Альбина Волкова
Мастер-класс «Формирование ЗОЖ посредством здоровьсберегающих технологий»
▼ Скачать +Заказ
Мастер класс
«Формирование здорового образа жизни детей с нарушением зрения
посредством здоровьесберегающих технологий»
Выполнила воспитатель:
Волкова Альбина Геннадьевна
Г. Кулебаки.
2023 г.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и
здоровым : пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится
в постоянном движении».
Жан Жак Руссо.
Вступительное слово:
Публикация «Мастер-класс „Формирование ЗОЖ посредством здоровьсберегающих технологий“» размещена в разделах
Уважаемые, коллеги! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной работе. Улыбка - универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой.
В начале нашей встречи предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение:
Прислонитесь друг к другу ладошками. Давайте улыбнёмся, подарим друг другу улыбку и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами, с нарушением зрения и т. п.
Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не только для родителей, но и для нас воспитателей. Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и интеллектуального развития. Уважаемые коллеги, давайте совместно дадим определение здоровью (участники высказывают свое мнение.)
Таким образом, можно сделать вывод: здоровье - это не только отсутствие каких-либо болезней, но и физическое, духовное благополучие человека.
Главной задачей нашей является сохранение и укрепление физического здоровья детей, а также повышение его потенциала.
Слайд1
Цель:
Познакомить участников мастер класса с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.
Задачи:
Показать и раскрыть значение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Поделиться личным опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
Способствовать распространению педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий.
Ожидаемые результаты: Снятие физического и психического напряжения, получение информации, которая поможет в дальнейшей работе.
Упражнение с участниками мастер класса «Я работаю над своим здоровьем»
Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь.
Я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
предпочитаю подольше поспать;
ежедневно совершаю прогулки перед сном;
посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом;
люблю полежать на диване;
периодически провожу разгрузочные дни;
часто обижаюсь, сержусь;
у меня отсутствуют вредные привычки;
люблю праздники, чтобы поесть;
соблюдаю режим дня;
правильно питаюсь;
эмоционально уравновешена;
выполняю профилактику заболеваний.
принимаю витамины
Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем «здоровье»?
Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.
Слайд2,3,4
Для эффективного решения данной проблемы в работе с детьми используются здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога -это все формы, средства и методы, используемые для укрепления и сохранения здоровья. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит : улучшение внимания, памяти, мышления, улучшение общего эмоционального состояния, повышение работоспособности, стимулируются двигательные функции, снижает утомляемость. В своей работе с детьми я использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: коррекционную гимнастику для глаз, массаж и самомассаж, дыхательную гимнастику, релаксацию, Су-джок терапию, кинезеологию. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с некоторыми методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Представление технологии.
Слайд 6
«Хождение по корригирующим дорожкам» - хороший метод закаливания, как для детского сада, так и для дома. При хождении укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия (хождение по корригирующим дорожкам, воспитания правильной осанки, летом мы применяем и обширное умывание.
Слайд7
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровообращении. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми.
«ЧАСИКИ»
Часики вперёд идут,
За собою нас ведут.
И. п. - стоя, ноги слегка расставить.
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2- взмах руками назад «так» (выдох)
«ПЕТУШОК», ЁЖИК»
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
Встать прямо, ноги слегка расставить,
руки в стороны-(вдох, а затем хлопнуть
ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»
повторить 5-6 раз.
Слайд 8
Пальчиковая гимнастика
Способствует овладению навыкам мелкой моторики
Помогает развивать речь
Повышает работоспособность коры головного мозга
Развивает психические способности: мышление, память, воображение
Снимает тревожность
Помимо традиционной пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук полезными являются занятия с разнообразными предметами.
Такие игры являются эффективным способом развития тактильной чувствительности, координации движений пальцев и кистей рук. Также стимулируют развитие пространственно-образного мышления и творческих способностей.
Музыка же в свою очередь создает благоприятный эмоциональный фон, учит вслушиваться и повторять заданный ею ритм, повышает активность.
Гусенок
Массаж проводится с использованием не тугих бельевых прищепок.
Шел гусенок по тропинке.
Видит: вкусные травинки. Растопыриваем пальчики.
Ам-ам-ам, ам-ам-ам! «Гусенок щиплет пальчики, как травку» -
Никому я их не дам. прихватить поочередно каждый
пальчик прищепкой.
По другой тропинки шел, Упражнение повторяется на другой руке.
Снова травку он нашел!
Ам-ам-ам, ам-ам-ам!
Все гусенок скушал сам.
Медведь».
С платочком
- Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
Теперь можно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.
В зоопарке» (решетка для раковины).
Берем решетку для раковины, кладем её на стол. Ребенок ходит пальчиками, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно.
В зоопарке мы ходили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, зайчат.
За ягодами. (с использованием зубной щетки)
Дети берут в руки зубную щётку.
