Ольга Смоляная
Мастер-класс «Использование биоэнергопластики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат I»
г. Хабаровск
Мастер – класс
«Использование биоэнергопластики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила и провела: воспитатель Смоляная О. Ю.
Публикация «Мастер-класс „Использование биоэнергопластики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2017
Цель: ознакомление педагогов с инновационными формами развития речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в рамках организации воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
познакомить участников мастер-класса с технологией применения упражнений биоэнергопластики в работе с детьми с ОВЗ;
способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения инновационных форм и средств.
Ход
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Многие авторы отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому необходимо обратить особое внимание на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев (слайд 2).
Для достижения лучших результатов в формировании и развитии речи детей, чтобы процесс был более занимательным, применяю такую форму работы, как биоэнергопластика — это содружественное взаимодействие руки и языка (слайд 3).
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия: био – человек, как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определённых действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Основной целью разработанных авторами занятий является развитие психологических предпосылок к формированию полноценной учебной деятельности (слайд 4).
Этапы работы
1 этап
В начале учебного года рекомендуется подробное обследование, диагностика (логопед, учитель-дефектолог). После обследования подбирается комплекс упражнений. Упражнения выполняются за взрослым. Рука не включается.
2 - 3 этапы
На индивидуальных занятиях, выполняются упражнения для губ, языка по традиционным методикам. Упражнения сопровождаем движениями ведущей руки (взрослый). Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается (слайд 5).
4 этап
Артикуляционная гимнастика выполняется по традиционной методике, в упражнения подключается ведущая рука ребёнка. При выполнении упражнений используются короткие стихотворные строки.
5 этап
В выполнение артикуляционных упражнений другой рукой ребёнка в перчатке.
6 этап
Упражнения выполняются с использованием обеих рук ребёнка.
7 этап – заключительный
Совершенствование движений в сказках (слайд 6).
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу: «Лопаточка», «Улыбка», «Иголочка» «Змея», «Чашечка».
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
«Качели», «Часики», «Месим тесто», «Лошадка», «Конфетка» (слайд 7).
Язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру (слайд 8).
Предлагаю выполнить упражнения биоэнергопластики.
• «Лопаточка» - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
• «Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему (слайд 9).
• «Бегемотики» - четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх (слайд 10).
• «Змея», «Иголочка» - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед (слайд 11).
• «Парус» - сомкнутая ладонь поднята вверх.
• «Заборчик» - ладони находятся в вертикальном положении, пальцы сомкнуты (слайд 12).
• «Часы» - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
• «Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак (слайд 13).
• «Чашечка» - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки».
• «Грибок» - пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 – кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть и удерживать в форме «ковшика», затем вернуть в исходное положение (слайд 14).
• «Кошка сердится» - пальцы выпрямлены и сомкнуты, на счёт 1 пальцы согнуть и удерживать ладонь в форме ковша, затем вернуть в исходное положение.
• «Блинчики» - ладони с сомкнутыми пальцами соединяем дуг с другом (слайд 15).
Благодарю вас за работу и предлагаю рекомендации по выполнению упражнений биоэнергопластики.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться
с первого раза.
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у Вас всё получится!
«Движенье рук, как два крыла.
Полёт без них не состоится…
Хочу всем пожелать добра!
И лучшее ещё случится!»