Мария Орел
Мастер-класс «Игровая кладовая»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер : Орел Мария Витальевна, инструктор по физической культуре МАДОУ «Теремок»
Аудитория: педагоги МАДОУ детский сад «Теремок».
Время проведения: 13.00
Место проведения: МАДОУ детский сад «Теремок» корпус 1 (Мира 49)
План мастер - класса :
Цель мастер - класса : Распространение педагогического опыта по применению народных подвижных игр Пермского края в совместной деятельности педагога с детьми.
Задачи мастер - класса :
Публикация «Мастер-класс „Игровая кладовая“» размещена в разделах
1. Познакомить участников мастер - класса с особенностями применения народных подвижных игр в духовно-нравственном воспитании ребенка дошкольника
2. Обогатить игровой опыт педагогов по использованию народных подвижных игр Пермского края в совместной деятельности педагога с детьми.
3. Вызвать интерес у участников мастер – класса к народным подвижным играм как к средству полноценного общения с ребенком, желание применять народные подвижные игры в совместной деятельности детей и взрослых.
Ход мастер - класса :
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский
Введение
Уважаемые участники, как вы думаете (считаете) : «В каком виде деятельности, ребенок, усваивает информацию наиболее естественно и успешно …
Конечно же игра, так как она является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Но мне хочется поделиться с вами опытом работы с народными подвижными играми.
Поучаствовав в моем мастер – классе, я уверена, вы сможете легко и с интересом включить народную подвижную игру в общение с вашими воспитанниками. Народная подвижная игра интересна не только для инструкторов по физической культуре, но и для воспитателей, а так же педагогов специалистов.
Так как народная подвижная игра несет в себе не только развитие физических качеств ребенка, но и огромный этно – культурный «багаж». Решая при этом задачи не только ДНВ воспитания детей, и проходит единым связующим звеном через все образовательные области, которые мы реализуем согласно ФГОС ДО. Она отражает область физическое развитие (сопровождается двигательной активностью детей, развитие физических качеств ребенка, речевое (сопровождается речевками, распевками, стихами, считалками, социально – коммуникативное (умение взаимодействовать в игре, познавательное (знакомясь с игрой, участники узнают особенности отношения к природе, к быту, к семье, и т. д., художественно – эстетическое (передача образа игрового персонажа, отражение «добра и зла»)
(Как вы думаете, где ребенок впервые встречает такие понятия как «добро и зло»? Где борьба «добра и зла» проходит веками)
А вот как это происходит, мы проговорим и проанализируем в конце мастер класса. Но для этого нам необходимо поиграть.
Основная часть. Педагог приглашает участников мастер класса подойти к костюмам и атрибутам различных героев народных подвижных игр и сказок.
- Уважаемые участники, как я уже сказала ранее, народная игра несет в себе огромный этнокультурный багаж. Сегодня это будет «сказка». Мы с вами будем играть со сказочными персонажами, но для начала нам необходимо их узнать. Давай те мы с вами попробуем догадаться, глядя на эти атрибуты, каким персонажам сказок они принадлежат? В каких сказках мы встречаем этих персонажей? Какими нравственными качествами обладают персонаж? Это необходимо, чтобы передать его игровой образ. (колокольчик, платочек, кепка (Девица, молодец, сестрица, братец. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван да Марья») – русская народная подвижная игра «Аленушка да Иванушка», шапка с бородой (старец, леший, лесной житель)– удмуртская народная игра «Догонялки – тябык»,метла, жилетка, платок – русская народная игра «Баба – Яга», шапочка волка – русская народная игра «Волк во рву», татарская народная игра «Серый волк»,.)
- Выберете, пожалуйста, из представленных сказочных героев двух любых персонажей, с которыми мы с вами и поиграем.
Татарская народная игра «Серый волк» (Соры буре)
Задачи: формировать уважительное отношение к культуре татарского народа, развивать быстроту, ловкость, упражнять в беге.
Организация игры. Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20—30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают) :
— Вы, друзья, куда спешите?
— В лес дремучий мы идем
— Что вы делать там хотите?
— Там малины наберем
— Вам, зачем малина, дети?
— Мы варенье приготовим
— Если волк в лесу вас встретит?
— Серый волк нас не догонит!
После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:
— Соберу я ягоды, и сварю варенье,
Милой моей бабушке будет угощенье
Здесь малины много, всю и не собрать,
А волков, медведей вовсе не видать!
После слов не видать, серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово — туда, где прятался сам.
Дополнительные рекомендации: ребенку, изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова «не видать». Ловить убегающих детей можно только до черты дома.
Материал: маска либо шапочка волка
Русская народная игра «Волк во рву»
Задачи: формировать уважительное отношение к культуре русского народа, развивать умение действовать по сигналу, быстроту, ловкость. Упражнять в прыжках в длину с разбега, толчок одной ногой.
Организация игры. По середине площадки проводятся параллельные черты (линии) на расстоянии 80 – 100 см одна от другой – это «ров». По краям площадки на расстоянии одного – двух шагов от ее границы очерчивается «дом коз». Считалкой выбирается «волк». Остальные участники «козы».
Все козы располагаются на одной стороне площадки (дом). Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «козы в поле, вол во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их поймать (коснуться). Пойманных он отводит (вправо или влево) от рва. Затем воспитатель снова говорит: «Козы в поле, волк во рву», козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров.
