Марина Красноруцкая
Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Авторская разработка: Красноруцкой Марины Александровны
Воспитателя БДОУ МО Динской район
«Детский сад № 29».
Речь к презентации:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Я рада вас приветствовать в этот чудесный конкурсный день!
Публикация «Мастер-класс „Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Тема моего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Цель моего мастер – класса заключается в ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.
Давайте сегодня с вами отправимся в путешествие по реке «Надежд». Пожалуйста, напишите на стикерах свои «ожидания» от мастер-класса и наклейте их на плакат.
- Теперь нам пора в путь!
- Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим.
- Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию памяти.
- Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать и контролировать правильность запоминания.
Ведь память – это входные ворота интеллекта.
• Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает.
• Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.
• Подмена мысли памятью – большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание узнавать новое.
- Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
- Простейший примером, знакомым нам каждому с детства является запоминание цветов радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Обратите внимание на слова великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, попробуйте в них вчитаться, обратите внимание на каждое слово. Он точно и верно подметил.
Большой вклад в развитие памяти дошкольников средствами мнемотехники внесла Татьяна Васильевна Большёва. Основываясь на её методике «Учимся по сказке», я определила цели и задачи своей работы.
Ознакомьтесь с ними на слайде.
Существует много приёмов мнемотехники, но самыми доступными для дошкольников являются следующие.
Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц - схем, в которые заложена определённая информация.
Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Колобок».
Сначала рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
После чего осуществляем, так называемое, перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: треугольник и круг – это дед и бабка; колобок по дорожке укатился; круг с овалами и усами- это заяц и так далее.
Ну а уже после перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.
Детям задаю наводящие вопросы «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка?»
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.
Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними я работаю через мнемодорожки. От мнемотабиц они отличаются тем, что состоят из трёх и более квадратов, расположенных в линию.
Таким образом, использование методов мнемотехники :
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивает творческое познание детей.
А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.
Давайте разделим вас на 2 группы.
Первой группе я предложу вспомнить стихотворение ВОТ ОН ХЛЕБУШЕК ДУШИСТЫЙ и составить по нему мнемотаблицу.
А вторая группа – составит мнемосхему для стихотворения НАШИ ИГРУШКИ.
Просмотр полученных работ.
Мне очень хотелось, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
Вот мы и причалили к берегу оправданных надежд. Прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии, запишите насколько оправдались ваши ожидания от моего мастер-класса, но записать нужно будет не так как мы все привыкли это делать, а, пожалуйста, выразите свои эмоции и мнения через мнемодорожки, которые составите самостоятельно.
Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!