Татьяна Рогова
Мастер-класс «Как играют наши мамы в игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Поделиться опытом проведения русских народных игр с детьми в семье.
Задачи:
1. Формировать эмоциональную сферу ребенка, осваивая ценный опыт поколений
2. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре вместе со взрослыми.
Ход мероприятия.
Вед 1: Пожалуйте, гости любезные! Давно мы вас ждем-поджидаем. Праздник без вас не начинаем!
Вед 2: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Сегодня будут игры, танцы, смех, радости хватит на всех.
Вед 1: Мы наш праздник начинаем. Наших мам мы приглашаем!
Публикация «Мастер-класс „Как играют наши мамы в игры“» размещена в разделах
Мама: Здравствуйте. Мы вас познакомим с русской народной игрой «Дударь». Играя в эту игру, ребенок может насладиться тем, что все не только выслушивают, что же у него болит, но и играют так, как будто у них болит то же самое, то есть «принимают на себя его боль», пусть даже в игровой форме. А это, в свою очередь способствует развитию сопереживания.
Ребята ходят по кругу, взявшись за руки и поют песенку. В центре хоровода стоит «дударь».
Дударь, дударь молодой,
поясочек золотой.
Ты сыграй, мы спляшем
на веселье нашем.
Пропев песенку хором спрашивают у «дударя»: «Дударь, дударь, что болит?»
«Дударь» отвечает : «Голова» (спина, брови, уши, и т. д.).
И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут рядом стоящего соседа за названное «больное место». Песенка для «Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают : «Что болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из крута на своё место другого и игра продолжается. После показа игры, дети приглашают поиграть всех присутствующих. Игра проводится повторно.
Вед 2: Ну вот и познакомились. Мы веселье продолжаем, новую игру начинаем.
Мама: Предлагаем сыграть в игру «Метелки»
Дети встают в пары, хлопают в ладоши и поют. Водящий встает в центр круга и с метелкой тоже поет, он может повторять ее, сколько захочет, по окончании песни он бросает метелку. Дети в парах, как и водящий, должны образовать новую пару. Кто остается без пары тот и становится водящим.
Жила была бабка у широкой речки Захотелось бабке искупаться в речке. Взяла бабка мыло, мыло и начало. Эту песню хорошо начинать сначала. 1-2-3- с метелкой ты.
Вед 1: Праздник продолжаем, еще игру предлагаем.
Игра «Оркестр»
Дети образуют круг вокруг расставленных стульчиков. На каждом стульчике музыкальный инструмент.
На 1-ю часть музыки дети, положив руки на пояс, идут по кругу.
На 2-ю часть музыки берут муз. инструмент и играют.
Игра проводится 2-3 раза.
Вед 2: Знакомство продолжаем, в игры веселые играем. (2-я семья)
Мама: Мы покажем вам игру «Море волнуется»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри
Игроки замирают, изображая "морские" фигуры. Ведущий подходит к любому игроку, дотрагивается до него рукой - игрок изображает, кого именно он показывает. Задача ведущего - отгадать, что это за фигура.
Загадываются также:
- звериная фигура
- птичья фигура
- клоун-фигура
- рабочая фигура
- безумная фигура
и так далее, на что фантазии хватит
Мама: Есть еще игра для вас,
сказку рассказывать будем сейчас.
А поможет нам вот этот обычный платок.
Игра с платком «Курочка ряба» воспитатель рассказывает сказку и передает платок по кругу. На слова жили-были дед (ребенку воспитатель передает платок и ребенок должен изобразить деде жестами и мимикой) и так далее со всеми персонажами.
«У Оленя дом большой»
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучит.
«Стук – стук!» Дверь открой!
Там в лесу охотник злой.»
«Заяц, Заяц, забегай!
Лапу мне давай.»
Воспитатель сопровождает слова движениями, дети их повторяют. Затем темп ускоряется и воспитатель следит за правильным выполнением движением.
Вед 1: Праздник продолжаем, гостей наших приглашаем. Выходят приглашенная семья. Показывают свои игры.
«Золотые ворота»
Описание.
Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и последний оказывается между ними.
Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.
Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.
Другая разновидность состоит в том, что «ворот» - двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.
Правила
1. Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.
2. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
3. Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.
«Редька»
Выбираются «попрошайка» и «бабка». За «бабкой» становятся игроки, держась за плечи друг друга. «Попрошайка» обходит колонну с песней:
Вокруг бабки хожу
У ней редьки прошу:
Бабка – сопливка,
Редька – червивка,
Бабка, бабка, дай редьки!
«Бабка отвечает»: иди-ка, потяни.
«Попрошайка» идёт в конец колонны, обхватывает последнего игрока за талию и тянет к себе. Все игроки, которых он сумел вытянуть становятся за ним, держась уже за талию друг друга. Задача «попрошайки» вытянуть всю редьку с «бабкой».
Та часть команды, которая за "попрошайкой" держат за талию друг друг
Вед 1: Ты и я — мы друзья,
славная у нас семья.
Игры здесь у нас и смех,
это главное для всех.