Кравченко Надежда
Мастер-класс «Как использовать логоритмические игры и упражнения на занятиях, в режимных моментах, свободной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является периодом, когда дети учатся выстраивать коммуникационный процесс, именно в это время наиболее важным является речевое развитие, ведь при возникновение сложностей ребенку невозможно влиться в коллектив, что оказывает значительное влияние на самооценку и социализацию.
Речевое развитие дошкольников происходит с использованием различных методик, одной из которых являются логоритмические упражнения. Разнообразие действий руками, ногами производимых под музыку, или чтение специальных стихов стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Под логоритмическими упражнениями понимают не только совокупность, но и определенную последовательность движений, которые направлены на выполнение, какой-либо речевой задачи.
Публикация «Мастер-класс „Как использовать логоритмические игры и упражнения на занятиях, в режимных моментах, свободной деятельности“» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Развитие движений, соответствующих каждому из уровней, становится возможным по мере созревания отделов головного мозга, обеспечивающих эти движения, эти же центры отвечают за речевое развитие, что делает логоритмику эффективным инструментом речевой коррекции[2].
Использование логоритмических упражнений, в педагогический деятельности, возможно на всех этапах взаимодействия с ребенком. Особое развитие получило использование логоритмических упражнений в процессе выполнения режимных моментов.
При выполнение утренней гимнастики возможно использование упражнений, имитирующих утреннюю зарядку различных животных, дети легко вовлекаются в процесс благодаря близости данной тематики их возрастному развитию. При этом животные могут меняться в зависимости от тем, изучаемых в процессе непосредственно образовательной деятельности, что приведет к закреплению и углублению знаний[1].
В качестве примера можно предложить использование упражнения "Муравьиная гимнастика".
Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках,
Потянулись (встают, потягиваются).
Встали прямо (опускают руки вниз)
Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)
Новый начался денек!
Вместе весело живем –
Хорошо быть муравьем! (шагают на месте)
Проведение данного упражнения с использованием бубна, или маракасов, которыми может отбивать ритм один из детей, сделает процесс более ритмичным и позволит эффективней закрепить последовательность действий[4].
В процессе беседы с детьми на прогулке, рассматривая различные природные явления, также возможно провести логоритмические упражнения которые расширят знания детей об окружающем мире. Гуляя в дождливую погоду можно провести игру "Дождик кап",которая обратит внимание детей на звуковую составляющую природного явления.
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами попеременно)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами).
При этом важно понимать, что логоритмические упражнения не всегда содержат стихотворения, под которые необходимо адаптировать действия, иногда достаточно музыки, или речи воспитателя подсказывающей движения, которые необходимо производить дошкольникам. Игра "Дождик" может проводиться в иной последовательности. Дети гуляют под музыку совершая произвольные движения, когда воспитатель выключает музыку дети должны собраться вместе имитируя укрытие под зонтом.
Использование логоритмических упражнений в процессе занятий требует особой подготовки от педагога. Важно подобрать упражнение так, чтоб оно соответствовало теме проводимого занятия и при этом не отвлекло внимание детей на себя, нарушив привычный ход образовательной деятельности. При этом существуют универсальные упражнения, применимые в рамках изучения любой темы. Упражнение "Просьба" является отличным примером. Воспитатель читает текст по теме занятия, а дети внимательно вслушиваются. При повторном воспроизведении текста взрослым ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит предложение, содержащее просьбу, совет или приказ[3].
Важно понимать, что данные упражнения не дают быстрого результата, а являются дополнением к уже имеющейся стратегии развития. Логоритмика - это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей.
Список использованных источников
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2021. - 400 с.
2. Запятая О. В. Общие умения коммуникации как компонент содержания образования. Красноярск, 2015. С. 6.
3. Кравцова Е. Е. Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом / Е. Е. Кравцова // Дошкольное образование, 2020. № 4. С. 6
4. Привалова С. Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 8. – С. 213–217.