Мария Воробьева
Мастер-класс «Идеи, которые нас продвигают»
▼ Скачать + Заказать документы
Идеи, которые нас продвигают
Мастер - класс
"Кто в куклы не играл,
тот счастья не знал"
Разработано:
Воробьева М. В. воспитатель,
МАДОУ "Детский сад № 60"
Пермский край
г. Березники, 2017 г.
Слайд 1 Уважаемые коллеги, предлагаю 6 мастерицам-рукодельницам занять места за столами.
СЛАЙД 2 По словам И. А. Колесникова краеведческий подход в образовании дошкольников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.
Публикация «Мастер-класс „Идеи, которые нас продвигают“» размещена в разделах
Размышляя над тем, какой краеведческий материал использовать в первую очередь, с учетом приоритета деятельного подхода, я вспомнила, что мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. СЛАЙД 3 Актуальна ли будет для взрослых и интересна для искушенных электронными игрушками детей народная кукла? Каким же образом народная кукла может конкурировать с набором гаджетов, которые предлагает ребенку современный мир?
Мне кажется, ценность тряпичной куклы в том, что она – для ребенка – маленькое чудо. Была тряпочка – и вдруг она на глазах превращается в человечка, и это волшебство малыш может сделать сам!
Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
- Разве это грузовик?
Три пустых катушки.
Я свернул два лоскута.
- Ах,- сказала Катя, -
Ах, какая красота:
Кукла в пёстром платье!
Использовать тряпичных кукол стала еще в начале своей профессиональной деятельности в режимных моментах.
Наша групповая кукла – мама. С помощью куклы учу девочек, как создать лад в семье, как работать по дому, как воспитывать детей. Главная игра, конечно же «Дочки-матери».
Групповая кукла-папа- хозяин. Интересно, что в деревенской семье кукла-папа делалась намного проще, чем кукла-мама. Потому, что деятельность мамы больше связана с детьми и более известна им. С помощью куклы - папы я сообщаю детям информацию о различии роли мужчины и женщины в семье.
Кроме того, в ходе использования тряпичной куклы убедилась, что она несет терапевтический эффект. Как вы считаете какой?.
Все верно, говоря о современном воспитаннике, мы поневоле представляем себе слабого физически, мало развитого духовно, зачастую тревожного, возбудимого, нервного ребенка. К сожалению, это результат современной окружающей среды, масс –медиа и агрессивных игрушек, которые не будят фантазию ребенка, а заставляют его механически действовать – бить, крушить, летать, кричать.
Народная же кукла для ребенка – это расслабление, психотерапия, где доктором является сама кукла.
Еще один аспект, почему я занялась с детьми изготовлением народной куклы это возможности куклотерапии.
Как вы знаете - кукла, созданная самим ребенком, несет на себе отпечаток его личности, его внутреннего состояния, является его отражением. Взаимодействуя с куклой, озвучивая ее, дети сами изменяют голос, совершают движения, раскрывают, проигрывают травмирующие ситуации, страхи, тем самым решая их.
Кроме того, куклотерапия решает коммуникативные задачи, а именно: установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
• релаксационная – Какие? Снятие эмоционального напряжения;
• воспитательная –психокоррекция проявление личности в игровых ситуациях;
• развивающая – это развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д., моторики. И?___ половой идентификации;
• обучающая? обогащение информацией об окружающем мире.
СЛАЙ 4 Учитывая все вышесказанное был разработан проект "Куклы из бабушкиного сундука"
Цель проекта: приобщение семей воспитанников к истокам русской народной культуры через знакомство с традиционной русской тряпичной куклой.
СЛАЙД 5 Решаемые задачи обширны, но главным для себя я считаю следующее: с помощью народной куклы формирую ценностные семейные установки, работаю над воспитанием духовно-нравственного начала в ребенке, доброго нрава, а не «норова». Именно она учит тому, что самым главными в жизни являются простые человеческие ценности: добро, любовь, семья.
Разработанный содержательный аспект деятельности СЛАЙД 6, который включает деятельность с родителями, педагогами, детьми вы видите на слайде. Обратите внимание, что работа с детьми предполагает различные виды деятельности.
Мной создано ресурсное обеспечение СЛАЙД 7 - ПОКАЗ:
Ах ты, куколка моя!
