Ирина Артемьева
Мастер-класс «Методический приём для развития дыхания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые педагоги, я рада видеть вас на моём мастер – классе «Методический приём для развития дыхания детей дошкольного возраста».
Почему так важно развивать дыхательную систему у детей?
Публикация «Мастер-класс „Методический приём для развития дыхания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Не для кого не секрет, что в результате выполнения дыхательных упражнений каждая клеточка организма ребёнка насыщается кислородом; ребёнок учится управлять своим дыханием; улучшается работа головного мозга, сердца, нервной системы, дыхательной и пищеварительной систем, укрепляется общее состояние здоровья.
Существует очень много интересных упражнений и дидактических пособий, для развития дыхания детей дошкольного возраста.
За время своей работы я систематизировала свой опыт.
В своей работе, я использую не только дыхательную гимнастику, но и пособия (тренажёры, сделанные мной и родителями моих воспитанников, которые включаю в различные виды детской деятельности, и в различные режимные моменты: как часть физкультурного занятия, занятия по развитию речи (в выполнении звуковых дыхательных упражнений, познавательному развитию, в утренней гимнастике, в гимнастике пробуждения (после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности, и как самостоятельные игры - упражнения с различными атрибутами, игрушками – тренажёрами.
На протяжении всего времени пребывания ребёнка в детском саду, начиная с 2-х до 7 летнего возраста, я на каждой ступени возрастного развития детей (выделила для себя 4 этапа, так как групп у нас 4, провожу определённую работу.
1 этап – это работа с детьми до 3 лет, здесь важно научить ребёнка правильно дышать, я провожу забавное для детей упражнение «Воздушный шарик». Ребёнок ложится на спину, руки на животе. На вдохе медленно надувает животик-шарик, на выдохе – животик-шарик медленно сдувает; мы играем на дудочке и начинаем использовать тренажёры.
2 этап – работа с детьми 3-4 лет. Продолжая развивать дыхательную систему и учитывая чему научился малыш, я использую другие упражнения, например, «Часики». Ребёнок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребёнок размахивает прямыми руками назад и вперёд, говоря: «Тик-так». Или «Паровозик». Ребёнок изображает паровоз. Для этого, он идёт, делая попеременные движения руками, при этом приговаривая: «Чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «Ту-ту-тууу». Упражнения сопровождаются музыкой, и также использую другие дидактические пособия.
3 этап – работа с детьми 4-6 лет. Здесь я расширяю значимость дыхательной гимнастики для использования в приобретении навыков чтения. Конечно же продолжаю работать с дидактическими пособиями и тренажёрами, выбор которого осуществляют дети сами, а под музыку дети стараются выдерживать ритм. Произносят звуки на выдохе. Чем длиннее будет выдох, тем проще будет ребёнку освоить чтение слогов в будущем.
Дети очень любят выполнять упражнение «Гусеница». Ребёнок садится за стол, берёт в руки карандаш и рисует гусеницу без ножек. Затем делает вдох и выдох. Пока выдыхает, рисует одну ножку. Чем длиннее выдох, тем длиннее ножки у гусеницы. Также можно рисовать ножки гусеницы дыханием на стекле. «Картинки на стекле»
Ребёнок делает глубокий вдох и дует на стекло (зеркало). Затем рисует себя или другие предметы.
4 этап – работа с детьми 6-7 лет. Это возраст подготовительной к школе группы, где дети уже многому научились: правильно делать вдох и выдох, на длительном выдохе легко произносят слоги. Их дыхательные упражнения уже состоят из несколько стихотворных строк.
«Ветер»
Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком делает соответствующие каждой строчке движения.
Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу (вдох через нос).
Хочу – налево посвищу (поворачивают голову налево, губы трубочкой и дуют,
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох,
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой,
И в облака (опускают голову, подбородком коснувшись груди, спокойный выдох через рот,
Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Тренажёры я продолжаю использовать, но уже более сложные и требующие внимания и ориентации в пространстве.
Более подробно мне бы хотелось остановиться на тренажёрах.
Для чего они необходимы?
Тренажёры для дыхания в игровой форме помогут ребёнку достичь укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции лёгких,
плавного вдоха, быстрее освоить «трудные» звуки и развить речевое дыхание.
Тренажёры для дыхательных упражнений можно сделать своими руками.
я хочу вас познакомить с тренажёрами, которые регулярно использую.
Тренажёр «Радужная вертушка» (фото)
«Петушок» (фото)
Пособие можно использовать не только для развития дыхательной функции, но и для формирования мелкой моторики рук, автоматизации звуков, совершенствования грамматического строя речи и т. д.
«Метелица» (фото)
«Забавные фрукты» (фото) - суть игры заключается в том, чтобы дети, подув на шарик, попали в ворота. Роль шарика может выполнять фантик, кусочек ваты, смятая бумажка.
«Расчисти дорожку»(фото) - Очень любят наши дети соревноваться и преодолевать трудности в играх, заданиях. Вот и решила придумать такую игру, в которой дети не только научились бы правильно дышать, но и могли бы соревноваться. Условия игры мы придумываем с детьми вместе, и они каждый раз могут быть совершенно разными.
«Колобок»(фото) - Задача ребёнка подуть на шарик через трубочку с такой силой, чтобы "Колобок" не очутился за пределами тропинки ("там его может съесть лиса"). Но сложность заключается в том, что дорожка, по которой катится шарик, изгибается в разные стороны. В результате ребёнок учится распределять силу выдоха, что в дальнейшем поможет ему произносить разные звуки взрывного или длительного плавного характера.
«Футбол» (фото) - суть данного упражнения заключается в том, чтобы забить сильной струёй воздуха, направляемой через трубочку, лёгкий мяч или комочек ваты в ворота.
Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи, изготовить тренажёры.
И сейчас я перехожу к практической части своего мастер – класса
и предлагаю изготовить простые, но в тоже время интересные тренажёры для дыхательной гимнастики.
Прошу участников мастер – класса занять места за столами по 2 чел. Перед вами находятся материалы и буклет, в котором описан порядок изготовления тренажёра и ваши дальнейшие действия.
Прошу Вас приступить к работе.
1 стол – тренажёр для младшей группы «Сдуй бабочку с цветка»
2 стол – тренажёр для средней группы «Слон»
3 стол – тренажёр для старшей группы «Кит дышит»
А пока участники работают, я предлагаю всем присутствующим посмотреть ролик по изготовлению более сложного тренажёра для подготовительной группы.
Интересная игрушка получается, и дети с удовольствием начинают с ней играть. Иногда я приношу тренажёры в виде сюрприза, вот и сегодня хочу показать их вам.
(понесла жюри на стол)
Уважаемые коллеги вам я приготовила буклет о моём методическом приёме.
Уважаемые участники мастер – класса (я думаю вы уже готовы, продемонстрируйте пожалуйста ваши тренажёры и скажите несколько слов. Спасибо!
Мой методический приём по развитию дыхания, я считаю, позволяет детям укрепить организм, служит профилактикой простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, готовит дыхательный аппарат к
быстрому освоению чтения слов из нескольких слогов, а в будущем
поможет детям читать целые предложения.
Уважаемые педагоги, спасибо вам за ваш интерес к моему методическому приёму и активное участие в мастер-классе. Надеюсь, он был для вас полезен и интересен.
Спасибо за внимание!