Папки-передвижки

Мастер-класс «Гармонизация движений, эмоций, общения и поведения посредством психогимнастики»

Наталья Альбертовна Самойлова
Мастер-класс «Гармонизация движений, эмоций, общения и поведения посредством психогимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы

План-конспект мастер-класса

Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта применения элементов психогимнастики в повседневной деятельности и на занятиях в детском саду.

Задачи мастер-класса:

Темочки:

Обучающие. Продемонстрировать возможность применения элементов психогимнастики на занятиях и в повседневной деятельности; обучить участников конкретным навыкам применения элементов психогимнастики в различных видах деятельности детей; активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса.

Развивающие. Развивать у участников мастер-класса умение творчески воспринимать предлагаемый материал и применять его в своей работе в целях их профессионального самосовершенствования.

Воспитательные. Воспитывать доброжелательность, умение работать в команде.

Форма проведения: практическое занятие с участниками мастер-класса путём непосредственного контактного обучения основным приёмам осуществления представляемой деятельности.

Ход мастер-класса:

1. Вводная часть (5 мин).

Добрый день уважаемые коллеги! Наша встреча сегодня посвящена психогимнастике. Мы попытаемся понять, что же такое психогимнастика и как мы можем элементы психогимнастики использовать в повседневной деятельности детей и на занятиях.

В начале нашей встречи проведем самодиагностику.

Упражнение «Самодиагностика».

В левой половине листа нарисуйте одну на выбор из трёх геометрических фигур и раскрасьте в тот цвет, который отражает Ваше состояние, настроение сейчас. Теперь Вы можете отложить листы в сторону. Перед тем, как начать разговор о психогимнастике, я предлагаю небольшую игру-разминку.

Игра – приветствие «Здороваемся локтями».

Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

Все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с № 1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; № 2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; № 3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны. После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно с большим количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями.

2. Теоретическая часть.

В основе разработки мастер-класса лежит методика М. И. Чистяковой по психогимнастике, которая направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций, высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. В настоящее время встречается все больше детей, у которых имеется чрезмерная утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость и т. д. Нагрузка на нервную систему детей повышается, а возможностей для отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Психогимнастика позволяет гармонизировать движения, эмоции, общение и поведение детей. Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы, один из невербальных методов групповой психотерапии.

В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться.

Психогимнастика, учит детей общению со сверстниками, помогает легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.). Изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Поэтому важно, чтобы педагоги владели методами психопрофилактики и психокоррекции и использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы. Психогимнастика наиболее доступна в применении для воспитателей, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

В результате эволюции человека за определенными ощущениями и чувствами закрепились характерные моторные «выражения» (реакции: мимика, пантомимика, жесты). Владение выразительными движениями предполагает тонкое понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жеста и движения тела другого человека.

Мимика.

Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Если человек улыбается, значит, он радуется; сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу свидетельствуют о недовольстве, гневе. О многом может сказать взгляд человека. Он может быть прямой, открытый, потупленный, доверчивый, ласковый, хмурый, вопрошающий, испуганный, невыразительный, застывший, блуждающий. Общее выражение лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, брезгливое, самодовольное, безразличное. Много определений можно подобрать и к смеху и плачу. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной. Целительные возможности смеха люди узнали давно. Еще в средние века появилась знаменитая фраза о том, что для здоровья горожан гораздо важнее прибытие в город бродячего цирка, нежели каравана с лекарствами. Существует определенная взаимосвязь между активностью лицевых мышц и кровоснабжением головного мозга. Когда человек смеется или хотя бы улыбается, поток крови к мозгу из-за работы лицевых мышц усиливается, поэтому мозг получает больше кислорода, что положительно сказывается и на эмоциональном состоянии. Происходящие во время смеха вибрации и тряски ликвидируют усталость, очищают верхние дыхательные пути и улучшают циркуляцию крови. Улыбка и веселое настроение делают свое благородное дело – вытаскивая человека из состояния эмоционального напряжения.

Жесты.

Жесты делятся на условные, указывающие, подчеркивающие, ритмичные, показывающие и эмоциональные. Жестикуляция может быть живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, естественной, спокойной, порывистой, робкой, энергичной. Жест может и отсутствовать.

Пантомимика.

П. П. Лачинов в 1909 г. писал, что выразительные движения изредка слагаются из жестов, часто из мимики, из поз же всегда. Все отрицательные эмоции «съеживают» фигуру человека, а все положительные — ее «развертывают». «Расцвел, как цветок»,— говорят про счастливого человека.

