Мария Матвеева
Мастер-класс «Мнемотехника как педагогическая технология для развития речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации ;
Задачи:
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ;
Публикация «Мастер-класс „Мнемотехника как педагогическая технология для развития речи дошкольника“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы ;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование:
Листы бумаги, цветные карандаши, презентация.
Практическая значимость:
данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о мнемотехнике ;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Форма проведения:
Педагоги, без участия детей.
Сообщение и практическая работа.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе.
Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Мнемотехника – как педагогическая технология для развития речи дошкольника».
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники.
В ФГОС ДО особое внимание уделяется образовательной области - Речевое развитие.
Развитие речи тесно связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА :
• При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий,
• Пропускают отдельные звенья,
• “Теряют” действующих лиц.
• Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
• Бедная диалогическая речь
• Плохая дикция
Очень важно, чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим.
Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям.
Актуальность мнемотехники
• для дошкольников в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память
• Если ребёнок будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, то на успех рассчитывать не стоит.
Ё ще Конфуций сказал: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю.»
ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА? - Др. -греч. «mnemonikon» - искусство запоминания,древнегреческая богиня памяти Мнемозина.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сказки, сохранения и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
• Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному : Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Суть мнемотехники заключается в следующем:
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:
• Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д
• Заучивания стихов, потешек;
• При отгадывании и загадывании загадок;
• При пересказе текстов;
• При составлении описательных рассказов
• Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий
• Отгадывание загадок
• Проговаривание чистоговорок
• Проговаривание скороговорок, заучивание потешек.
А сейчас вашему вниманию я представлю мнемодорожку для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
• Этапы работы над стихотворением:
• Сначала я выразительно читаю стихотворение.
• Сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
• Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.
• Выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.
• Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
• Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Практические задания:
«Разминка»
Нарисуйте схематично: Вода, Слон, Идет дождь, Яблоко, Летят птицы
Звезда
• Первое задание:
Составить мнемодорожку для разучивания потешки:
Улитка, улитка,
Высунь рога!
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
• Второе задание:
Составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Осень» И. Токмаковой:
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится. Целый день сегодня
Всё летят, летят.
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Для этого перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т. д. Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запоминается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете животное и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак. (Педагоги по мнемотаблице описывают овощи и фрукты). Так же можно поиграть по схеме овощи, фрукты, профессии, и т. д
Расшифруйте пословицы: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Под лежачий камень вода не течёт», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Яблоко от яблони недалеко падает».
Также эффективно можно использовать мнемодорожки при составлении и отгадывании загадок. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлены мнемодорожки загадок.
При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к русской народной сказке «Репка». Попробуем пересказать текст. (Педагоги пересказывают сказку).
Итак, мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
В заключение мастер-класса я могу сказать :
Мнемотехника многофункциональна.
На её основе можно создать разнообразные дидактические игры, рассказывать знакомые сказки и придумывать свои, учить стихи, отгадывать загадки и т. д.
Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
-модель должна отображать обобщённый образ предмета;
-раскрывать существенное в объекте;
-замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!