Ирина Чуркина
Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитие речи дошкольников»
Мастер – класс
Слайд 2 Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но речи детей существует множество проблем, таких как: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников - очень сложное дело. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Публикация «Мастер-класс „Использование мнемотехники в развитие речи дошкольников“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Слайд 3 Цель моей работы: познакомить детей с методом мнемотехника; развитие связной речи; развитие памяти, через рассказывание стихов.
Слайд 4 Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А вот использование мнемотехники для развития речи это новое направление.
Слайд 5В своей работе я использую мнемотехнику для описания предметов, пересказа, заучивание стихов.
Но именно о заучивание стихов с помощью мнемотехники, я хотела сегодня рассказать.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Зрительный образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Важна и эмоциональная окраска в процесс запоминания, так как дошкольники надолго запоминают материал, пропущенный через эмоциональную сферу.
На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчкуили маленькое словосочетание. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. А далее уже без графических изображений.
Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу. С правилами при работы с мнемотехникой и описание методики вы можете посмотреть в раздаточном материале.
Слайд 7 - 14 практическая работа. Предлагаю выучить стих «Солнышко», с помощью мнемотатаблиц.
Слайд 15-16 задание 2 составить мнемотаблицы к предложенным стихам.
Слайд 17 В результате использования данной технологии :
• У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире
• Появляется интерес к заучиванию стихов
• Словарный запас выходит на более высокий уровень
• Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией
Слайд 18 рефлексия:
Рефлексия: «Чемодан», «Мусорная корзина», «Мясорубка».
Каждому участник раздается лист бумаги, на котором изображены чемодан, мусорная корзина, мясорубка. Каждый участник.
Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важные моменты, которые он вынес из мастер – класса, готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.
Мясорубка – то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе.
Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в мусор.
Листы заполняются анонимно и сдаются ведущему.
Памятка 1
Правила при работе с мнемотехникой
1. Занятия проводить по принципу - от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.
2. Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.
3. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
4. Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка.
5. Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике.
Памятка 2
Описание методики
1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;
2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;
3. Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово, Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).
4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на образы
5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.
Памятка 1
Правила при работе с мнемотехникой
1. Занятия проводить по принципу - от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.
2. Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.
3. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
4. Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка.
5. Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике.
Памятка 2
Описание методики
1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;
2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;
3. Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово, Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).
4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на образы
5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.