Ольга Зяблицкая
Мастер-класс «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для повышения компетентности и опыта родителей в подготовке детей к школе.
Задачи:
1. научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю.
2. развить коммуникативные умения родителей. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком - будущим школьником.
3. способствовать сближению взрослых и детей в процессе выполнения заданий и игр.
Публикация «Мастер-класс „Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе“» размещена в разделах
Ход мастер – класса :
Скоро наши дети из дошколят превратятся в школьников. Игра сменится на учёбу, а перечень трат увеличится не только на игрушки, одежду, но и на школьные принадлежности, форму.
В настоящее время, в семейном воспитании сформировалась достаточно распространё нная тенденция: готовить к школе ребёнка, прибегая к помощи репетитора, платных подготовительных курсов и т. д. То есть, с одной стороны, родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны, не стремятся лично участвовать в этом процессе из-за того, что не знают, как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.
Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.
К большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет к подготовке к школе.
Хочется развеять неправильное мнение об игре. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры.
-Что такое замысел игры?
В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал.
-Как Вы понимаете, что такое творческий потенциал?
Очень важный аспект процесса игровой деятельности : ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый.
Самостоятельность, активность, саморегуляция поведения и действий - важнейшие черты мотивированной игровой деятельности, они имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника.
Выгодский Л. С. подчёркивал, что личность ребёнка формируют четыре фактора: наследственность, обучение и воспитание, среда и активность самого ребёнка. В игре благоприятно соблюдены все, три внешних фактора, поскольку игра активизирует процесс деятельности ребёнка. Обучение и воспитание приобретает форму сотрудничества и партнёрской деятельности с родителем. Игровая среда, мотивирует ребёнка к деятельности, также способствует развитию ребёнка. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители.
Сегодня я хочу Вам предложить игры и упражнения для подготовки детей к школе без особых (специальных) затрат.
Мы будем сами выполнять эти задания, т. е. - играть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе.
В конце нашей встречи Вам будут предложены памятки.
Упражнение на развитие произвольного внимания:
Игра «10 квадратов»
Предложите ребенку лист бумаги в клетку и цветные карандаши. Дайте задание: нарисовать в ряд 10 квадратов. Когда эта работа будет завершена, предупредите ребенка: «А теперь слушай очень внимательно. Я дам тебе еще одно задание, но произнесу его только один раз. Запомни, что надо будет рисовать и как. Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый квадраты». Если ребенок переспрашивает, пытается переспросить вас, не уточняйте, важно, чтобы он сделал так, как услышал сам.
Задание считается выполненным, если ребенок его безошибочно выполнил самостоятельно. В том случае, если ребенку потребовалась помощь повторите упражнение на следующий день, изменив условия (предложите нарисовать 10 треугольников или кругов и закрасить синим или желтым карандашом 2, 4, 7 фигуру).
Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Дайте ребенку задание вычеркнуть в каком-либо тексте все буквы А, буквы И обвести в кружок, буквы Д подчеркнуть.
Д/ игра: Разбери фигуры по признаку.
- Какие геометрические фигуры вы видите, назовите?
- На столе лежат разные геометрические фигуры, возьмите по одной фигуре и разделитесь по группам. По каким признакам можно разделить фигуры? (по форме, по цветам, по величине)
(родители берут по фигуре и делятся произвольно по группам, затем объясняют свои действия. Игра продолжается со сменой фигур 3-4 раза).
Игры с счётными палочками.
- Так же из счётных палочек можно выложить различные фигуры и предметы. Давайте поиграем. Я буду вам называть фигуру, а Вы должны её выложить. Выложите 2 треугольника из 5 палочек, 2 прямоугольника из 5 палочек, 2 квадрата из 7 палочек. (показ фигур на слайдах)
- Скажите, что развивается у детей играя с счётными палочками?
Игры на операции аналитического мышления. Словесные игры
Игра «Правая - левая»
Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, слуховое восприятие, ориентирование в пространстве, речевые навыки и активизацию взаимодействия полушарий мозга.
Описание игры.
Взрослый читает ряд слов с твёрдыми и мягкими согласными в конце слова. В паузах между словами ребёнок поднимает руку : правую - если окончание твёрдое и левую, если окончание мягкое.
- Давайте поиграем, будьте внимательны!
въезд, съездил, подъезд, объявить, сирень, клён, двор, дверь, ел, ель, тетрадь, слон, окунь, рис, рысь, мальчик, брат, брать, отец, марш, перец, май, герой, мебель.
Игры на развитие ориентировки в пространстве.
«Нарисуй там, где скажу», «По клеточкам»
На листе бумаги, под диктовку рисуем предмет. Нарисуйте круг в левом верхнем углу, в правом нижнем углу, по середине, в левом нижнем углу, в правом верхнем углу.
Главный совет, который могут дать педагоги родителям будущих первоклассников, - любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям.