Наталья Мезина
Мастер-класс «Игры с палочками Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 95
Мастер – класс для педагогов с использованием палочек Кьизенера.
Воспитатель:
Мезин6а Н. В.
г. Владикавказ
Цель мероприятия.
Познакомить воспитателей с целью и приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера».
План проведения мастер-класса :
• Знакомство с цветными счетными палочками.
• Немного истории,
Публикация «Мастер-класс „Игры с палочками Кюизенера“» размещена в разделах
• Цель использования цветных счетных палочек
• Практические игры и упражнения с палочками
• Младший и средний возраст:
• Много – мало,
• Сравнение по длине – развесим полотенца,
• Сравнение по высоте – построим заборчик,
• Геометрические фигуры,
• Развиваем логику.
• Средний и старший возраст:
• Количественный и порядковый счет – строим паровозик,
• Конструирование – строим дачный домик,
• Социализация – строим дерево, собачку,
• Коммуникация – дачный поселок.
• Состав числа – коврик.
• Заключение.
• Пособия для работы с палочками Кюизенера.
Оборудование: палочки Кюизенера, картон зеленого цвета, Коробки – по количеству присутствующих.
Описание мастер-класса
Дидактический материал, который придумал математик из Бельгии Кюизенер в 50-е годы ХХ века, известен всему миру. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Набором палочек обеспечивается каждый ребенок.
Эта уникальная методика по изучению чисел проста и очень удобна в работе. Представляет собой брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе. Например: все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять. Существуют и условные классы:
Палочки 2,4,8 (розовая, красная, бордовая) – это красная семья, кратная 2.
Палочки 3,6,9 (голубая, фиолетовая, синяя) - синяя семья, кратная 3.
Палочки 5,10 (Желтая и оранжевая) - желтая семья, кратная 5.
7- черного цвета.
1- белого цвета и кратна любому числу.
Выделение цвета и длины полосок развивают у детей представления о числе на основе счета и измерения. Выделения цвета и длины помогут освоить сенсорные эталоны (цвет, размер, и способы познания сопоставления предметов по цвету, ширине, длине и высоте. Дети легко начинают ориентироваться в дробях. С помощью палочек ребенку легко объяснить, например, что такое четыре четверти.
Важно:
• Сначала проводится работа на наглядном внематериале,
• Работаем только за столом,
• Всегда ставим цель: зачем это выполняем (найти сходство, различие, посчитать и др. ,
• Не даем образец!
Сначала знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
Программные задачи:
• Радел: КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
• Классификация предметов по разным признакам (по цвету и величине,
• Установление равенства и неравенства между группами предметов (путем наложения и приложения,
• Знакомство детей с числом. Состав числа из двух меньших и из единиц,
• Различать количественный и порядковый счет,
• Деление целого на части.
• Раздел: ВЕЛИЧИНА
• Сравнение предметов по длине и высоте,
• Измерение с помощью условной меры.
• Раздел: ФОРМА
• Младшая группа – только
• Средняя - и
• Старшая -, , и
• Раздел: ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
• За, между, перед
• Раздел: ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
• Что сначала, что потом
Примеры игр с палочками Кюизенера.
Младший возраст (не работаем с маленькими палочками, начинаем с голубой)
• На подносе лежат палочки : желтые, красные, голубые:
• Какие палочки лежат у вас на подносе?
• Сколько палочек? (много)
• Возьми с закрытыми глазами любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
• Отложите все желтые палочки. Какие палочки остались на подносе? Каких больше (меньше) красных или голубых? (Способом наложения или приложения.)
• Покажите не голубую и не красную палочку.
• Назовите цвет самой короткой и самой длинной палочки.
• Положи столько же палочек, сколько и у меня.
• Выложи чередующиеся палочки : красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).
• Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.
• Сделайте из оранжевых палочек горизонтальную веревочку. Повесьте на веревочку желтые и голубые полотенца, чередуя их, слева направо.
