Ольга Разуваева
Мастер класс. «Как увлечь ребенка искусством»
▼ Скачать + Заказать документы
Как заинтересовать ребенка искусством? Путешествие в прекрасное.
Что такое искусство? Что делает результат деятельности человека предметом искусства? Бывает ли искусство плохим и хорошим? Кто это решает? Какими критериями он при этом пользуется? Как все это объяснить дошкольнику? Это лишь некоторые вопросы, что могли возникнуть у вас при прочтении темы моего мастер-класса. И ответить на них без вашей помощи мне не удастся. Давайте распределим роли. Вы получили буклеты, синий цвет – вы родитель, зеленый – педагог, а розовый – ребенок. Пока мы попытаемся разобраться в сложных вопросах о сущности искусства, позвольте предложить нашим дошкольникам творческую работу.
Публикация «Мастер класс, „Как увлечь ребенка искусством“» размещена в разделах
Мне жалко бедный белый цвет,
Его как будто бы и нет.
Вот белый лист передо мной,
Всем сразу видно – лист пустой.
Но вдруг я вижу сквозь пургу –
Там лебедь мерзнет на снегу.
Еще я вижу: там и тут
Цветы воздушные цветут.
И белый парус снега,
Кораблик изо льда,
И чудо к нам приходит
Неслышно, как всегда…
Вокруг все живёт и изменяется. Также изменчивы и бесконечно разнообразны наши с вами чувства. У каждого чувства множество оттенков. Можно тихо радоваться про себя, думать о чём-то приятном и улыбаться. А можно бегать и кричать от радости. И то и другое – радость, но совсем по-разному окрашенная. Давайте попробуем рассказать о том, что принесла нам музыка, языком красок. Пусть в этой игре краски заменят слова, а переходы цвета попробуют передать оттенки того, что мы чувствуем.
Памятка «дошкольникам» ( материалы: пастель, листы, ватные диски, влажные салфетки, МП3-плееры, простые карандаши)
Шаг 1. Прослушивая музыку, задумайте своё, особенное настроение, ей подходящее, и подберите соответствующие цвета.
Шаг 2. Распишите лист бумаги всеми оттенками своего настроения, так, чтобы на листе почти не осталось белого поля.
Шаг 3. Какое настроение окрашивает ваш лист? Может быть, это радость? спокойствие? Или тревога, страх? Перевернём лист и на обороте напишем тему-настроение. Сохраним её в тайне от других участников игры и от ведущего.
Шаг 4. Теперь – решающий момент. Возьмите 2-3 ярких мелка, и прямо по цветному листу очень быстро нарисуйте лицо, полное вашего настроения. Неважно, чьё это будет лицо. Важно другое: выражение чувства. Рисунок должен выразить именно то, что написано на обороте.
Шаг 5. И, наконец, самое интересное. Ваша работа попала в галерею детского творчества, под руководством ведущего гости угадывают тему-настроение и сверяют с тем, что написано на обороте.
Искусство. Что такое искусство? Это понятие является для каждого своим и каждый его понимает по-своему. Будьте добры слайд. Это искусство Искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции. Это способ самовыражения, способ выплескивать свои чувства и эмоции в искусстве, в искусстве творить. Кто-то пишет музыку, кто-то пишет картины, а кто-то вышивает крестиком. Каждый выбирает свой путь. Понятие искусство очень растяжимое, это способ отражения того, что видит человек, что он воспринимает. Это мастерство, которое удовлетворяет нужды человека, которое доставляет ему удовольствие. Это искусство?. Здесь наши мнения уже не столь единодушны. Кстати, в том году российская премия в области современного искусства имени Кандинского была присуждена группе молодых художников, которые выполнили классические витражи, героями которых стали не христианские святые, а комиксовые супергерои. Это искусство?
Искусство многогранно, это душа человека. Искусство - это богатейший мир разнообразных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека. Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, спектакли Станиславского, фильмы Феллини, Тарковского. Искусство - то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях. Искусство – это радость. Доступная не каждому; и в наше время человечество, люди не ищут ее. Потому что много других, на первый взгляд, более насущных проблем окружают нас в повседневности. Посмотрим на тематику конкурсных работ. Важно сформировать экологичность сознания, потому что иначе негде будет жить; важно проводить профилактику дисграфии, и коррекцию речевых нарушений, потому что сложности в школьном обучении могут привести к нарушению процесса социализации, то есть некому будет жить. Важно научить читать, писать, считать. Но ведь именно искусство сопровождает людей всю историю человечества, аккумулирует в себе все самое лучшее, в образах его заключено все, что пугает человека и что он любит.
