Анастасия Нестеренко
Экспериментальное игровое занятие «Прятки — игры с водой» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие игра - эксперимент «Прятки – игры с водой» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: познакомить со свойствами воды, ее состояниями, дать понятие, что вода – важней источник жизни, развивать мышление при выборе способа действий, воспитывать бережное отношение к воде.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы будем говорить.
- Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
Публикация «Экспериментальное игровое занятие „Прятки — игры с водой“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Верно! Значит тема нашей беседы – вода.
(Звучит аудиозапись журчания ручейка)
Воспитатель: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки. (ответы детей). Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
Воспитатель: Ребята, наша Капелька много видела, много интересного знает о воде и хочет поделиться своими знаниями с вами. Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие учёные и чем они занимаются? (ответы детей). Итак, представьте, что вы учёные.
Опыты с водой :
Воспитатель: Для проведения опыта нам понадобятся стаканы с чистой водой, краска, сахар, поваренная соль. Все это стоит у вас на столе.
- Положите в стакан с чистой водой краску. Помешайте ложечкой воду. Что стало с краской? Правильно, она растворилась.
- Положите в другой стакан с водой один кусочек сахара. Вы видите сахар? Помешайте воду с сахаром. А сейчас вы видите кусочек сахара? Не видите? А куда же он делся? Растворился? Правильно, сахар растворился в воде.
- Положите в третий стакан с чистой водой чайную ложечку соли. Тщательно размешайте. Сейчас вы видите соль? А почему не видите? Правильно, соль растворилась в воде.
-Что можно сказать о воде по итогам этого опыта. (ответы детей о том, что вода может растворять вещества. Вода- растворитель)
Воспитатель: А теперь давайте подойдем к другому столу и посмотрим, что за сюрприз нам приготовила Капелька.
- У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.
- Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.
- В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная). А что значит «прозрачная»? (ответы детей) .
- Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?
- Как вы думаете, а какого цвета вода? Может быть, цвет воды похож на синий цвет? (воспитатель берет кусочек цветной бумаги и прикладывает к стакану с водой)
- Посмотрите у меня в руках кусочки бумаги различного цвета, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Предлагаю вам сравнить цвет воды с цветами бумаги. (Аналогично дети исследуют цвет воды, прикладывая зелёный, синий и белый кусочки цветной бумаги к стакану с водой. т. е. дети выясняют, что вода не синяя, не зеленая и т. д.
-Итак, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Правильно нельзя! У чистой воды нет цвета. Вода бесцветна.
-Воспитатель: Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна. Капелька предлагает нам немного отдохнуть.
Физкультминутка
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в стороны.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить нельзя.
(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)
Воспитатель: Ребята, Капелька говорит, что вы еще не все узнали о свойствах воды и предлагает поиграть в игру «Что за вкус?». Я вам буду показывать картинки, а вы должны назвать, что это и его вкус. (изображение лимона, конфета, лука, чеснока, и т. п., а потом показывает стакан с водой).
Воспитатель: А вода? Ведь вы все пили воду. У неё есть вкус? Какая вода на вкус? (без вкуса). Кто не верит, что вода не имеет вкуса, подойдите и попробуйте. (на столе подготовленные стаканчики с водой). Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим друзьям о том, что вода (ответы детей : без цвета, без вкуса, прозрачная, растворитель) .
Воспитатель: Как много вы сегодня узнали о воде.
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
Вода – бесцветная
Вода – безвкусная
Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, а капелька для вас приготовила ещё одно интересное задание, хотите узнать какое? (ответы детей). Посмотрите на столе под бумажными полотенцами стаканчики, скажите, что в них лежит?
Ответы детей : Лед, снег
Опыт со льдом и снегом
Воспитатель: Дети, а вы знали, что в морозную погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается. А во время оттепели, низкой температуры на улице снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой?
-Скажите, какого цвета снег? (белый)
- Какого цвета лёд? (бесцветный)
( Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом).
Воспитатель: Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет.
Ответы детей : Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный.
Воспитатель: Посмотрите, я беру горсть снега и высыпаю её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).
Воспитатель: А теперь немножко отдохнем
Физминутка «Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Воспитатель: Вот какие молодцы, а давайте ещё поиграем в пальчиковую игру.
Пальчиковая игра «Мы во двор пришли гулять»
Мы во двор пришли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять Загибаем пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять. «Идём» по столу указательным и средним пальчиками
Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами
С горки мы потом катались, Кулачком правой руки скользим от плеча левой руки вниз к запястью
А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой
И снежками мы кидались Имитируем движения по тексту
Все в снегу домой пришли. Отряхиваем левой рукой правую от плеча к запястью
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, руки под щёки
Воспитатель: Как было здорово, вам понравилась игра? Ребята, подойти к столу посмотрите на снег и лёд, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.
Подведение итогов:
Воспитатель: Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду
Воспитатель: Ребята, а что общего между снегом и льдом? (Ответы).
-Как из воды получить лёд? (Ответы).
-Во что ещё превращается вода зимой? (Сосульки, изморозь). (Рассматривание иллюстраций).
-В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную).
-В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
Воспитатель: А сейчас давайте поблагодарим помощницу Капельку за
интересные опыты, рассказ, и попрощаемся. А вас хочу наградить медальками «Маленькие учёные» .