• Покажите желтое (голубое) полотенце. Какого цвета полотенце показали? Сколько полотенец показали?
• Какое полотенце короче? Какое длиннее?
• Подул сильный ветер, и все голубые (желтые) полотенца слетели. Какие полотенца слетели? Сколько? (много).
• Постройте вертикальный заборчик из красных и желтых палочек.
• Покажите высоту красного (желтого) заборчика.
• Сколько желтых (красных? (много)
• Положите 3 красные палочки.
• Сколько палочек?
• Сделайте из них треугольник. Какую фигуру сделали?
• Что может быть такой формы?
• Положите 3 желтых палочки. Сделайте желтый треугольник.
• С какой стороны желтый треугольник? Где находится желтый треугольник?
• Какой треугольник больше (меньше?
• Положите желтый треугольник под красным. Что у вас получилось?
• Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.
• Выложите несколько палочек и поменяйте их местами. Ребенку надо вернуть все на место.
• Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».
• С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?
Средний и старший возраст
• Вы любите путешествовать? Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)
А поедем мы на дачу. Что ж, давайте приготовим свои поезда — и в путь-дорогу. Составьте поезд из палочек-вагонов — от самого длинного до самого короткого. Составили? Поехали! А в пути поиграем в «вопросы и ответы».
• Сколько всего вагонов у поезда? Какой вагон находится между оранжевым и коричневым? Найди вагон, который стоит рядом с желтым, но не красный. Какого цвета вагон левее (правее) бордового?
• Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо. А теперь наоборот — справа налево. Каким по порядку стоит коричневый вагон? Вагон какого цвета стоит шестым? Какого цвета девятый вагон?
• В вагоне какого цвета ты поедешь? Какой он по порядку?
• Мы приехали на дачу и увидели домик. Сделайте его. ВНИМАНИЕ: домик выкладываем на картоне зеленого цвета!
• Какого цвета твой домик?
• Какой формы у тебя крыша?
• Сколько палочек ты использовал, чтобы сделать домик?
• На участке мы увидели дерево. Сделайте его.
• Где находится дерево? (слева, справа)
• Какое у тебя дерево? (яблоня, груша,)
• Если дерево с плодами, то сколько плодов висит на твоем дереве?
• Там была собачка. Сделайте ее.
• Какой породы твоя собачка? Как ее зовут?
• Что собачка делает?
• Какое время года у тебя на даче? Какой месяц?
• Соединим все участки. У нас получился дачный поселок.
• Придумайте ему название.
• Сколько домов в вашем дачном поселке?
В ходе выполнения этого задания нами были решены вопросы
• Социализации,
• Коммуникации,
• Конструирования,
• Художественного творчества,
• Математические задачи.
• Математическая лесенка. Проходим пальчиками по всем ступенькам, пересчитывая их!
• Счет прямой и обратный,
• Пространственные отношения (за, перед, между,
• Длина (назови все палочки, короче фиолетовой,
• Порядковый счет,
• Лесенка сломалась. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для остальных палочек.
• Состав числа – коврик.
• Белая палочка – это единица. Придвиньте к ней еще одну, чтобы они составили одно целое. Нужно найти такую палочку, которая равнялась бы длине двух составленных.
• Показать картинку из пособия Новиковой. Посмотрите, какой домик. Кто в нем живет? Это Мышка-Малышка. Она очень хочет, чтобы в ее домике было уютно, и поэтому просит вас смастерить ей коврик. У Мышки-Малышки есть вот такая жёлтая палочка. Какое число она обозначает? Сколько белых палочек поместиться на жёлтой? (5) Верно, 5. В числе 5 – 5 единиц. Продолжите выкладывать коврик, чтобы в каждом ряду было по 2 разноцветные палочки. Закрепляем состав числа 5.
• Игра «Угадай, какую палочку я загадала». Играющие задают вопросы, на которые ведущий может отвечать только «ДА» или «НЕТ».
• Можно строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т. п.
Пособия для работы с палочками Кюизенера : воспитателям показать различные дидактические пособия.