Папки-передвижки

Мастер-класс «Кинезиология — гимнастика для мозга и души» (упражнения для младших школьников)

Яна Акимова
Мастер-класс «Кинезиология — гимнастика для мозга и души» (упражнения для младших школьников)
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Прежде, чем начать свой мастер – класс, хочется, уважаемые коллеги, зарядить Вас положительными эмоциями, а для этого мы с вами отправимся в лес.

«Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и ароматных цветов. Вы прогуливаетесь по лесу. Прислушаетесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи травы, ветер доносит запах сосен. Почувствуйте эти запахи: прошёл дождь, пахнет влажной землей и травой, доносится приятный аромат цветов. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой. Откройте пожалуйста глаза».

Публикация «Мастер-класс „Кинезиология — гимнастика для мозга и души“ (упражнения для младших школьников)» размещена в разделах

(Слайд 1). А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и эмоциями мы начинаем наш мастер-класс по теме : «Кинезиология – гимнастика для мозга и Души». Упражнения для младших школьников.

(Слайд 2). Хотелось бы начать с такого афоризма В. А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

- Ребенок, имеющий достаточно высокую степень развития мелкой моторики рук, имеет высокие показатели по развитию психических процессов памяти, связной речи, внимания, мышления, а также у него обнаруживается умение рассуждать логически, обосновывать свои ответы, определять причинно-следственные связи, что говорит высоком уровне интеллектуальной готовности к обучению.

-Современный ребенок становится все разнообразнее и сложнее. Его жизнь требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

(Слайд 3). Цель мастер-класса :

Повысить компетентность педагогов по использованию кинезиологических упражнений, для установления личностного эмоционального контакта и делового сотрудничества в работе с детьми школьного возраста.

(Слайд 4). Задачи мастер-класса :

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями.

2. Разучить с участниками мастер-класса кинезиологические упражнения, с заимствованием элементов психолого-педагогического опыта.

3. Закрепить полученные на мастер-классе умения для применения их в практике.

(Слайд 5). Кинезиология - это наука, изучающая развитие головного мозга через движение всех мышц человеческого тела в тесной взаимосвязи с эмоциональным состоянием.

Термин «Кинезиология» произошел от двух латинских слов «кинезис» - движение и «логос» - учение.

Основателем современной кинезиологии является Джордж Гудхардт. Он создал теорию, в основе которой лежит мышечный тест, который определяет и уточняет эмоциональные травмы, которые привели к проблемам.

Образовательную кинезиологию, о которой мы с вами будем сегодня говорить, ещё называют «умной гимнастикой», разработали её американские учёные доктор философии Пол Дениссон и его жена Гейл.

Учё ные пришли к выводу: разнообразные движения руками способствуют снятию напряжения с артикуляционного аппарата, а также влияют на снижение умственной усталости. Движения пальцами и кистями рук способствуют улучшению звукопроизношения, оказывают воздействие на развитие речи ребенка.

Кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное воздействие.

Преимущества технологии: здоровьесберегающая технология, не требующая материальных затрат и достаточного количества времени.

(Слайд 6). Основные рекомендации:

Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;

Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;

• От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

• Продолжительность зависит от возраста и может составлять от 5 до 10 минут в день. На каждое упражнение даётся от 30 секунд и до минуты;

• Время занятий – утро.

Для детей самый благоприятный период интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.

На развитие головного мозга младших школьников влияют дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию. Я предлагаю вашему вниманию несколько простых, но действенных упражнений, если вы их уже применяете или применяли в практике, давайте вспомним о них и повторим.

(Слайд 7). Пальчиковые упражнения

Не все кинезиологические упражнения для школьников легкие. Они развивают мелкую моторику рук, таким образом, больше образовывается нервных связей между разными отделами мозга.

«Симметричные рисунки»

Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д.

«Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Колечки». Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь, произнося их вслух или про себя.

Упражнение «Зайка-колечко-цепочка». Зайка – указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. Колечко – указательный и большой пальцы соединены в кольцо. Цепочка – колечки правой и левой руки соединить в цепочку. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторить 3-5 раз.

Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Так же можно ознакомиться самостоятельно со следующими упражнениями :

«Домик – ёжик – замок»

Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить; распределить пальцы одной руки между пальцами другой руки; ладони прижать друг к другу, пальцы переплести

«Гусь – курица – петух»

Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть и прижать друг к другу. Указательный палец согнуть и опереться на большой палец; ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении; ладонь поднять вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы раздвинуты в сторону и подняты вверх – это гребешок.

«Ножницы – собака – лошадка»

Указательный и средний пальцы выпрямить, остальные сжать; ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поставить вверх, остальные пальцы сомкнуть, указательный согнуть. Большой палец правой ладони поднять вверх, сверху обхватить эту ладонь другой ладонью, под углом, образуя пальцами гриву, большой палец левой руки поднять вверх.

«Зеркальное рисование»

Это рисование двумя руками одновременно. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

(Слайд 8). Дыхательные упражнения : развивают самоконтроль и произвольность. Помимо предоставления кислорода каждой клеточке детского организма, они также помогают развить произвольность действий и самоконтроль у ребенка. Упражнения для школьников не трудные, но очень полезные.

