна. Но когда я была девочкой, меня звали просто Та-ня (хлопки). А мои родные называли меня ласково: Та-неч-ка (шлепки). Сейчас мы все познакомимся. Свое короткое имя вы будете произносить, сопровождая хлопками, а ласковое имя мы будем произносить вместе, сопровождая шлепками (выполнение задания). Вот мы и познакомились. Теперь немного разомнемся.

Музыкальная зарядка.

Перед каждым упражнением я буду говорить маленькое стихотворение:

1. Тюшки-тютюшки, сделаем хлопушки. Что надо приготовить? (руки). Первый раз слушаем: Хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп!- Повторяем со словами - Теперь сами - А теперь без слов

2. Тюшки-тютюшки, сделай топотушки: Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ! Топ! Топ! Топ! - Еще раз! Хорошо живет на свете Вин-ни-пух! - Теперь сами

3. Тюшки-тютюшки, щелкушки и шлепушки! -- Скажем: щелк, щелк, шлеп-шлеп-шлеп! - Еще раз! - Сами!

4. Тюшки-тютюшки, бомбушки, топотушки! - Бом! Бом! Бом-бом-бом! Топ! Топ! Топ! - Сами! --- --- Замечательно! Вот мы и сделали зарядочку.

Музыкально-ритмический этюд «Звучащие жесты»

Под музыку веселую двигаться хотим?

Звучащими жестами ритм передадим.

Звучит «Ливенская полька», на каждую фразу поочередно выполняем ритмичные движения - звучащие жесты: а)два хлопка; б) два шлепка по коленям; в) два притопа; г) два щелчка над головой.

- Молодцы! Просто замечательно!

В таких играх у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений и, самое главное – ритмический слух.

Речевое музицирование – это ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста. В речевых упражнениях стараюсь использовать все возможности нашей речи: различные регистры, тембр, динамику голоса (крик, шёпот, плавную и отрывистую речь, разный темп, так как это развивает интонационный слух ребёнка. Тексты подбираю таким образом, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом.

«В лесу»

Я предлагаю совершить увлекательную поездку в лес.

(Распределяю роли: лошадка, ветер, дятел, зайки (2, белка, лисичка, ручеёк, цветок)

(Инструменты: трубчатый ксилофон, бубенцы, ложки, маракасы-2, кастаньеты-2, пакет, металлофон, колокольчики-2, рубель, тарелки)

Едем, едем на лошадке По лесной дорожке гладкой Скок-скок-скок, (трубчатый ксилофон) Скок-скок-скок!

Ветер шумит (шумелка) Дятел стучит (ложки)

Едем, едем на лошадке По лесной дорожке гладкой Скок-скок-скок, (трубчатый ксилофон) Скок-скок-скок!

Зайки сидят, От страха дрожат (маракасы)

Едем, едем на лошадке По лесной дорожке гладкой Скок-скок-скок, (трубчатый ксилофон) Скок-скок-скок!

Белка на ветке орешки грызёт (кастаньеты) Рыжая лисичка зайчишку стережет (шуршун)

Едем, едем на лошадке По лесной дорожке гладкой Скок-скок-скок, (трубчатый ксилофон) Скок-скок-скок!

Зажурчал ручеёк (бубенцы) Распустился цветок (колокольчик).

Ехали мы, ехали, Наконец приехали! С горки – Ух! (рубель) В ямку – Бух! (тарелки)

Молодцы! Вы все отлично справились с заданием.

Импровизированное движение.

Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, доверия в процессе работы.

Барабан гремит, Двигаться велит!

Послушайте, что барабан велит делать: (исполняю различные ритмы)

- Шагать.

- Скакать

- Бежать

- А так? (Замереть, не шевелиться. Изменить позу. Стать по- другому)

Танцевальная импровизация «Море»

(Раздать шарфы)

Внимание! Сейчас произойдёт волшебное превращение… «Раз, два, три – повернись, в волну морскую превратись, на дно морское опустись!

(Звучит фонограмма моря. Дети сидят на коленях, свободно располагаясь по залу. Лица закрыты газовыми платками, которые держат в руках).

Педагог: «На море лёгкий бриз. Ветер пробежался по волнам и разбудил дремлющее море. Волны проснулись, зашевелились, заиграли с первыми лучами солнца (платком размахиваем вправо-влево). Всё больше и больше море наполнялось движением. И вот каждая волна встала во весь рост, показывая свою красоту (медленно поднимаемся, продолжая размахивать платком). Ветер приглашал волны в морское путешествие, и они побежали вперёд, догоняя друг друга (двигаемся свободно по залу, передавая движениями платка бегущую волну). Волна плыла всё дальше и дальше, унося с собой звуки прибоя и крики чаек. Иногда две волны встречались, приветствовали друг друга, общались, мирно беседовали (общаемся в парах). На самой глубине моря волны встречались все вместе, чтобы поболтать, рассказать последние новости, пошептаться, и потом снова убегали к берегам (собираемся в центре круга, поднимаем быстрым движением платок вверх и волнообразным движением опускаем вниз, двигаемся из круга). Весь день без устали волны плывут, гонимые ветром, уносят вдаль прекрасные корабли и яхты, и только к вечеру ветер стихает, волны успокаиваются и мирно засыпают. Наступает полный штиль (садимся на колени, накрываем голову платком и засыпаем).

Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

Игра на детских музыкальных инструментах

Этот этап требует времени, т. к. с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей проходит несколько важных ступеней. Это и формирование метроритмического чувства, и постепенное развитие тембрового, а затем и интонационного слуха.

Инструментальная зарисовка.

Посмотрите! Я увидела эту картинку и придумала слова: «Ге-на кро-ко-дил (2 хлопка, 3 шлепка) Пе-сню по-да-рил (2 хлопка, 3 шлепка)

- Повторим вместе со словами

- Теперь слова в голове, только жесты

- Прекрасно! Теперь под музыку!

- А сейчас возьмите инструменты. Исполним все вместе, соблюдая ритм

Рефлексия:

Подведем итоги. Закончите, пожалуйста, предложение. Мне было интересно.

Я буду. Я затрудняюсь. Я смогу.

Мне было приятно с вами работать! Спасибо! На память о нашей встрече примите эти веселые смайлики.

Результат моей работы - положительная тенденция в развитии музыкальных задатков и способностей детей. На данном этапе участия в проекте 80% детей проявляют интерес и активное участие в музыкальных занятиях; 75% чутко реагируют на характер и настроение в музыке; 70% способны правильно повторить несложный музыкальный ритм; 65% свободно и легко выполняют элементарные танцевальные движения; 50% узнают знакомые мелодии по первым звукам и 100% желают играть на музыкальных инструментах.

Элементарное музицирование способствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.

И закончить выступление хочу словами Карла Орфа:

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционное рисование мятой бумагой как средство развития творческих способностей» Цель: - расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования (рисование мятой бумагой). Задачи: - познакомить со специальными.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Музицирование, как средство развития творческих способностей детей»
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 09:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Музицирование, как средство развития творческих способностей детей»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Соловьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД