Папки-передвижки

Мастер-класс «Игровые технологии в ДОУ»

Наталья Пухова
Мастер-класс «Игровые технологии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

МАСТЕР-КЛАСС «Игровые технологии в ДОУ»

октябрь 2017г.

СЛАЙД 2 «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А. С. Макаренко.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Публикация «Мастер-класс „Игровые технологии в ДОУ“» размещена в разделах

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.

СЛАЙД 3. В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

СЛАЙД 4. Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Задачи игровой технологии :

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.

3. Сделать воспитательный процесс управляемым.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа "Хоровод”, "Догонялки” и "Выдувание мыльных пузырей”.

СЛАЙД 5. Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

• По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;

• По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

• По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.

• По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

• По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

СЛАЙД 6. Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

o активизирует воспитанников;

o повышает познавательный интерес;

o вызывает эмоциональный подъём;

o способствует развитию творчества;

o максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

o позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются

СЛАЙД 7. психические процессы:

• восприятие,

• внимание,

• память,

• воображение,

• мышление.

СЛАЙД 8. Исследования Л. А. Венгера, Н. Я. Михайленко, К. С. Егоркиной, Е. В. Зворыгиной, Н. Ф. Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе в детском дошкольном учреждении. В образовательной деятельности с помощью игровых технологий мы развиваем у детей психические процессы. Например: для детей трёх лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания). Такие игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

СЛАЙД 9. Зарубежные исследователи, Данский и Силверман, получили экспериментальные данные, подтверждающие гипотезу о том, что использование игровых технологий в работе с детьми могут повысить способность ребенка к продуцированию нестандартных идей и выработке оригинальных решений, способствует формированию индивидуального стиля когнитивной деятельности.

СЛАЙД 10. Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области) :

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

СЛАЙД 11. Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области.

Социально-коммуникативное развитие. Игровая технология включает в себя :

игровые тренинги;

• сюжетно – ролевые игры;

• театрализованные игры.

Познавательное развитие. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

СЛАЙД 12. Речевое развитие. Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:

игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;

игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;

игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.

Художественно-эстетическое развитие. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.

Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т. д.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач. Существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в дошкольном учреждении.

Социо-игровые технологии

Ориентируясь на современные требования в системе образования, в педагогической практике стало актуально использовать социо-игровую технологию.

СЛАЙД 13. Социо-игровая технология – это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками, сущность, которой его основатели А. П. Ершова, В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко определили так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Системное использование социо-игровой технологии, как на занятиях, так и при организации совместной, самостоятельной деятельности детей, дает возможность:

• научиться эффективно общаться;

• сделать образовательный процесс более увлекательным;

• способствовать развитию детей активной позиции, самостоятельности, творчества;

• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

СЛАЙД 14. Применение данной технологии организуется в три этапа, которые направлены на создание условия для развития дружеских связей, на общение в микрогруппе, через которое идет обучение и взаимообучение дошкольников.

Включение коммуникативных игр и упражнений в образовательный процесс ДОУ как первого этапа реализации социо-игровых подходов оказывает положительное влияние на развитие детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. В процессе игры дети учатся проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, выполнять элементарные правила, слышать и слушать другого.

СЛАЙД 15 Одним из главных компонентов занятия – является движение. Если же таковые отсутствовали, и дети постоянно работали за столами или на стульчиках, то социоигровой технологии на этом занятии, конечно же, не было.

Второй не менее важный компонент – это вариативность. На социоигровом занятии просто обязательно должны быть не менее 2-3 смен в ролях, и в различных видах деятельности и в смене мизансцен.

Третий компонент такого занятия – работа детей в микрогруппах. Если по ходу занятия дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали в общение, то можно сказать – социоигровая технология здесь явно отсутствует.

Несмотря на то, что социо-игровая технология ориентирована на старший дошкольный и младший школьный возраст, элементы данной технологии можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Приведу несколько примеров использования коммуникативных игр в работе с детьми 3-4 лет. Например, с целью согласования собственных действий с действиями сверстника проводятся игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Ходим кругом друг за другом», «Запрещенное движение». Так в ходе игры “Ходим кругом друг за другом» ребенок самостоятельно придумывает движения, а остальные дети в точности повторяют их. В рамках социо-игровой технологии эта группа игр относится к играм творческого самоутверждения, поскольку подразумевает художественно исполнительский результат.

Наиболее эффективными играми для создания рабочего настроя в младшей группе оказались игры «Сижу, на кого-то смотрю», «Передай улыбку», «Скучно, скучно нам сидеть», а в старшей группе «Шаг – хлопок», «Поменяйтесь местами те, кто…», «Сундучок». Все они ценны тем, что за короткий отрезок времени позволяют настроить воспитанников на общее дело и создать игровую атмосферу.

Во время игры «Скучно, скучно нам сидеть» дети, меняясь местами, друг с другом, не только снимают мышечное напряжение, но и учатся видеть сверстника, быть честным, уступать друг другу.

Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Это игры, требующие передвижения: «Тумба, тумба, где ключи?», «Мы летим, летим, летим». Игровые разминки направлены на соблюдение правил игры, умение слушать сигнал ведущего (взрослого или сверстника). Предлагаем посмотреть фрагмент игры «Сел комарик на листочек».