«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

Подуй на свечку (2 вариант)

Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.

Так же можно ознакомиться самостоятельно со следующими упражнениями :

«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

«Надуй шар». Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

«Минуты тишины». Дети по своей природе эмоциональны, подвижны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои желания и порывы. Для читающих детей взрослый выставляет карточку со словом «тишина» и ожидает выполнения написанного призыва. Тихим голосом, доходящим до шепота, взрослый обращает внимание детей на правильную позу, на дыхание с закрытым ртом, на положение рук, ног. Дети тихо сидят одну минуту. Можно предложить им в это время прислушаться к звукам, доносящимся с улицы. Дети обычно бывают удивлены тому обилию звуков, которые они слышат во время «минуты тишины» и на которые они не обращали внимания в обстановке городского шума. «Минуты тишины» являются не только физическим отдыхом для нервной системы, но и хорошей гимнастикой волевых центров.

(Слайд 9). Телесные движения: развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

«Семечко». Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер- раскачивать тело, имитируя дерево. Повторить 6-8 раз.

«Колено – локоть». Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 6-8 раз.

Так же можно ознакомиться самостоятельно со следующими упражнениями :

«Перекрестное марширование». Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге. “Мельница” Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

«Паровозик». Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

«Робот». Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

«Маршировка». Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

(Слайд 10). Глазодвигательные упражнения : однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и насыщают энергией организм.

«Взгляд влево вверх». Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

«Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.

Так же можно ознакомиться самостоятельно со следующими упражнениями :

(Слайд 11). Упражнения для релаксации : способствуют расслаблению, снятию напряжения и мышечных зажимов.

«Лето и зима». Ведущий командует: «Лето!», дети активно выполняют различные движения. Во время команды «Зима!», ребенок замирает, сильно напрягая все свои мышцы. Повторить до 8 раз.

«Путешествие на облаке». Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Так же можно ознакомиться самостоятельно со следующими упражнениями :

«Крюки». Чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие - необходимо сесть на стул, скрестить ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги. Затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, после чего соединить пальцы в замок, так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки. Вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы сцепленные пальцы были направлены кверху. Смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему нёбу (можно на вдохе прижимать к твердому нёбу кончик языка, расслабляя его на выдохе). Посидеть в этой позе 1—5 минут до появления зевка либо до ощущения достаточности.

«Дирижер». Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями, и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

(Слайд 12). Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Еще И. П. Павлов говорил, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы!

(Слайд 13). Польза, которую приносят кинезиологические упражнения

Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев. Широко используются кинезиологические упражнения в логопедии, психологии, дефектологии, нейропсихологии, педиатрии, педагогике. Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие. Таким образом, можно сделать вывод, что Кинезиология не только гимнастика для тела, но и для Души!

(Слайд 14) Список используемой литературы:

1. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов : Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.

2. Сиротюк А. Л. «Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии». М. : ТЦ «Сфера» 2014г – 68с.

3. Сиротюк А. Л. «Обучение детей с учетом психофизиологии». М. : ТЦ «Сфера» 2013г. - 113с.

4. Столяренко Л. Д. «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга». М. : Аркти, 2010г. – 49с.

5. Интернет-ресурс: https://urok.1sept.ru/articles/680862

6. Интернет-ресурс: https://infourok.ru/master-klass-dlya-pedagogov-kineziologicheskie-uprazhneniya-v-rabote-s-vospitannikami-doo-3751161.html

7. Интернет-ресурс: https://znaew.ru/index.php/zanyatiya-s-logopedom/uprazhneniya-na-razvitie-dykhaniya-mladshikh-shkolnikov

8. Интернет-ресурс: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog79203/kineziologicheskie-uprazhnenija-dlja-shkolnikov.html

Хотелось бы закончить свой мастер-класс словами Ж. Тассо

«Движение может заменить лекарство – но ни одно

лекарство не заменить движения».

Я надеюсь, что информация, полученная на моем мастер - классе, вам пригодится. Успехов в работе, спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Мастер-класс «Осенняя корзинка» для дошкольников и младших школьниковМастер-класс «Осенняя корзинка» для дошкольников и младших школьников МАСТЕР- КЛАСС: «ОСЕННЯЯ КОРЗИНКА» Мир осенней природы таинственен и необыкновенно красив. Создавая поделки из природного материала, происходит.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Прописи по английскому языку для младших школьников с дисграфиейПрописи по английскому языку для младших школьников с дисграфией Как известно в России уже несколько лет английский язык изучается со второго класса. Для младших школьников с диагнозом дисграфия - это.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Технология, повышающая интерес к чтению у младших школьников Технология, повышающая интерес к чтению. Выполнила: учитель начальных классов Яненко Оксана Дмитриевна Цель: повышение уровня читательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Кинезиология — гимнастика для мозга и души» (упражнения для младших школьников)
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 12:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Кинезиология — гимнастика для мозга и души» (упражнения для младших школьников)» (включая файлы) размещена пользователем Яна Акимова (УИ 1636343) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД