Ольга Наровенко
Конспект мастер-класса для педагогов «Макетная мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
Всем добрый день,меня зовут Наровенко Ольга Владимировна
Тема моего мастер-класса «Макетная мастерская»
Своё выступление хочу начать со слов китайского мудреца Конфуций, который сказал: «Скажи мне –и я забуду,покажи мне- и я запомню,вовлеки меня-и я пойму». Действительно,ребенку-дошкольнику мало узнать что-то новое,ему необходимо потрогать,пощупать,увидеть своими глазами,зарядиться эмоциями и впечатлениями.
Какой вид деятельность в дошкольном возрасте является основным (вопрос аудитории) -Игровой
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Макетная мастерская“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
Необходимо отметить, на сегоднишний день остро стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.
Как вы демаете,что является причиной? (вопрос аудитории)
Детей окружает изобилие игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию, а так же дети с малых лет поглощены всевозможными гаджетами.
Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Насыщать и обогащать среду необходимо оборудованием и материалами, которые активизируют познавательную деятельность, развивают любознательность, наблюдательность дошкольников, отвечают принципу полифункциональности. Таким оборудованием являются макеты.
Макет — это модель объекта в уменьшенном варианте.
Макеты бывают разные,это макет –модель,макет-карта,настенный макет,настольный макет,напольный макет.
Макетирование — это совместная творческая конструктивная деятельность детей и взрослого, создание специального игрового пространств,которое позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.
Макетирование это технология – открывающая новые возможности; помогающая оптимизировать работу педагога с детьми.
Через любой игровой макет решаются цели и задачи из всех пяти образоватетельных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».
В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:
• Эмоциональная отзывчивость
• Любознательность
• Активность
• Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстникам
Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО:
• индивидуализации дошкольного образования;
• содействия и сотрудничества детей и взрослых;
• поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
• партнерства с семьей.
Практическая часть
- Изготовление макета всегда увлекательное и познавательное занятие, и сейчас мы в этом убедимся. Попрошу фокус-группу в составе 4 человек выйти и помочь мне.
Перед вами универсальный макет, тема актуальная на сегоднешний день –«ЗИМА» ,ваша задача,с помощью различных предметов,находящихся на столе создать макет. Иллюстрация –является помощников в выборе тематики. А так же необходимо придумать,как можно использовать данный макет, какие дидактические игры мы можем использовать,и какие задачи решить.
Предлагаю вам начать работу, и хочу пожелать творческого вдохновения
(смайлы или что-то позволяющее оценить фокус-группе работу)
Создание макета проходит в три этапа:
1 этап Предварительный
Он включает в себя подготовку и сбор материалов для создания макета (знакомство с методической и художественной литературой по теме, подбор дидактических игр,целевые прогулки,бесседы и др.).
2 этап Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом).
Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества. Персонажи, дополнительные элементы, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов,обогащение личного опыта детей.
Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, например участию в конкурсах на лучший семейный макет.
3 этап Активизация видов деятельности с макетом.
Созданное пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы- заместители,которое так же в дальнейшем изготавливаются детьми в самостоятельной деятельности. Педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты, Макеты могут быть использованы как в самостоятельной детской игре, так и в процессе образовательной деятельности.
Требования к макету :
Должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место
Эстетически оформлен
Удобный в обращении
Доступен дошкольникам для свободной игровой деятельности.
А так же обогатилась предметно-развивающая среда в группе.
В своей группе я оформила уголок макетирования,который совместила с уголком по эксперементированию.
Где находятся всё необходимое,для создание макета в специальных прозрачных контейнерах имеются готовые различные предметы,а так же благодоря этому уголку дети могут самостоятельно создать предметы-заместители из любого материала.
Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации решится целый комплекс взаимосвязанных задач:
закрепление и обобщение знаний по той или иной теме;
развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
формирование навыков сочинительства;
воспитание доброжелательности, умение работать в коллективе.
Развитие монологической и связной речи
Развитие общей и мелкой моторики рук
Развитие коммуникативных навыков
Развитие устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.);
Макет можно использовать в различных видах деятельности;
Занятия по развитию речи.
Дидактические игры
Занятия по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью.
Занятия по ручному труду, конструирование и лепка.
Сюжетно – ролевые игры, режиссерские.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Занятия по экспериментированию.
Так же, макет действует как демонстрационный материал, педагог на занятии, может с помощью макета продемонстрировать варианты выполнения заданий, или разыграть какой-либо сюжет или действие.
Рефлексия - Посмотрите, какой удивительный макет получился у коллег.
Вопрос фокус-группе: №1
Почему выбрали эту тематику?
Возникали ли трудности в процессе сборки макета?
Вопрос фокус-группе№2
Какие дидактические игры можно применить на данном макете на ваш взглад?
Какие цели задачи педагог может режить при помощи данного макета?
Вывод: Я надеюсь,что на данном мастер-классе,я смогла вас убедить в том,что макетирование должно занять достойное место в воспитательно-образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Макет - это настоящая кладезь для развития воспитанников любого возраста.
В заключении хочу пожелать вам творческих успехов в дальнейшей работе.
Благодарю за участие и внимание!