Олеся Студенкова
Мастер-класс «Изотерапия как способ коррекции негативных эмоциональных состояний детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Изотерапия, как способ коррекции негативных эмоциональных состояний детей»
Цель: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи:
• создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
• повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов;
Публикация «Мастер-класс „Изотерапия как способ коррекции негативных эмоциональных состояний детей“» размещена в разделах
• обучить способам коррекции негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста с помощью средств арт-терапии.
• Развитие ассоциативно-образного, творческого мышления.
Длительность мастер-класса : 1,5 час.
Оборудование:
• Проектор, ноутбук
• Презентация «Арт-терапия в работе со студентами»
• Магнитофон, музыкальные записи
• Наборы для творчеста для каждого педагога (гуашь, кисти, листы бумаги, емкость для воды, шерстяные нити длинной 1 м, губки, ватные палочки, пластиковые ложки, вилки, влажные салфетки).
Участники: воспитатели групп детского сада.
Ход:
I Информационный блок
Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
Потребности современного мира в области педагогики построены не на формирование у ребенка знаний, умений и навыков, а, прежде всего, на развитие ребенка. В связи с этим, данные методы работы особо актуальны, суть работы которых заключается не в обучении рисованию, а в том, что дети через различные техники, используя специально подобранные материалы, получают возможность выразить себя, выплеснуть накопившиеся эмоции, поделиться своими переживаниями и, таким образом, улучшить свое эмоциональное состояние.
Использование арт-терапевтических технологий особенно показано в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные виды нервно-психических нарушений, таких как, гиперактивность, быстрая утомляемость, импульсивность, раздражительность, агрессивность, страхи, плохая концентрация внимания, и др. Арт-терапия является одним из самых действенных способов для коррекции подобных состояний и улучшений самочувствия ребенка, а также средством развития его творческих и когнитивных способностей.
II Практический блок
- Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу поделиться своим опытом использования некоторых из этих способов. Все виды арт-терапии совершенно безвредны и очень полезны. Важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений.
Для того чтобы лучше понять смысл этих методов, я приглашаю вас, уважаемые коллеги, поучаствовать и самим апробировать данные методы арт-терапии.
В технике «марания» отсутствует структурированные изображения и сюжеты, зато есть самые различные сочетания отвлеченных форм и цветовых пятен. Достаточно широк выбор способов создания рисунков : это могут быть и ритмичность движения руки, и композиционная случайность нанесения мазков и штрихов, и размазывание и разбрызгивании красок, и нанесении множества слоев и смешивании цветов. Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. В ходе работы сам процесс «марания» порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения. 9 Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания.
У «мараний» нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо- плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки техники исключает и саму оценку работы. Хотя есть дети, которые не могут обойтись без оценок, внешних или внутренних, а потому выдвигают для себя и других собственные критерии. Например, привлекательность цветовой гаммы или аккуратность. В этих случаях навязывание оценки устраняется взрослым, в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения. Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям.
Техника «Ниткография»
Если нитку (30–50см) опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки.
Техника «Рисование истории» Задачами данной техники являются диагностика, коррекция неадекватных моделей поведения, разрешение внутренних конфликтов, снятие эмоционального напряжения. В ходе работы ребенку предлагается нарисовать иллюстрацию, к какой- либо истории. Затем психолог проводит с ребенком обсуждение. Следующие рисунки создаются по принципу комиксов, пока проблемная ситуация не разрешится. После каждого рисунка педагог проводит обсуждение.
Техника «Парное рисование» Совместное рисование учит детей сотрудничеству, формирует умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать свою точку зрения, развитие способности конструктивного взаимодействия. Способствует развитию навыков саморегуляции, произвольного поведения, умения работать по правилам.
Группе предлагается разделиться на пары. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам (что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне о том, что именно будут рисовать и т. д.). Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.
Техника «Рисование пальцами» Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. Сам процесс рисования пальцами часто небезразличен ребенку, и каждое последующее рисование не похоже на предыдущее. Всякий раз происходит по-новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т. д. Потому результат манипуляций с краской может быть непредсказуем: неизвестно, какое изображение получится в итоге. Но далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, попробовав этот способ, возвращаются обратно к кисти или губке, как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности. Группе предлагается нарисовать задуманную композицию пальцами.
Техника «Рисуем эмоции» Основной задачей данной техники является проработка различных эмоциональных состояний ребенка (печали, злости, страха, радости, грусти и т. п.). В начале работы попросите ребенка выбрать цвет, который соответствует его настроению и изобразить его на листе (оставить след). Это может быть клякса, прямая или ломаная линии, разнообразные штрихи и т. д. Вопросы для размышления: Как можно назвать это состояние? На что оно похоже? Данная работа может выполняться в виде несвязанных между собой линий, штрихов, символов, а может объединиться в целую картину. В другом варианте рисуется силуэт человека. Предложите ребенку вспомнить любое событие своей жизни (радостное, счастливое, грустное, печальное и т. п.). Далее спросите у ребенка, что он при этом испытывал, 17 какие эмоции, в какой части тела, каким цветом можно эти эмоции окрасить? Затем предложите закрасить или заштриховать соответствующим цветом на силуэте человека локализацию эмоции. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть на свою эмоцию со стороны, что он при этом чувствует, что хотел бы сделать с изображением данной эмоции : дорисовать, перерисовать, порвать, помять, сжечь, и т. д. После выполнения всех желаемых действий с рисунком, поблагодарите ребенка за работу.
Рекомендации:
Рекомендуется совмещать изобразительное искусство с музыкой. Предложите малышу одновременное рисование и прослушивание классики (Моцарта, Вивальди, Вагнера) — это позволит ему быстро снять психоэмоциональное напряжение и, как следствие, достать из глубин подсознания страшные картинки.
Заключение:
Арт-терапия:
- Создает положительный эмоциональный настрой.
-Повышает творческую самооценку и уверенность в себе
- Способствует творческому самовыражению, развитию воображения
- Повышает адаптационные способности ребенка
- Дети становятся свободны от эмоциональной напряжённости,
скованности.
Рефлексия: «Друзья, мы хорошо работали вместе, и наш мастер класс подходит к концу. Я предлагаю сейчас подвести некоторые итоги. Каждый из вас может выразить особым образом свои чувства по поводу того, чего он достиг во время нашей совместной работы, что он понял и что он может с этим сделать. Давайте встанем вкруг и каждый одним словом выразит своё впечатление о мастер классе.
Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Я хочу, чтобы все, кто присутствовал сегодня здесь мне и друг другу хорошо – улыбнулись мне, и поаплодировали себе за прекрасную работу.