После трех – четырех перебежек (согласно условию) все пойманные козы возвращаются в свой дом и назначается (выбирается) другой волк (но не из числа пойманных коз).
Продолжительность игры 5 – 7 мин.
Правила игры:
1) Козы выбегают из дома по сигналу «козы в поле, волк во рву»
2) Волк может ловить коз только во рву.
3) Коза считается пойманной в том случае, если волк ее коснулся в тот момент, когда она перепрыгивает ров, или если она попала в ров хотя бы одной ногой.
Указание к проведению игры:
1) Продолжительность игр устанавливается в зависимости от числа перебежек (то есть числа прыжков, сделанных козами, примерно 12 – 16 прыжков).
2) Линии, образующие ров, могут быть не параллельными, то есть уже с одной стороны, чтобы дети, затрудняющиеся в прыжках, все же могли перепрыгнуть.
Варианты игры:
Во рву находится не один волк, а два волка. Чертят два рва (расстояние между ними 3 – 4 метра, в каждом по одному волку. Участники надевают маски домашних животных (не только козы, но и коровы, собаки, кошки и т. д.). Тогда сигнал воспитателя: «Животные в поле, волк во рву».
Русская народная игра «Баба - Яга»
Задачи: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.
Организация игры. Играющие выбирают Бабу – Ягу. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:
Баба-Яга, костяная нога, - Дети ходят
С печки упала, ногу сломала. - по кругу.
Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.
Побежала в баньку, - Из круга обратно.
Испугала зайку.
После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
Удмуртская народная игра «Догонялки - тябык»
Задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.
Организация игры. играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку:
«Пять бород, шесть бород, Седьмой — дед с бородой».
Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, ловишка говорит слово «тябык». Пойманный игрок выходит из игры.
Дополнительные рекомендации: когда осалены три-четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.
Русская народная игра «Аленушка да Иванушка»
Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.
Организация игры. Дети выбирают одного участника, Иванушку, накладывают ему на глаза повязку. Также выбирают Аленушку и дают ей в руки колокольчик. Далее вокруг Иванушки и Аленушки строят хоровод. Задача детей не дать Аленушке и Иванушке выйти за пределы хоровода. Иванушка произносит такие слова:
«Аленушка, где ты»?
Аленушка звенит в колокольчик и отвечает:
«Я здесь, Иванушка»
Иванушка идет на голос и звон колокольчика, а Аленушка старается убежать. Игра продолжается, пока Иванушка не поймает Аленушку.
Заключительная часть.
После игр участники возвращаются на свои места.
- Уважаемые участники, мы проиграли две игры, и попробуем на примере этих игр отследить все пять образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
Анализ игр по образовательным областям.
Народна
игра
Область «Алёнушка да Иванушка» (русская народная игра) «Баба Яга» (русская народная игра) «Догонялки - «Тябык» (удмуртская народная игра) «Серый волк «Соры буре» (татарская народная игра
Физическое развитие Действие по сигналу, ориентация в пространстве, умение увертываться. Действие по сигналу, ориентация в пространстве, умение увертываться. Действие по сигналу, ориентация в пространстве, умение увертываться. Действие по сигналу, ориентация в пространстве, стремительный бег.
Художественно – эстетическое развитие (Передача художественного образа игрового персонажа). (молодец и девица) Аленушка: добрая, игривая, задорная. Иванушка: мужественный, добрый, честный.
Умение дополнять образ атрибутами. Баба Яга: злая, коварная, хитрая. Умение дополнять образ атрибутами. «Вумурт» - лесной житель удмуртских сказок. Олицетворение зла. Умение дополнять образ атрибутами. Умение играющих действовать в соответствии с текстом. Передача игрового образа волка (рычание). Умение дополнять образ атрибутами.
Социально – коммуникативное развитие Умение выбрать водящего (симпатия, лидерство, воспользоваться считалкой. Умение выбрать водящего (симпатия, лидерство, воспользоваться считалкой Умение выбрать водящего (симпатия, лидерство, воспользоваться считалкой Умение выбрать водящего (симпатия, лидерство, воспользоваться считалкой
Речевое развитие Аленушка игриво произносит слова. Выбор водящего по считалке Участники выразительно произносят
(с пропеванием) слова. Выбор водящего по считалке Участники выразительно произносят слова. Выбор водящего по считалке
Участники выразительно произносят слова. Выбор водящего по считалке
Познавательное развитие В старину девицы и молодцы много играли большими компаниями, так как в семьях было много детей, все часто ходили друг к другу в гости. Летними вечерами любили играть на лесных полянках в хороводные игры. Селения стояли у леса, и чтоб маленькие ребятки без разрешения в лес не бегали, им про злую Бабу Ягу рассказывали. Знакомство со сказками удмуртского народа. (Вумурт и Аленушка) Знакомство со сказками татарского народа. (Волк и портной) Волк в татарских сказках как и в русских сказках олицетворяет зло и коварство, несет в себе опасность. Может напасть на домашний скот и на людей в лесу.
- - Встречая волка в сказках, народных играх разных народов, так же как и лису, Бабу – Ягу, мы встречаем злых персонажей. А если мы встречаем Аленушку и Иванушку – они добрые, честные, справедливые. Стараются выручить из беды. Значит и в играх они будут какие?
- Ответы участников.
- Спасибо за внимание.