Татьяна Соловьева
Мастер-класс «Музицирование, как средство развития творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Музицирование, как средство развития творческих способностей детей "
Добрый день, уважаемые коллеги. Я – Соловьева Татьяна Михайловна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Дельфин» МО «Алданский район».
Тема моего мастер-класса «Музицирование, как средство развития творческих способностей детей».
Публикация «Мастер-класс „Музицирование, как средство развития творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2020
Цель: ознакомление участников мастер-класса с методами развития творческих способностей детей посредством элементарного музицирования.
Задачи:
- представить участникам мастер-класса методы и приемы элементарного музицирования
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на приобретение собственного опыта по данной теме.
«Педагогическая ценность детского творчества заключена в самом процессе творчества» Болеслав Леопольдович Яворский.
С 2015 года наш коллектив участвует в инновационном республиканском проекте «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОО». В проект вошли дети младшего и среднего дошкольного возраста. С целью развития детской одаренности и индивидуализации образовательного процесса, как основного приоритета, я использовала индивидуальные и подгрупповые формы работы (в парах – дуэт, в тройках – трио.) Также создала оркестр русских народных инструментов «Развеселая игра». В состав его входит детская и взрослая группы (родители, сотрудники детсада). Помимо концертных выступлений, родители присутствуют на индивидуальных и подгрупповых занятиях, репетициях, участвуют в творческом процессе.
Для выявления одаренности детей я провела первоначальную диагностику. Музыкальные задатки были выявлены у 7,7% детей младшего возраста и у 15% детей среднего дошкольного возраста. Проанализировав результаты, я обратила внимание, что почти у всех детей есть желание играть на каких-либо музыкальных инструментах.
Поэтому, планируя работу по созданию эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей, я выбрала музицирование как приоритетный вид музыкальной деятельности.
Что же такое элементарное музицирование (ЭМ? Элементарное музицирование – форма коллективной устной музыкально-творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки, как радости и удовольствия.
Я целенаправленно занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Ценной находкой стала технология Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», созданная по системе музыкальной педагогики К. Орфа, где музыкальные инструменты составляют главную строку в успехе музыкального развития детей.
С целью повышения уровня самообразования я приняла участие в двух вебинарах федеральной инновационной площадки «Преемственность в образовании по темам:
1. «Идеи и методы орф-педагогики в работе музыкального руководителя»
2. «Творческое музицирование как основа начального музыкального воспитания»
Основные виды деятельности, которые я использую на занятиях ЭМ:
- звучащие жесты;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- речевое музицирование;
- пение;
- озвучивание стихов, сказок;
- танец;
- импровизированное движение;
- пантомима;
- спонтанная импровизированная театрализация.
На некоторых видах деятельности и методических приемах я остановлюсь более подробно и постараюсь показать их практическое применение.
«Звучащие жесты».
Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела: хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. д. Звучащие жесты позволяют организовать музицирование при отсутствии любых других инструментов. Звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии чувства ритма, т. к. оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека. Поэтому этот вид деятельности я использую с первого знакомства с детьми.
Приглашаю для демонстрации 10 участников.
Музыкально-ритмический этюд «Поздороваемся- познакомимся»
Итак, музыкальное приветствие:
- Здрав-ствуй-те, де-ти! (IПII)
- Здрав-ствуй-те! (III)
Знакомство.
Зовут меня Татьяна Михайловна. Но когда я была девочкой, меня звали просто Та-ня (хлопки). А мои родные называли меня ласково: Та-неч-ка (шлепки). Сейчас мы все познакомимся. Свое короткое имя вы будете произносить, сопровождая хлопками, а ласковое имя мы будем произносить вместе, сопровождая шлепками (выполнение задания). Вот мы и познакомились. Теперь немного разомнемся.
Музыкальная зарядка.
Перед каждым упражнением я буду говорить маленькое стихотворение:
1. Тюшки-тютюшки, сделаем хлопушки. Что надо приготовить? (руки). Первый раз слушаем: Хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп!- Повторяем со словами - Теперь сами - А теперь без слов
2. Тюшки-тютюшки, сделай топотушки: Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ! Топ! Топ! Топ! - Еще раз! Хорошо живет на свете Вин-ни-пух! - Теперь сами
3. Тюшки-тютюшки, щелкушки и шлепушки! -- Скажем: щелк, щелк, шлеп-шлеп-шлеп! - Еще раз! - Сами!
4. Тюшки-тютюшки, бомбушки, топотушки! - Бом! Бом! Бом-бом-бом! Топ! Топ! Топ! - Сами! --- --- Замечательно! Вот мы и сделали зарядочку.
Музыкально-ритмический этюд «Звучащие жесты»
Под музыку веселую двигаться хотим?
Звучащими жестами ритм передадим.
Звучит «Ливенская полька», на каждую фразу поочередно выполняем ритмичные движения - звучащие жесты: а)два хлопка; б) два шлепка по коленям; в) два притопа; г) два щелчка над головой.
- Молодцы! Просто замечательно!
В таких играх у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений и, самое главное – ритмический слух.
