ОКСАНА РУСАКОВА
Мастер-класс «Леса-земли краса!»
▼ Скачать +Заказ
Мастер-класс
«Леса – земли краса!»
Изготовление наглядного пособия
Экологическое воспитание и образование - это необходимость нашего времени: детям и взрослым надо раскрывать суть биосферных процессов, показывать связь человека с природой, его зависимость от неё.
Тема опыта: «Формирование экологического сознания дошкольников посредством продуктивных видов деятельности».
Актуальность.
Публикация «Мастер-класс „Леса-земли краса!“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития экологических способностей, так как в этом возрасте дети любознательны, обладают огромным желанием познать окружающий мир, проявляют интерес к окружающей среде. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление подростков: оно более независимо.
Однако на практике, наблюдая за детьми, возникает вопрос: почему же дети проявляя интерес к природе, не заботятся о ней, проявляют равнодушие.
Уровень экологической культуры взрослых низкий. Родители, в силу своей занятости, не уделяют достаточного внимания детям в вопросах экологического воспитания.
Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
Экологическое воспитание - одна из приоритетных задач, решаемых в нашем детском саду.
А продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающей природы.
Особенностью работы является то, что при закреплении знаний, дети, используют продуктивные виды деятельности (нетрадиционные приёмы рисования, повторяют пройденный материал по экологическому воспитанию, могут в дальнейшем пользоваться изготовленным материалом, как для себя, так и для объяснения спорных ситуаций сверстникам.
Теоретическую основу составили исследования великого русского педагога К. Д. Ушинского. Он горячо призывал расширить общение ребёнка с природой.
Также опиралась на мнения современных педагогов и психологов И. Дистервег, Н. П. Саккулина, они считали, что в рисовании, лепке, аппликации ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности.
Особый интерес представляют программы, представленные на экране.
Цель работы. Способствовать формированию экологического сознания дошкольников посредством продуктивных видов деятельности (нетрадиционных приёмов художественного творчества).
Для достижения этой цели были определены следующие задачи.
Задачи опыта.
изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную изучаемой проблеме;
проанализировать эффективность использования продуктивных видов деятельности при формировании экологического сознания дошкольников;
выявить эффективность построения единой системы обучения экологического воспитания детей.
Предварительное педагогическое наблюдение проводила по методике, предложенной авторами В. В. Смирнова, Н. И. Балуева.
выявила:
- наличие и характер представлений об объектах природы;
- уровень отношения детей к окружающей природе;
- изучили характер практической деятельности в объектах природы.
Как видно из диаграммы, у детей преобладает низкий уровень экологического развития, поэтому необходимо расширить объём знаний детей об окружающей природе.
Идея технологии.
Использование нетрадиционных способов рисования в образовательной деятельности по экологическому воспитанию позволит детям эффективнее воспринимать и применять информацию.
В результате полученных данных разработала систему работы:
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Педагогическое наблюдение уровня знаний по экологии
Взаимодействие с родителями
Перспективное планирование и его реализация
Итоговые результаты педагогического наблюдения: В системе обучения продуктивные виды деятельности дают положительный результат в развитии экологического сознания у детей, что подтверждает педагогическое наблюдение.
Результативность: У детей сформировано начало экологической культуры;
Наряду с этим развиты навыки продуктивной деятельности, что позволило, нам сделать вывод - продуктивные виды деятельности способствуют эффективному формированию экологического сознания дошкольников.
Эффективность обучения достигается путём создания развивающей предметно-пространственной среды, среды куда входят:
экологический центр: мини-лаборатория, музей птиц;
уголок природы;
-детская художественная литература;
специально разработанные тетради;
атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Происшествия в лесу», «Мы – спасатели» (вёдра; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница»; макет автомобиля и т. д.,
-дидактические игры
Для привлечения внимания родителей оформила стенд «Советует педагог»; понимая степень занятости родителей, использовали такую форму общения, как «Почта: вопрос - ответ»;
оформлена выставка фотоматериалов, отснятых во время экскурсий
Активность, творчество и заинтересованность проявили родители при выполнении домашних заданий:
• Изготовление совместных поделок из природного материала: «Подарки природы»
• Оформление выставки рисунков детей и родителей «Мир глазами детей»
Формирование экологического сознания происходит в разных видах деятельности:
целевые прогулки,
чтение художественной литературы,
наблюдения,
экспериментирование,
трудовая деятельность,
экскурсии и походы в парк,
работа с родителями,
музыкальная деятельность.