Осанка и поза имеют большое значение в создании облика человека. Осанка образуется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, склонена набок; втянута в плечи, откинута назад. Поза у человека бывает однообразной, разнообразной, стереотипной, естественной, искусственной, грациозной, скованной. Перемена поз может быть постепенной, быстрой, замедленной, порывистой, плавной. Общий вид характеризуется как напряженный, расслабленный, подобранный, скованный, естественный, величественный, приниженный, подавленный, развязный, разболтанный, распрямленный, сутулый, сгорбленный, стройный, без резких особенностей.

При систематических упражнениях можно улучшить пантомимику.

Важно, что на подобных занятиях все дети успешны, правильно всё, что они делают, поскольку у каждого ребенка возникают какие-то эмоции и мышечные ощущения, и дети учатся произвольно их регулировать.

Структурные компоненты занятия по психогимнастике могут варьировать в зависимости от сюжета и возраста детей, каждая игра или упражнение может решать сразу несколько задач.

Осваивать все фазы и части психогимнастики сразу очень трудно, поэтому можно начать, например, с гимнастики, включив ее как часть физкультурного занятия, или вместо утренней гимнастики. Отдельные этапы можно осваивать на разных видах занятий, на переменах, в повседневной деятельности детей.

Задачи гимнастики: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций – мышления, эмоций, движения, а с помощью комментариев педагога подключается внутреннее внимание детей к этим процессам.

Для того чтобы психическая деятельность мозга протекала гармонично необходимо чередование противоположных по характеру движений:

- напряженных и расслабленных;

- резких и плавных;

- быстрых и медленных;

- дробных и цельных;

- едва заметных и полной неподвижности;

- вращений и прыжков;

- свободного передвижения и столкновений.

Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность.

Состояние напряжения и агрессии обычно связано с мышечным напряжением и с нарушением дыхания. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Как же можно контролировать свои эмоции? И каким образом можно снять чрезмерное напряжение самостоятельно? Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят, клин клином вышибают, что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.

Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость, неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Такие дети часто являются контингентом логопедических групп. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них астенических черт характера.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания.

2. Основная часть (30 мин). Практическое занятие с участниками мастер-класса путём непосредственного обучения основным приёмам осуществления представляемой деятельности.

Упражнение «Поза Наполеона».

Цель: создание условий для сплочения и самовыражения в коллективе; формирование коммуникативных навыков; снятие напряжения.

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий ведущего.

Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Те, кто показал ладони, готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, неприятие данной ситуации. Поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

«Будь внимателен!»

Цель: развитие внимания.

Дети шагают под «Марш» С. Прокофьева. Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать. На слово «лошадки» — как бы ударять «копытом» об пол. «Раки» — пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.

«Запомни свое место»

Цель: развитие памяти.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку И. Дунаевского «Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

«Слушай и исполняй!»

Цель: развитие памяти.

Ведущий называет 1—2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

«Противоположные движения!»

Цель: преодоление двигательного автоматизма.

Дети становятся в две шеренги друг против друга. Под музыку «Канадской народной песни» на начало каждого такта вторая шеренга выполняет движения, противоположные цервой. Если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает и т. д.

«Стоп!»

Цель: преодоление двигательного автоматизма.

Дети идут под музыку Э. Жака-Далькроза «Марш». Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!».

Упражнение «Вверх по радуге».

Цель: стабилизация эмоционального состояния.

Ход упражнения:

Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.

Игра «Стряхни».

Слово ведущего: Я хочу показать вам как, можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясёт спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтоб вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как всё неприятное – плохие чувства, тяжёлые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бёдер. А затем потрясите головой. Будет ещё полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки. Теперь отряхните лицо и послушайте, как смешно меняется ваш голос когда трясётся рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь всё бодрее и веселее, будто заново родились (всего 30-60 секунд).

Релаксация – этот метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения. Релаксация является, очень полезным методом, поскольку овладеть им довольно легко. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, снижать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.

3. Заключительная часть.

Самоанализ педагогом-мастером проведённого мастер-класса. Вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведённому занятию. Общая дискуссия. Заключительное слово педагога-мастера.

Упражнение «Подарки».

Упражнение способствует консолидации группы и формированию эмоционально-позитивной атмосферы. Заранее готовится игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты). Если группа большая (более 12 человек, каждому игроку желательно дать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого все билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать его и отдать тому, кто, по его мнению обладает данным качеством. Получивший "подарок" про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-то участнику. И т. д., упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача "подарков" не сконцентрировалась в руках 2-3 игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.

