Ирина Петеляева
Мастер-класс как часть информационной среды в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных
Если мы посмотрим в нормативные документы Российской Федерации, такие, как Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», то увидим сформулированный социальный заказ государства системе образования на воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Несомненно, именно в период дошкольного детства открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.
Что же такое самостоятельность дошкольника? – это стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи в своей деятельности, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия.
Если у дошкольника есть самостоятельность, то у него будет и инициатива.
А мы знаем, что инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, способен предложить интересное дело другим детям.
Исходя из этих данных, мы - педагоги можем как раз создать условия для формирования инициативы и самостоятельности у дошкольников.
Каким образом мы можем это сделать?
• Построить образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированную на интересы и возможности каждого ребенка.
• Поддержать инициативу и самостоятельность детей в различных видах деятельности.
• Дать детям возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
В своей практике для решения этих задач я применяю одну из инновационных форм развития дошкольника - детский мастер-класс, основывающийся на принципе содействия и сотрудничества детей и взрослых, где ребёнок признается полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
А благодаря используемым цифровым технологиям также становится доступным формирование сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьёй.
В процессе создания подобных мастер-классов реализуется модель обучения, которую можно назвать «Дети- детям»
При этом данная форма появилась исходя из запросов родителей и детей.
Давайте для начала обратимся к определению: что же такое мастер-класс?
Слайд 2
Говоря простыми словами : есть человек, который может и готов поделиться с вами своими знаниями, опытом, практическими навыками посредством какой-либо деятельности.
Слайд 3
Мастер-класс можно проводить как индивидуально, так и перед аудиторией, причём возрастного цензора, как такого нет. Т. е. если человек хочет научиться чему-то новому, он может это сделать в любом возрасте.
Слайд с 4 по 6
И новая культурная практика «Детский мастер-класс» позволяет детям продемонстрировать и передать другим детям, широкой заинтересованной аудиторией, свои знания, умения и навыки.
Слайд 7
Итак, как мы начали работать с этой практикой. От частного к общему
Слайд 8
Первым шагом стала акция «Помоги птицам зимой», которая проходила в городе П.
С детьми мы делали ледяные эко-кормушки. Весь процесс изготовления снимали на фотоаппарат, фото для отчетности отправлены родителям через группу в контакте.
Но, к сожалению, участвовать могли не все дети, так как были болеющие.
Соответственно, от родителей поступил запрос : А мы тоже хотим…
Сделав один мастер-класс, мы на этом не остановились; и сейчас я хочу вам продемонстрировать наш накопленный опыт создания мастер-классов по различным видам деятельности.
Слайд с 10 по 13.
В процессе создания различных мастер-классов к нам присоединились ребята, родители и педагоги из других групп и появилась «Студия «Создавай-ка»
Слайд 14
Хотела бы вас ознакомить с правилами создания мастер-класса
слайд 15-16
-Выбор темы
-Сценарий (план- этапы)
-Подготовка материала
-Запись
-Монтаж, озвучка
Использовались программы
InShot и компьютерная программа PowerDirector 14
Следует отметить, что сейчас дети живут в век цифровизации : смотрят телевизор, ролики в ютубе, играют в компьютерные игры…
И мы как педагоги тоже должны идти в ногу со временем: искать оптимальные, инновационные и перспективные методы.
Несомненная Ценность детских «мастер-классов» для детей-авторов заключается в том, что
• Приобретается опыт публичных выступлений.
• Формируются коммуникативные навыки.
• Возможность почувствовать себя успешным.
• Развивается самостоятельность, ответственность.
• Развивается инициативность.
Слайд 17
И, конечно же, для педагога данная культура является
• Способом поддержки детских инициатив.
• Возможностью сделать образовательный процесс увлекательным для детей.
• Выявить способности детей.
• Выстроить сотрудничество с родителями.
Слайд 18
Давайте не будем забывать про третьих участников образовательной деятельности- это родители, которые получают:
. Возможность увидеть своего ребенка в новом свете, испытать гордость за него.
. Увидеть зону ближайшего развития своего ребенка.
. Способ принять участия в реализации образовательной программы.
Слайд 19
Я считаю, что использование видео мастер-класса, как части цифровой образовательной среды, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей и развить творческое мышление.
А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Метод детского мастер-класса направлен на развитие личности ребенка, способного принять себя таким, какой он есть, способного чувствовать себя полноценным членом общества.