ПРАКТИКА:

Знакомя Вас с содержанием социо-игровых приемов, я постараюсь раскрыть их актуальность на сегодняшний день. А вам предлагаю побыть в роли детей и сыграть со мной в игры.

СЛАЙД 16. Классификация игр

I. Игры - задания для рабочего настроя.

Задачи: формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы, развивать адекватные способы выражения отношения к другим.

В группе я провожу такие игры, как: «Узнай по голосу», «Встань по пальцам», «Слушай за окном, за дверью», «Эхо», «Разведчики», «Волшебный стул», «неиспорченный телефон», «Волшебные очки» и др.

С вами мы обыграем следующие игры:

1.«Я и другие» - с группой.

Ход игры: Дети в кругу. В руках педагога клубок ниток.

Педагог: Вы давно вместе, хорошо знаете достоинства и недостатки друг друга. А что бы вы подарили своему товарищу?

Педагог первый наматывает нить на палец, выполняя задание. Затем передает клубок следующему. Когда клубок вернется к педагогу «дети» закрывают глаза, натягивают нить.

Педагог: Мы составляем единое целое. Каждый из нас важен и значим в этом целом, потому что если не будет хотя бы одного из вас, то нить оборвется. Так давайте будем дружны и уважительны друг к другу.

2. «Доброе сердечко»

Ход игры: «Дети» сидят в кругу. От педагога получают фломастеры.

Педагог дает одному вырезанное из картона сердечко, разделенное на клеточки по количеству детей. Получивший его, рассказывает о хорошем, добром поступке, а затем раскрашивает одну из клеточек. После этого сердечко передается следующему. В результате рождается большое доброе сердце.

Педагог: Мы дети одной группы, поэтому мы должны быть отзывчивыми друг к другу, заботливыми к людям.

3.«Мы – такие разные»

Игра-задание: Объединиться в пары по противоположным признакам (по росту, по цвету волос, по цвету глаз, по фигуре, и др.)

4.«Спиной друг к другу»

Ход: Дети стоят в парах. Внимательно рассматривают друг друга 1 минуту (песочные часы). Затем становятся спиной друг к другу и по очереди описывают внешний вид своего партнера.

II. Игры для социо-игрового приобщения к делу.

Задачи: развивать познавательную мотивацию, умение сотрудничать, принимать решение самостоятельно; формировать стремление достижения успеха; повышать уверенность в себе.

К этому разделу относятся следующая группа игр: «Летает – не летает», «Замри, запомни, повтори, оживи», «Буква по воздуху», «Буква-хоровод», «Разведчики», «Чемодан», «Слепой поводырь», «Стулья».

С вами мы обыграем эти игры:

1.«С миру по букве» со всей аудиторией

Ход: Педагог: всем известна фраза, где все слова начинаются с одной буквы.

Например: «Павел Петрович пошел погулять,

Поймал попугая, пошел продавать.

Просил полтинник, получил подзатыльник».

Задание: за 1-2 минуты (песочные часы) сочинить связное предложение, в котором большинство слов будет на одну определенную букву.

или 2-ой вариант: игра-задание «Кузовок»

Педагог: «Вот вам кузовок, кладите в него, что есть на «ОК»

Дети: «Я положу в кузовок – замок, сучок, мешок, чулок, сахарок, клубок и т. д.»

2. Игра-задание «Деление на команды».

Педагог: Нам необходимо разделиться на 2 группы. Деление может проходить разными способами:

- по разрезным картинкам (две большие картинки разрезаются на части, смешиваются, затем пазлы собираются);

- по договору в парах: солнце-луна;

- по расчету: апельсин – яблоко;

Дальше нужно выбирать лидера – капитана:

- по жеребьевке (палочки, одна короче);

- по метке (карточки, одна с меткой);

- по считалке.

Капитаны подходят к педагогу и получают задание, которое передают своей команде.

Задание: хором назовите предметы белого цвета, находящиеся в этой комнате (передавая флажок от команды в команду дети поочередно хром произносят названия предметов белого цвета).

3.«Угадай-ка»

Ход: «Дети» стоят в микрогруппах. На столе стоит сундучок. В нем лежит предмет. Одна команда узнает о предмете, посмотрев в него.

Вторая команда узнает о предмете с помощью вопросов угадывает, что лежит в сундучке. И наоборот. (Вопросы могут быть о величине предмета, форме, цвете, материале, о месте расположения и т. д.).

4.«Живая буква» - с микрогруппами.

Ход: одна группа «стоит» из себя буква, а другая угадывает и наказывает. Затем задание выполняется наоборот.

III. Игры-разминки

Задачи: снять напряжение у ребенка; поднять настроение, дать возможность размяться, развивать координацию движений.

Можно провести такие игры, как: «Карлики – великаны», «Замри», «День наступает – все оживает», «Хороводы», «Ухо – нос», «Испорченный телефон», «Воробьи – вороны», «Выкуп фантов», «Чепуха».

Мы с вами обыграем такую игру:

1.«Руки-ноги» - проводиться со всей аудиторией.