Проблемы, возникшие в работе:
Дети затрудняются в определении и выявлении дословной трактовки правил бережного отношения к природе.
Некоторые родители не проявляют должного интереса к предлагаемым им формам профилактики экологического воспитания.
Требуется больше времени для индивидуальной работы с детьми, которые не могут автоматизировать на практике навыки продуктивных видов деятельности.
Перспективы в работе. Внедрение продуктивных видов деятельности, в образовательные области позволит:
1. Повысить эффективности образовательной деятельности по формированию экологического сознания у детей.
2. Обеспечит разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей
3. Выработает компетентность (умение ориентироваться в окружающей природе, адекватно вести себя в различных ситуациях).
Формы работы:
Целевые прогулки
Круглый стол
Деловые и ролевые игры
Тренинги
Нетрадиционное рисование
Природоохранительные акции
Экологические экскурсии
КВН, викторины, конкурсы
Уроки доброты
Проблемные ситуации
Экологические выставки, экспозиции
Неделя экологического творчества
День экологического творчества
В своей работе использовала как традиционные приёмы, так и нетрадиционные.
– прием переключения деятельности (чтобы ребенок не делал «плохое», нужно дать возможность делать хорошее и интересное для него);
– положительное подкрепление (суть в одобрении, поощрении позитивного поведения – прием способствует закреплению положительных привычек);
– прием отрицательного подкрепления (цель – предупредить нежелательные поступки);
– прием «эмоциональная установка» (взрослый в присутствии ребенка демонстрирует ярко выраженные эмоциональные отношения
– положительные/отрицательные к чему—либо, таким образом подает пример отношения ребенку + вариант этого приема: «эмоциональный контраст»).
Практические методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.
Большее предпочтение отдавала нетрадиционным приё мам:
- техника «Цветные ниточки»;
- прием соленого рисования;
- кляксография;
- монотипия;
- рисование ватными палочками;
- рисование поролоном;
- рисование пальчиками и ладошками;
- рисование пластилином;
- техника «Набрызг»;
Алгоритм использования продуктивных видов деятельности состоит из этапов (пример рисование нетрадиционными способами) : которые представлены на экране:
1. Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
2. Знакомство детей с проблемой и целью.
3. Повторение уже известного материала.
4. Взаимодействие друг с другом для достижения поставленной цели.
5. Рисование нетрадиционными способами.
6. Анализ результатов.
7. Подведение итогов.
Если какие-то этапы вызывают затруднение, воспитатель корректирует действия детей.
Под использованием продуктивных видов деятельности понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. При выполнении такого задания дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. И эти виды деятельности предоставляют возможность детям наиболее легко в образной форме выразить то, что они знают, несмотря на небольшой словарный запас слов.
В данном случае применение нетрадиционных приёмов выступает как инструмент, позволяющий значительно разнообразить использование продуктивных видов деятельности и повышения уровня экологического развития детей.
Мастер - класс
«Леса – земли краса!»
Цель: формирование бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о правилах поведения в лесу, расширять словарный запас по экологическому воспитанию.
Развивающие: развивать у детей элементы экологического сознания, мышление, память, слуховое и зрительное восприятие; развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, правильное поведение в лесу.
Оборудование и материалы: электронная презентация, компьютер, экран для показа слайдов, бумага, клей, ножницы, разноцветная соль, тряпочки, клеенки, картинки с ситуациями в лесу.
Воспитатель: Художник нарисовал волшебный лес. Лес замечательно жил на картине художника, он весело шумел летом и украшал землю своей золотой листвой осенью. Прилетали весной птицы, пели свои волшебные песни. В нем жили разные животные, насекомые, звери. Но однажды в лесу появились люди. Лес наполнился громкими голосами, звуками музыки, стуком топоров… По лесной полянке распространялся запах дыма, на ней выросли мусорные кучи из консервных банок, пластиковой посуды, повсюду летали бумажки и пакеты… И вмиг замолчали птицы, ушли звери, завяли цветы.