Ах ты, умница моя!
Прародительница,
Берегинюшка моя.
С лоскутков, сучков
И лыка соберу.
Сшить наряд иглой тебе
Я никому не разрешу.
Чтоб была бы
Очень счастлива семья,
Чтобы в доме были
Хлеб, соль и вода.
Берегинюшка моя,
Во сундук кладу тебя.
Ты тихонько там лежи
И весь дом мой сбереги.
Когда-то кукла была символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она берегла, защищала от болезней, несчастий, злых духов. Ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки")
С помощью технологических карт, подготовленных мной, предлагаю сейчас Вам, коллеги, и если пожелают члены жюри изготовить для себя куклу-оберег. На столе расположены в каждом мешке материалы для изготовления 1 куклы, лежат образцы. Листая технологическую карту вы увидите описание куклы и последовательность изготовления. Уверенна, что в дошкольных учреждениях работаю такие умельцы, которые за 7 минут с легкостью справятся с этим.
А с Вашей помощью, уважаемые зрители заполним таблицу "Развитие интегративных качеств личности у детей через знакомство с народной куклой".
СЛАЙД 8,9 Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Как вы читаете как эти качества можно развить? - В процессе изготовлении народной куклы развивается мелкая моторика руки. Участие в народных подвижных играх развивает быстроту действий, выносливость, ловкость.
Любознательный, активный - История народной игрушки, их виды, особенности вызывает интерес у ребенка. Дети принимают живое заинтересованное участие в изготовлении игрушки.
Эмоционально отзывчивый -Народная игрушка вызывает положительные эмоции, особенно выполненная самостоятельно.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками - В процессе работы дети взаимодействуют как со взрослыми, так и со сверстниками.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия - При создании игрушки дети планируют последовательность выполнения работы.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту -Ребенок обдумывает какой узор интереснее сделать, какой материал подготовить.
Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе - Знакомятся с русскими обычаями и традициями через познание истории тряпичной куклы, ее смыслового значения, материалами из которых она изготовлена, осознают роли в жизнедеятельности наших предков, играх детей.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - При организованной образовательной деятельности ребенок слушает взрослого, работает вначале по образцу, принимает поставленную задачу.
Овладевший необходимыми умениями и навыками - Сформированные умения и навыки помогают ребенку творчески реализовываться.
Надеюсь, что убедила Вас в том, что работа с куклой развивает в детях интегративные качества, то есть то, что регламентирует ФГОС ДО.
Уважаемые коллеги! Готовы ли Ваши куклы-обереги? Продемонстрируйте их друг другу. У вас получились Берегиня, Нянюшка и Столбушка. Удобны ли для использования технологические карты? Эти карты можно выдавать родителям для того, чтобы дома сделать куклы, иметь повод побеседовать с детьми.
СЛАЙД 10 На мастер-классе для родителей я познакомила их с основами сказкотеррапии. Поскольку в сказкотерапии важен сам процесс изготовления мы сделали самые простые куклы. Отмечу, что некоторые родители, создав куклу испытывали чувство опустошенности. Говорили, что это были настоящие «роды». В этом случае объясняла, что эти чувства естественны: для того, чтобы открыться новой жизни, необходимо отпустить старое. Некоторые родители, наоборот, создав куклу, испытывали прилив сил и радость.
Увлекшись изготовлением кукол некоторые семьи уже по собственной инициативе стали их делать. Вот эту куклу семья Симоновых принесла в наш мини-музей, назвав её "Пермский край!"
Используете ли вы тряпичные куклы в своей работе?
Какие именно? Кто из вас за 30 секунд из одного куска ткани может сделать куклу -забаву?
Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать с использованием тряпичной куклы (ателье, дочки-матери, фабрика игрушек, магазин сувениров, День рождения, гости и др.).
В ходе каких режимных моментов можно использовать?
К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Какие праздники отмечали?
Реализуя проект мы нашли ответы на эти вопросы, полученные знания и навыки можем передавать своим воспитанниками, дочерям, подругам, а уже потом внукам и правнукам!
Если кого -то из Вас данные материалы заинтересовали, буду рада поделится.
СЛАЙД 11 Играйте в куклы!