Татьяна Трапезникова
Мастер-класс «Игры для развития межполушарных связей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности,педагогов через освоение научно-методических и практических знаний о межполушарном взаимодействии.
Задачи: познакомить педагогов с теоретическими положениями нейропсихологии об особенностях функциональной асимметрии полушарий. Рассмотреть возможности применения данных нейропсихологии об особенностях функциональной асимметрии полушарий на практике. Развивать аналитические способности и рефлексивную культуру педагогов.
Темочки:
Ход мастер-класса:
1. Загадка.
" На палке крутится она, а наверху есть копна,
внутри похожа на орех,он самый главный среди всех. "
Верно, это мозг человека.
Тема моего мастер-класса "Игры для развития межполушарных связей у дошкольников" Сегодня мы с вами рассмотрим деятельность больших полушарий головного мозга, и попробуем применить знания на практике.
Наверное, у каждого из вас в педагогической практике были моменты, когда вы удивлялись: «Я же для всех одинаково объясняю, почему одни дети сразу понимают, а другие нет?». Очевидно, что разные дети требуют разного подхода и одинаково бережного отношения с учётом особенностей детской психики.
Об этом говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Что же такое "индивидуальные особенности" и что влияет на поведение и познавательную деятельность детей? Все люди отличаются типом организации головного мозга. Психическое развитие детей начинается внутриутробно, протекает в соответствии с чёткой генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до девятилетнего возраста.
Человеческий мозг имеет два полушария – правое и левое.
Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.
Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи. Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученного опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. И только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Оба полушария связаны сложной нейронной сетью (мозолистым телом, обеспечивающей их взаимную связь. Рука тесным образом связана с мозгом. Причем связь эта перекрестная – правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым. И. П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущество в интеллектуальном развитии. Межполушарные связи позволяют передавать сигналы и взаимодействовать обеим половинкам мозга. Отсутствие слаженности в работе обоих полушарий – основная причина трудностей в обучении и адаптации. Все это натолкнуло меня на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия у детей. Проанализировав опыт ученых и педагогов, я предположила, что с помощью специальных игр и упражнений можно выявить скрытые способности ребенка дошкольного возраста и расширить границы возможностей, гармонизировать работу его мозга.
Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка? Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга».
Итак, что такое «гимнастика мозга»? (ответы)
Гимнастика мозга – это система специальных упражнений для активизации мозговой деятельности.
Несколько правил по применению «Гимнастики мозга»:
1. четкое выполнение движений.
Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям;
2. все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время;
3. заниматься ежедневно;
4. занятия должны быть оформлены в виде игры;
5. продолжительность занятий от 5 до 20 минут;
6. одно упражнение не должно занимать более 2 минут;
7. внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.
Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия необходимо выполнять, каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому торопиться не надо. Когда начнет получаться — необходимо ускоряйть темп. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.
Вы готовы?
Приступаем к упражнения для синхронизирования полушарий мозга.
Упражнение "Голова, плечи, коленки и носочки"
Под музыку выполняем движения двумя руками включая кинезеологические упражнения.
Упражнение «Передай мяч"
Передавать мяч одной рукой, двумя руками - квадрат,двумя руками- крестик.
Упражнение "У меня живет проглот"
Для развития мелкой моторики и межполушарных взаимодействии.
Упражнение "Веселая дорожка"
Для развитие межполушарного взаимодействия,произвольности и самоконтроля.
Упражнение "Цветовые и числовые карточки"
Для формирования и развития координации движения, синхронизации работы рук.
Упражнение "Сортировка"
Для развития межполушарного взаимодействия.
Упражнение с с пособиями
Цель: стимуляция работы обоих полушарий мозга.
В результате прохождения лабиринта одновременно обеими руками улучшается взаимодействие и синхронизация головного мозга.
Заключительная часть
Упражнение "Растирание рук для поддержания здоровья"
Естественным и быстрым образом способствовать избавлению от боли в теле помогают упражнения на трение и растирание рук.
Конечно, в это сложно поверить, но просто потирая пальцы рук в течение 60 секунд, мы помогаем себе становиться более здоровыми.
Большой палец связан с вашими легкими и сердцем. Потирая большой палец, вы можете способствовать очищению своих легких и избавлению от одышки при регулярной практике.
Безымянный палец — этот палец связан с желудком и пищеварительной системой. Он помогает лечить запор и другие проблемы, связанные с пищеварением.
Указательный палец — этот палец непосредственно связан с кишечником и желудком. Протирание указательного пальца ладони облегчает диарею.
Средний палец — потирая средний палец, можно избавиться от плохого сна. Он способствует освобождению от болезней и проблем, связанных с перикардом.
Мизинец — этот палец помогает обеспечивать надлежащий кровоток в организме. Это очень полезно для помощи в лечении мигрени, мышечной боли в области шеи. Вам просто нужно потирать мизинец, чтобы способствовать уменьшению головную боль из-за мигрени.
Ладоши — хлопание или растирающие действия друг об друга помогают защищать ваше физическое здоровье. Ладони соединены с различными нервными окончаниями в нашем теле и, таким образом, помогают нам оставаться здоровыми.