Как вы думаете, ребята, почему? (Ответы детей). Давайте вспомним правила поведения в лесу, которые необходимо знать всем детям и заселим наш лес.
Воспитатель:
Для ребят есть правил много -
Знать их нужно всем!
Чтобы лес наш сохранить.
Будем вместе их учить!
Правило1. «Не разоряйте птичьих гнёзд»
Воспитатель: Обратите внимание, как ведут себя дети. Можно ли так поступать?
Дети запомнить должны и понять:
Гнездо у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов
Не приближайтесь, не лезьте туда
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.
Правило 2. «Не ловите бабочек и стрекоз»
Воспитатель:
- Какие правила поведения вы должны соблюдать, когда видите бабочек?
Бабочка цветная над тобой порхает
Стрекоза резвится, пляшет, веселиться
Лету все так рады, их ловить не надо
Пусть себе летают, землю украшают!
Правило 3. «Не шумите в лесу»
Воспитатель:
- Скажите, можно шуметь в лесу? Что может случиться?
У леса музыка своя, её послушайте друзья!
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
Правило 4. «Нельзя разжигать костёр в лесу»
Воспитатель:
Без взрослых с огнём развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернётся серьёзной бедой!
его потушить невозможно тогда
пожары лесные – большая беда!
Погибнут деревья и звери и птицы
Без взрослых костер разжигать не годиться!
Правило 5. «Не оставляйте мусор в лесу»
Воспитатель:
- Ребята, можно ли оставлять мусор в лесу?
- Что может произойти?
Вы в поход пришли ребята…
Отдохнуть, конечно надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться…
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберём его с собой!
Правило 6. «Не ломайте деревья и кусты»
Воспитатель:- Скажите, а можно ли ломать деревья? Почему?
Берегите же деревья и кусты старайтесь не ломать
Чтобы все и взрослые и дети
В их тени могли бы отдыхать
Чтобы было меньше грязи, пыли,
Больше свежести и красоты!
Физкультминутка
У нас славная осанка
Мы свели лопатки
Мы походим на носках
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята
И как мишка косолапый.
И как серый волк-волчище.
И как заинька-трусишка,
Всем спортсменам
Шлем поклон.
(Подняться на носки, руки вверх, наклон вперед с касанием руками пола.)
Стройными, красивыми
Все хотим мы стать,
Добрыми и сильными,
Чтоб весь мир обнять!
Воспитатель:
- Мы с вами повторили правила поведения в лесу. Сейчас мы вам предлагаем заселить наш опустевший лес. (Рисование насекомых, цветов нетрадиционным способом - прием «Соленое рисование» и изготовление коллажа).
Сделаем это с помощью приема «Солёное рисование».
Перед вами лежит заготовка цветка. Вы хотите, чтобы наш цветок расцвёл и стал красивым?
Давайте начнём его превращать.
Возьмите клей и промажьте середину цветка. На клей насыпьте соль и Прижмите салфеткой. Лишнюю соль ссыпьте в тарелку.
А теперь приступаем к раскраске лепестков. Клеем промазываем один лепесток и засыпаем солью. Стараемся не выходить за пределы заготовки. Прижимаем салфеткой и лишнюю соль ссыпаем в тарелку. Также выполняем следующие лепестки. Вот какие цветы у нас получились. А теперь прикрепим их к картине.
Так как коллаж – это использование нескольких техник нетрадиционного рисования наши дети помогли нам сделать заготовки птиц, зверей, бабочек, насекомых и деревьев. Мы их тоже прикрепим к картине.
Вот такая картина у нас получилась! Вам нравится?
Рефлексия
Сегодня, мы показали вам один из нетрадиционных методов рисования для закрепления знаний детей о правилах поведения в природе.
Оцените, пожалуйста, работу педагогов по предложенным критериям.
Используемая литература:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! [Текст]/ О. А. Воронкевич. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.- 496с. ISBN : 5-89814-340-8.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты (ФГОС) [Текст]/ О. А. Воронкевич. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2014.- 176с. ISBN : 978-5-906750-03-7
3. Петрова И. М. "Объемная аппликация". [Текст] / И. М. Петрова. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. – 80 с. ISBN 5-8403-0521-9