Задание: один хлопок – команда рукам (поднять или опустить).

Два хлопка – команда ногам (встать или присесть).

2. «Заводные человечки» с группой.

Ход: Педагог показывает схемы, где «заводные человечки» делают зарядку. Каждая поза имеет свой номер – число. «Дети» несколько раз повторяют позы под диктовку номеров. Потом воспитатель называет число в разбивку или в обратном порядке и дети выполняют.

3.«Пишущая машинка» - со всей аудиторией.

Ход: все участники выполняют синхронно ряд движений:

«Если весело живется, делай так – хлопки;

Если весело живется, делай так – щелчки;

Если весело живется, делай так – шлепки по коленям;

Если весело живется, делай так – топают;

Если весело живется – делай ВСЕ!

(выполняют все движения сразу)

4.«Неиспорченный телефон» - с микрогруппами.

Ход: «Дети» стоят в 2-х шеренгах напротив друг друга. Это две телефонные линии.

Задание: передать скороговорку на скорость. Капитаны команд получают скороговорку от педагога.

Варианты: «У Сени и Сани в сетях сом с усами»;

IV. Игры для творческого самоутверждения.

Задачи: Развивать умения выражать свои чувства и способности, используя разные средства: пластику, мимику, жесты; умение владеть своим телом. Учить понимать внутренний мир окружающих людей.

Можно использовать такие игры, как игры-пантомимы, игры-инсценировки, хороводы, «Стихи по ролям», «Кривое зеркало», «По правде, понарошку», «Тело в деле», «Животные» и др.

Вам предлагаю обыграть игры:

1.«Превращения»

Ход: Педагог дает в микрогруппы предметы: мяч и пирамидку, называя их условными именами: яблоко и котенок. «Дети» действуют с нии ми так, как если бы это были настоящие объекты.

«Яблоко» - едят, моют, нюхают, режут, чистят и др. ;

«Котенок» - гладят, моют, кормят, играют, расчесывают и др.

2. «Представь и покажи» - в микрогруппах.

Ход: В руках у педагога платочек.

Задание 1-ой команде: закрыть лицо платочком и представить, какое лицо бывает у мамы, когда она сердится.

Задание 2-ой команде: представьте лицо ребенка, которого обидели.

V. Игры вольные (на воле)

Задачи: Развивать интерес к подвижным народным играм, хороводам; способствовать развитию внимания, воображения, активности, уверенности в себе. Формировать чувство группового единства.

Любимыми играм у детей являются: «Прятки», «Тише едешь- дальше будешь», «Золотые ворота», «Горелки», «Горшки», «День наступает – все оживает», «След в след», «Воробьи – вороны» и др.

Вас приглашаю поиграть в хороводную игру «Жмурки».

Ход: выбирают два ведущих: Маша и Яша. Обоим завязывают глаза и кружат на одном месте, что бы они потеряли возможность ориентироваться.

Остальные образуют вокруг водящих замкнутый круг.

«Яша», вытянув руки, начинает искать и звать: «Где ты, Маша?»

«Я тут, Яша!» - отвечает Маша. Когда «Яша» находит свою «Машу» их заменяет новая пара.

ИТОГ:

СЛАЙД 17.«Игра порождает радость, свободу, довольство,покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель

Уважаемые коллеги, я показала Вам некоторые игры и приемы социо-игровой технологии. Их можно использовать и на занятиях и при организации свободной деятельности детей. И самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!»

Творческих Вам успехов!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игровые технологии как средство обучения грамоте Игровые технологии как средство обучения грамоте. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует.

Использование социо-игровой технологии в ДОУ. Семинар «Современные социально-игровые педагогические технологии» Методическая Служба МБДОУ детский сад комбинированного вида№4 «Полянка» Семинар для педагогов и старших воспитателей городского округа.

Мастер-класс «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе» Цель: представить методические приёмы работы с родителями по обучению их игровым действиям, развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Игровые танцы для детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой» Цель: систематизация представлений у педагогов об игровых танцах, как о средстве физической культуры, развивающей двигательную активность.

Мастер-класс «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» Слайд 2 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир.

Мастер — класс «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе учителя-логопеда» МАДОУ Детский сад №15 «Крепыш» Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан Мастер – класс «Игровые упражнения и.

Мастер-класс «Логопедические игровые технологии в реализации здоровьесберегающего потенциала дошкольников» Мастер-класс для педагогов ДОУ. "Логопедические игровые технологии в реализации здоровьесберегающего потенциала дошкольников". Цель мастер-класса:.

Мастер-класс «Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками» Мастер-класс Наглядно – игровые средства в логопедической работе с дошкольниками Учитель – логопед: Тягнирядно Н. О. МБДОУ д/с №14.

Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии» Слайд 2. План проведения мастер-класса: 1. Теоретическая часть. 2. Практическая часть- проведение игр и упражнений по развитию познавательной.

Консультация «Игровые технологии в художественном развитии младших дошкольников» В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор она остается наименее изученной в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Игровые технологии в ДОУ»
Опубликовано: 30 октября 2017 в 19:31
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Игровые технологии в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пухова (УИ 34161) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД