Анастасия Усольцева
Мастер-класс для педагогов «Использование робомыши в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : расширение компетенций педагогов по использованию робомыши в образовательной деятельности.
Задачи:
• познакомить участников мастер-класса с приемами алгоритмизации при работе с детьми дошкольного возраста;
• организовать активное педагогическое взаимодействие по освоению образовательной робототехники
Используемые материалы : робомышь (Robot Mouse) – 2 шт., тематические поля – 2 шт., проектор, ноутбук.
Структура мастер-класса :
Вступительная часть.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование робомыши в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Теоретическая часть.
Практическая, демонстрационная часть.
Рефлексия «Профессиональное послевкусие».
Сценарий мастер-класса
Вступительная часть
Актуальность
Одна из важнейших задач современного образования в целом – это воспитание и развитие функционально грамотного человека. И, конечно, она актуальна для дошкольного образования!
«Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребё нок должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) жизненные и учебные задачи…;
- способностью строить социальные отношения…»
Так как современные дети живут в эпоху информационных технологий, активной цифровизации и роботостроения. С самого рождения дети сталкиваются с современными устройствами, разнообразными гаджетами, что естественно вызывает у них живой интерес. Но, к большому сожалению, дети умеющие работать с гаджетами не всегда используют их во благо своему здоровью и развитию. Задача нас взрослых направить детские интересы по взаимодействию цифровыми ресурсами в правильное русло, создать все необходимые условия для воспитания и всестороннего развития ребёнка; воспитания и развития ребёнка, который бы легко адаптировался в любых жизненных ситуациях и находил нестандартные решения, был инициативным, активным, был способен решать разнообразные творческие задачи. Мы, взрослые, должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребёнок-дошкольник, скорее всего, попадёт в информационное цифровое пространство.
Теоретическая часть
Описание системы педагогической деятельности
Почему я взяла робомышь? Я думаю, что это средство одно из ярких примеров средств, которые обогащают процесс образования в вопросах формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников.
Первое знакомство детей с робототехникой в нашем детском саду произошло благодаря набору «Робомышь. Базовый набор». Яркий цвет робомыши, красочные кнопки и карточки-схемы для выстраивания алгоритмов вызвали неподдельный интерес детей.
На первом этапе работы я познакомила детей с понятиями «алгоритм», «программирование», «маршрут», «шаг», «последовательность действий», дети познакомились с робомышью, узнали о её функциях. На втором этапе мы совместно пробовали задавать робомыши небольшие алгоритмы. В игровой форме мои юные программисты учились азам в управлении роботом и создании последовательных программ для какого-либо действия робомыши. Следующим шагом стало включение робомыши в образовательную деятельность : дети перешли к самостоятельному программированию; выполняли предложенные задания с робомышью на специальных тематических полях. С помощью робомыши дети узнавали новые знания или закрепляли полученный ранее материал. Далее я предложила воспитанникам самостоятельно подготовить тематические поля по тем темам и вопросам, которые их интересуют, и дети с удовольствием откликнулись. Для подготовки каждого поля они придумывали сюжет, по которому нужно будет выстроить маршрут, и использовали заранее подготовленные иллюстрации или рисовали их сами. Позже мы с детьми начали пробовать изобразить элементарные карты-инструкции с изображением схем-лабиринтов. Дети практически сразу включились в этот процесс и подготовили небольшую картотеку. Также в процессе работы с робомышью активно включились в совместную деятельность родители воспитанников. На мастер-классе для родителей группы, родители совместно с детьми построили безопасные маршруты по дороге домой и в детский сад, безопасные маршруты прогулки.
Характеристика сущности деятельности или «пять эффектов использования робомыши» :
1. Коммуникация. Дети стали больше общаться друг с другом, закрепились навыки обсуждения и навык работы в команде.
2. Основы алгоритмики. У воспитанников сформировалось позитивное отношение к программированию, навыки элементарного программирования.
3. Индивидуализация. Дети стали активнее в выборе содержания собственной деятельности. Поддерживается детский интерес и запрос.
4. Формирование компонентов готовности (психологической, эмоционально-волевой, коммуникативной, интеллектуальной). Деятельность с робомышью позволила закрепить пространственные представления (ориентация в пространстве и на плоскости, активизировать мышление, воображение, появилось стремление к новым знаниям, что повлекло за собой формирование таких ценных личностных качеств, как любознательность, самостоятельность, активность, инициативность и в тоже время усидчивость, внимательность, сосредоточенность. Включение в образовательный процесс робомыши позволило мне организовать работу с детьми гораздо интереснее и увлекательнее. Дети стали активнее включаться в рабочий процесс как при организации непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах, как в индивидуальной деятельности, так и совместной с детьми и взрослыми.
5. Продукт детской деятельности. Появились интересные продукты детской, детско-взрослой деятельности.
Представление результатов работы
Таким образом, использование робомыши способствовало продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников моей группы.
Практическая часть
Коллеги предлагаю вам приступить к практической части нашего мастер-класса.
Шаг 1. Рассматривание тематических полей для робомыши (заводские и изготовленные детьми со взрослыми).
Шаг 2. Рассматривание робомыши. Ознакомление с кнопками (командами программирования).
Шаг 3. Ознакомление с карточками-схемами для составления алгоритмов. Построение маршрута с использованием карточек-схем.
Сейчас я приглашаю вас принять участие в квест-игре «Путешествие по космосу». Где вы сможете освоить основные принципы алгоритмики и программирования.
Задание 1 «Найди свою ракету». Участники мастер-класса выбирают себе космонавта для путешествия, находят подходящую им по цвету ракету и выстраивают маршрут с помощью карточек-схем, программируют робомышь.
Задание 2 «Лабиринт». Выстроить маршрут «ракеты» так, чтобы не столкнуться с метеоритом (ракета – лабиринт, программируя мышь без применения карточек-схем и двигаясь к конечному пункту.
Задание 3 «Тень». Выстроить свой маршрут так, чтобы найти свой космический корабль по его тени (лабиринт – тень – космический корабль).
Задание 4 «Числовая ракета». Выстроить маршрут робомыши заполнив числовой ряд (космический корабль – числовая ракета).
Задание 5 «Собери пазл». Выстроить маршрут робомыши, чтобы найти пару пазлу и получить клад! (числовая ракета – пазл 1– пазл 2).
(Участники мастер-класса получают звёзды с QR-кодом).
Дорогие коллеги мы с вами дошли до финиша нашей игры и получили клад! Эти звезды непросты, переверните их (с обратной стороны QR-код). Сканировав QR-код вы попадёте на сайт нашего детского сада, где я для вас приготовила буклет по работе с робомышью и видеоролик по использованию робомыши педагогами и узкими специалистами в работе с детьми в ДОУ.
Благодарю вас за участие, готова ответить на ваши вопросы.
Рефлексия «Профессиональное послевкусие»
Коллеги, обратите внимание на экран. (На экране появляется инопланетян с QR кодом). Пожалуйста, отсканируйте этот QR-код, пройдя по ссылке вы попадёте на группу нашего детского сада в социальной сети ВКонтакте. Прошу вас оставить свои впечатления о сегодняшнем мастер-классе в нескольких словах. (Далее результат рефлексии выводятся на экран).
Благодарю вас за внимание и активное участие. Надеюсь, что каждый нашёл сегодня для себя что-то новое и полезное, что обязательно будет использовать в работе с детьми.