Психолог:

Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.

Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда-то владевшие ими.

Эмоции связаны и с забыванием. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него больше значения. Психологической особенностью эмоциональной памяти является так называемое вытеснение: человек забывает то, что ему непереносимо вспоминать. Однако вытесненные в бессознательную сферу мучительные представления и переживания могут иногда проявлять себя в сновидениях и оговорках (Фрейд).

Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение.

Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают.

Отработав много лет в детском саду, педагоги начинают чувствовать, что они начинают опустошаться, т. е. «терять счастье». Происходит это от того, что каждый день вы отдаете частичку себя другим. Наши души, как наполненные сосуды, по мере пользования ими, имеют свойство опустошаться. Предлагаю послушать древнюю притчу.

Древняя притча «Счастье»

Господь слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Господь, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Мы ищем счастье тут и там,

За ним мы бродим по пятам,

Ему твердим мы бесконечно -

С тобою быть хотим навечно!

Мечтая в счастье раствориться,

Мы долго, вглядываясь в лица.

Найти пытаемся ответ -

В чем счастье? Есть оно, иль нет?

Мы пребываем в заблуждении,

Что счастье - чьих-то рук творение…

Вопрос для обсуждения:

Скажите, почему Бог положил в ладонь оставшийся кусок глины?

Как вы думаете: Счастье - чьих рук творение?

Все ваши мысли верные. Мы с вами сами творцы своего счастья. И перед нами стоит нелегкая задача, сделать счастливыми не только себя, но и свою семью и своих воспитанников.

Давайте сейчас желающие выскажутся о том, что они для себя подчеркнули, что запомнилось больше, какие моменты были, возможно, неприятные или неуместные, а что понравилось.

Упражнение «Чему я научился».

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:

Я научился…

Я узнал, что…

Я нашел подтверждение тому, что…

Я обнаружил, что…

Я был удивлен тем, что…

Мне нравится, что…

Я был разочарован тем, что…

Самым важным для меня было…

Мне сегодня…

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.

Спасибо за ваши высказывания.

Упражнение «Самоанализ».

Возьмите, пожалуйста, листочки, где вы рисовали геометрические фигуры. В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас. Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.

Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.

Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

И в заключении я вам желаю удачного дня, эмоциональной стабильности, поддержки коллег и близких.

Мы сегодня эффективно поработали, давайте друг друга поблагодарим и одарим друг друга фейерверком из аплодисментов.

Улыбнитесь друг другу!

Литература:

1. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. —2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

2. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М. : ТЦ Сфера, 2003.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Консультация «Укрепление организма дошкольников и развитие движений посредством утренней гимнастики» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второй задачей нашего ДОУ является "Укрепление организма дошкольников и развитие движений по средствам.

Дидактическое пособие для развития эмоций «Сундучок эмоций»Дидактическое пособие для развития эмоций «Сундучок эмоций» Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Чем заняты в свободное от детского сада времени современные дети? Играют в классики? Прыгают.

Фотоотчет «Удивительный мир Эмоций» ко Дню хороших эмоций на МAAMФотоотчет «Удивительный мир Эмоций» ко Дню хороших эмоций на МAAM Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют.

Игровое пособие «Кубик эмоций и общения»Игровое пособие «Кубик эмоций и общения» Цель: Развитие эмоциональной сферы и социально-коммуникативных навыков дошкольников. Задачи: 1. Отработка мимической реакции. 2. Расширение.

Игры-этюды на выражение движений и основных эмоцийИгры-этюды на выражение движений и основных эмоций «Усталость» Вова весь день помогал бабушке в огороде. Они пололи и поливали. И вот, когда все дела были сделаны, Вова почувствовал, как.

Мастер-класс «Дерево эмоций»Мастер-класс «Дерево эмоций» Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить Вам мастер - класс по изготовлению Дерева эмоций, для определения настроения.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Говорящий мир эмоций» Добрый день уважаемые коллеги! Внимательно рассмотрите аудиторию, коллег сидящих рядом. Сейчас вы примите участие в игровом упражнении «5.

Мастер-класс. Уголок эмоций «Моё настроение»Мастер-класс. Уголок эмоций «Моё настроение» Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию наш уголок эмоций - "Моё настроение!" Для создания уголка нам понадобилось: 1. Потолочная.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Гармонизация движений, эмоций, общения и поведения посредством психогимнастики»
Опубликовано: 5 мая 2022 в 18:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Гармонизация движений, эмоций, общения и поведения посредством психогимнастики»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Альбертовна Самойлова (УИ 1996472) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД