Елена Морозова
Мастер-класс для педагогов «Играя, развиваем речь» (средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Вступительное слово:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Начать его хотелось со слов Е. Щукиной.
«Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»»
Актуальность.
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Играя, развиваем речь“ (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста это игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится. Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между взрослым и ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как, а почему, а смогу ли я? И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что-то придумать, сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей.
Цель: повышение педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
• познакомить педагогов с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей среднего возраста;
• способствовать получению практических навыков по их применению в своей педагогической деятельности.
Оборудование: магнитная доска, книжка-малышка на тему «Зима» и «Зимние забавы» на каждого педагога,
Практическая часть. Сегодня я хочу вас познакомить с игровыми методами приёмами, которые можно использовать как в образовательно организованной деятельности, так и в индивидуальной работе.
И начнем мы с метода совместных рассказывании, где я использую такие игровые приемы как: «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение», «Доскажи словечко». Попробуем?
Д / игра «Закончи предложение»,
- Маша собирала в лесу….(грибы).
- Летом листья зелёные, а осенью…. (жёлтые)
- Наташа сорвала в саду большое и сочное…. (яблоко).
- Коля закинул удочку и вытянул маленькую (рыбку)
Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.
Д / игра «Доскажи словечко».
- Посмотрите-ка, ребята,
Ведь играют тут (котята).
- Вот пустилось что-то вскачь.
Рассмотрели – это (мяч).
- Очень чисто вымыт пол,
На него поставим….(стол).
Данная дидактическая игра формирует у детей умение отгадывать загадки. Развивать логическое мышление, чувство рифмы, творческое воображение, расширять словарный запас
В своей работе я часто использую пальчиковые игры. Я предлагаю вам ответить на вопрос: Для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы слушателей)
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев», а философ И. Кант, что «Рука-это вышедший наружу мозг человека».
Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с пальчиками.
1. Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять
Бабу снежную лепили
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А потом в снегу валялись
Все грязные домой пришли
Съели суп и спать легли.
2. Закрывайте окна
Закрывайте двери
Закрывайте уши
Закрывайте нос.
Ходит бродит по дорогам
Старый Дедушка Мороз!
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет Щёчки Дед Мороз!
3. Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит
Спит зимою бурундук,
Колючий ёжик и барсук.
Только заиньке не спится
Убегает от лисицы
Мелькает он среди кустов,
На петлял – и был таков!
Педагоги хочу познакомить вас с мнемотехникой, которая помогает ребёнку заучивать стихотворение наизусть. Она также помогает детям развивать речь и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений более простым, интересным, творческим.
Попробуем этот приём вместе с вами и заучим небольшое стихотворение «Ёлочка», для начала я вам его прочту:
«Ёлочка»
Перед нами елочка:
Шишечки, иголочки,
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.
А сейчас, попробуем заучить это стихотворение наизусть и в этом нам поможет наша таблица. (С детьми среднего возраста таблицу заполняет педагог). Посмотрите, пожалуйста на доску. Она расчерчена на квадраты. Я буду читать стихотворение, а вы по очереди будете выходить и в каждом квадрате рисовать подходящий рисунок. (первый рисунок педагог рисует самостоятельно для образца).
Итак, таблица заполнена. А теперь попробуем вместе рассказать это стихотворение наизусть. Теперь кто-нибудь хочет рассказать стихотворение самостоятельно?
Вот так, можно легко и быстро выучить с детьми стихотворение наизусть.
Также в составлении рассказа с детьми я использую картинно-графические схемы, которые помогают формировать у детей связную монологическую речь. Сегодня мы с вами придумаем рассказ о зиме, а поможет нам книжка – малышка.
Пересказ рассказа «Зима» (с опорой на картинно-графический план)
Зимой солнце светит, но не греет. Часто идет снег. Метут метели. Ночь стала длиннее, а день короче. Деревья стоят голые, только сосны и ели остались зелёные. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, валенки, рукавички. Наступила холодная снежная зима.
Такие картинно-графические схемы помогают детям составлять описательные рассказы, рассказы становятся чёткими, полными, последовательными.
Заключительная часть.
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать игровые приёмы для развития речи детей среднего дошкольного возраста. Продемонстрированные методы, которые я активно применяю в своей работе. Спасибо за внимание.