Система образования вообще и дошкольного, в частности, недостаточно полно включает в себя воспитательный и образовательный потенциал литературы, театра, кино, музеев, средств массовой информации, и для многих детей остаются, недоступны целые пласты российской и зарубежной культуры прошлого и настоящего.
а, тем не менее, Общие исследования последних лет в области физиологии мозга доказывают, что увеличение количества занятий музыкой и живописью помогает ученикам в усвоении математики и языков. Американские ученые в своих исследованиях доказали, что дети от четырех до семи лет, отстававшие в детском саду от своих сверстников, благодаря увеличению занятий искусством, догнали их в чтении и обогнали в математике. Швейцарские и австрийские исследователи ввели для детей от семи до пятнадцати лет занятия музыкой за счет часов математики и языков. Дети, обучавшиеся по такой программе, за три года не только не отстали от своих сверстников, занимавшихся по обычной программе, но, наоборот, показали такой же уровень математических знаний. В языках успехи этой группы детей были даже выше, чем у тех, кто именно языками занимался больше.
Как найти время, место и нужные слова? Интерес к искусству у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, но отбить его очень легко. Поэтому делать первые шаги следует с большой осторожностью. Попробуйте - и вас удивит, насколько дети восприимчивы. Они живут в мире образов и на бессознательном уровне усваивают законы восприятия, идущие от древнейших традиций. Опирайтесь на эту реальность, не отзывайтесь слишком резко о том, что нравится ребенку, и не навязывайте ему то, что нравится вам. Начните с того, что выберет ребенок. А пока что цель взрослого - доставить ему радость, простую, но редкую радость: способность видеть. Эта способность разовьется у ребенка только тогда, когда он будет свободен в решениях. И у него будет возможность получить удовольствие от своего выбора и удовольствие от творчества. Как открыть дверь в искусство для наших детей? Несколько советов об этом, я предлагаю в памятках. Но помните, что для дошкольника важно не только увидеть, но сделать самому. Например, живопись маленькие дети воспринимают не только глазами. Она вызывает у них двигательную реакцию. Часто ребенок мимически подражает увиденному и может буквально "сыграть" картину с помощью жестикуляции. Именно это я использую в своих занятиях – отражение эмоций от восприятия живописи в музыкально-ритмических композициях. Позднее ребенок сумеет найти слова, чтобы передать возникшие мысли и чувства. Динамичные, выразительные картины и скульптуры пользуются у малышей особым успехом. Увиденную картину дети любят "подкрепить" какой-нибудь тут же придуманной подходящей историей: "Она, наверно, плачет, потому что…", "Может, раньше он сделал то-то и то-то, и поэтому…". Вот она – сказка, с особым сюжетом, героями, речетворчеством. Для малышей дошкольников творчество – это не столько результат, сколько процесс. И не так важно на самом деле, какой рисунок или музыкальная, ритмическая композиция, в конце концов, появится.
Высшая радость творчества связана не с пожатием плодов от его успеха, а с моментом зарождения творческой идеи и сознанием силы и способности, достаточных для ее выполнения. В таком смысле творчество не является особым даром оно доступно каждому человеку.
Давайте посмотрим, насколько творческим оказалось время, проведенное нашими «дошкольниками» (сначала пытаемся угадать эмоции без музыки, а затем с музыкальным сопровождением). Как вы видите, именно синтез искусств обостряет восприятие, помогает расставить нужные акценты.
Творчество основывается на особом переживании радости, имеющем не только социальные, но и вполне определенные биологические основания. Искусство вызывает в нас аффекты, переживаемые нами со всей реальностью и силой на моторном уровне. Но после того как мы их переживаем, мы понимаем, что это лишь воображение, призрачность. Сочетается 2 начала: реальное и призрачное. В этом тайна эстетической реакции – происходит самосгорание аффектов, взрывная реакция. Аристотель говорил о катарсисе, очищении в искусстве, творчестве. Давайте мы ненадолго станем творцами. Дорисуйте, пожалуйста, элементы, которые расположены на последнем развороте буклета, превратив их в художественные образы. При этом есть одно условие к их созданию: вы рисуете то, что желаете детям, заканчивая фразы. Родители: «Я хочу, чтобы мой ребенок…», а педагоги «Я работаю, чтобы ваш ребенок…».
Я работаю, чтобы музыка детства никогда не умолкала в душе человека.