Речевое музицирование – это ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста. В речевых упражнениях стараюсь использовать все возможности нашей речи: различные регистры, тембр, динамику голоса (крик, шёпот, плавную и отрывистую речь, разный темп, так как это развивает интонационный слух ребёнка. Тексты подбираю таким образом, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом.
«В лесу»
Я предлагаю совершить увлекательную поездку в лес.
(Распределяю роли: лошадка, ветер, дятел, зайки (2, белка, лисичка, ручеёк, цветок)
(Инструменты: трубчатый ксилофон, бубенцы, ложки, маракасы-2, кастаньеты-2, пакет, металлофон, колокольчики-2, рубель, тарелки)
Едем, едем на лошадке По лесной дорожке гладкой Скок-скок-скок, (трубчатый ксилофон) Скок-скок-скок!
Ветер шумит (шумелка) Дятел стучит (ложки)
Едем, едем на лошадке По лесной дорожке гладкой Скок-скок-скок, (трубчатый ксилофон) Скок-скок-скок!
Зайки сидят, От страха дрожат (маракасы)
Едем, едем на лошадке По лесной дорожке гладкой Скок-скок-скок, (трубчатый ксилофон) Скок-скок-скок!
Белка на ветке орешки грызёт (кастаньеты) Рыжая лисичка зайчишку стережет (шуршун)
Едем, едем на лошадке По лесной дорожке гладкой Скок-скок-скок, (трубчатый ксилофон) Скок-скок-скок!
Зажурчал ручеёк (бубенцы) Распустился цветок (колокольчик).
Ехали мы, ехали, Наконец приехали! С горки – Ух! (рубель) В ямку – Бух! (тарелки)
Молодцы! Вы все отлично справились с заданием.
Импровизированное движение.
Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, доверия в процессе работы.
Барабан гремит, Двигаться велит!
Послушайте, что барабан велит делать: (исполняю различные ритмы)
- Шагать.
- Скакать
- Бежать
- А так? (Замереть, не шевелиться. Изменить позу. Стать по- другому)
Танцевальная импровизация «Море»
(Раздать шарфы)
Внимание! Сейчас произойдёт волшебное превращение… «Раз, два, три – повернись, в волну морскую превратись, на дно морское опустись!
(Звучит фонограмма моря. Дети сидят на коленях, свободно располагаясь по залу. Лица закрыты газовыми платками, которые держат в руках).
Педагог: «На море лёгкий бриз. Ветер пробежался по волнам и разбудил дремлющее море. Волны проснулись, зашевелились, заиграли с первыми лучами солнца (платком размахиваем вправо-влево). Всё больше и больше море наполнялось движением. И вот каждая волна встала во весь рост, показывая свою красоту (медленно поднимаемся, продолжая размахивать платком). Ветер приглашал волны в морское путешествие, и они побежали вперёд, догоняя друг друга (двигаемся свободно по залу, передавая движениями платка бегущую волну). Волна плыла всё дальше и дальше, унося с собой звуки прибоя и крики чаек. Иногда две волны встречались, приветствовали друг друга, общались, мирно беседовали (общаемся в парах). На самой глубине моря волны встречались все вместе, чтобы поболтать, рассказать последние новости, пошептаться, и потом снова убегали к берегам (собираемся в центре круга, поднимаем быстрым движением платок вверх и волнообразным движением опускаем вниз, двигаемся из круга). Весь день без устали волны плывут, гонимые ветром, уносят вдаль прекрасные корабли и яхты, и только к вечеру ветер стихает, волны успокаиваются и мирно засыпают. Наступает полный штиль (садимся на колени, накрываем голову платком и засыпаем).
Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.
Игра на детских музыкальных инструментах
Этот этап требует времени, т. к. с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей проходит несколько важных ступеней. Это и формирование метроритмического чувства, и постепенное развитие тембрового, а затем и интонационного слуха.
Инструментальная зарисовка.
Посмотрите! Я увидела эту картинку и придумала слова: «Ге-на кро-ко-дил (2 хлопка, 3 шлепка) Пе-сню по-да-рил (2 хлопка, 3 шлепка)
- Повторим вместе со словами
- Теперь слова в голове, только жесты
- Прекрасно! Теперь под музыку!
- А сейчас возьмите инструменты. Исполним все вместе, соблюдая ритм
Рефлексия:
Подведем итоги. Закончите, пожалуйста, предложение. Мне было интересно.
Я буду. Я затрудняюсь. Я смогу.
Мне было приятно с вами работать! Спасибо! На память о нашей встрече примите эти веселые смайлики.
Результат моей работы - положительная тенденция в развитии музыкальных задатков и способностей детей. На данном этапе участия в проекте 80% детей проявляют интерес и активное участие в музыкальных занятиях; 75% чутко реагируют на характер и настроение в музыке; 70% способны правильно повторить несложный музыкальный ритм; 65% свободно и легко выполняют элементарные танцевальные движения; 50% узнают знакомые мелодии по первым звукам и 100% желают играть на музыкальных инструментах.
Элементарное музицирование способствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.
И закончить выступление хочу словами Карла Орфа:
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».