Раз, два, три, четыре, пять – Под счёт растирают щёткой подушечки пальцев правой или левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.
В лес идём мы погулять! Растирают щёткой ладонь,
За черникой, -большой палец,
За малиной,- указательный,
За брусникой, -средний,
За калиной, -безымянный,
Землянику мы найдём -мизинец.
Ив корзинке унесем! Растирают щёткой ладонь,
Слайд 9
Кинезиология
Наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения - развитие межполушарного взаимодействия. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
Кинезиологические упражнения можно использовать как на развивающих занятиях, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий, в период адаптации, при нарушении сна и гиперреактивности.
«Свеча»
Цель - улучшать ритмику организма, развивать самоконтроль и произвольность.
И. п. – сидя за столом (полу) или стоя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох, глядя на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Колечко»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
Ожерелье для мамы мы соберем маме в подарок его отнесем
Кисть мы в кулачок сжимаем, А другую разжимаем, А потом их поменяем.
«Оладушки».
Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.
Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая - ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.
Бабушка для Ладушки - испекла оладушки. Кушай, кушай Ладушка - вкусные оладушки.
«Кулак-ребро-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок-
И зажали в кулачок.
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладошка,
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
«Ухо-нос-хлопок»
Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля. Взяться левой рукой за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Ухо, носик мы возьмем, Хлоп - опять играть начнем.
Слайд 10
Су-Джок терапия
Су-Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шариками.
Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку и очень интересен детям.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк мяч летает между рук
Массаж эластичным кольцом- для развития памяти, внимания упражнение «Веселое колечко»
Слайд 11
Самомассаж
это механическое воздействие специальными приемами: (поглаживание, постукивание, пощипывание). В сочетании с художественным словом, данное упражнение является не просто физическим воздействием на тело ребенка, но и средством снятия психологического напряжения в течение дня.
Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье
Является профилактикой простудных заболеваний
Повышает жизненный тонуса у детей
Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Самомассаж сухой бассейн
Игры в «сухом» бассейне способствуют психоэмоциональному развитию ребенка. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружая свои ладони в безопасные «волны». Наполнить такой бассейн можно бусинками, семенами различных растений, речным песком, орехами, крупой, мелкой речной галькой и т. д. В нем можно рисовать дорожки, находить различные предметы на ощупь.
Самомассаж «Назойливая муха» под музыку»
Массаж друг другу
Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,
(положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем)
Ищет под корой жучков и съедобных червячков.
(слегка пощипать)
Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом, на слово «гром»
(хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами)
Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло. (попытаться сунуть руку за шиворот или подмышку)
Слайд 12
Гимнастика для глаз
Зрительная гимнастика занимает одно из самых важных мест в работе по профилактике и коррекции зрения у детей.
Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться — важнейшая задача родителей и педагогов. Гимнастика для глаз способствует укреплению глазных мышц и предупреждению их переутомления; улучшению кровоснабжения тканей глаза; снятию напряжения зрительного аппарата; общему оздоровлению зрительного аппарата.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками
Также используем интерактивную зрительную гимнастику по методике В. Ф. Базарного -
для тренировки глаз используются – стереокартинки. Эта гимнастика для глаз наиболее эффективна и интересна для детей.
Слайд 13
Релаксация
Учит детей расслабляться
Способствует концентрации внимания
Помогает снять напряжение
Снимает возбуждение
Музыкотерапия
Снимает напряжение и раздражительность
Снимает головную боль
«Релаксация» с участниками мастер класса
Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация. Уважаемые коллеги и сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и получить удовольствие.
Включается звуки лесного водопада
Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе жаркий летний день. Вы идете по лесной тропинке, вдыхаете аромат разнотравья, слушаете пение птиц… И вот вы слышите необычный звук. Вам интересно, что это, и вы идете на этот звук. И неожиданно перед вами появляется водопад. Несмотря на палящую жару, воздух здесь свежий. Капли воды попадают вам на лицо, руки… Вы делаете робкие шаги в воду и становитесь под водопад. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам, ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом — пусть вода омоет ваше лицо, тело, унесет все тревоги, неприятности, усталость… Вы чувствуете легкость во всем теле. Выйдите из водопада, пусть солнце согреет и обсушит вас… Пора возвращаться обратно. Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые вам удалось получить от этого путешествия… Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.
Рефлексия «Здоровье - самая большая ценность»
А теперь прошу заглянуть в сундучок, где находится что-то очень ценное, только, пожалуйста, не называйте вслух, что вы увидите.
Педагоги по очереди заглядывают и видят свое отражение в зеркале.
Что вы увидели? (зеркало, своё отражение в зеркале, себя)
Вы, сами для себя, ваше здоровье и есть ваш клад, ваше сокровище. Берегите его!
Итог мастер- класса :
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов, используемых в работе с воспитанниками по здоровьесберегающим технологиям. Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Спасибо за внимание!