Валентина Шабанова
Мастер-класс «Формирование представлений о предметах окружающего мира через дидактические игры с пуговицами»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Подольский детский сад»
Мастер – класс
Тема: Формирование представлений о предметах окружающего мира, посредством познавательно – исследовательской деятельности через дидактические игры с пуговицами.
Подготовила: Шабанова В. А.
Воспитатель
2 младшей группы
1 квалификационная категория.
2019 уч. год
Актуальность:
Публикация «Мастер-класс „Формирование представлений о предметах окружающего мира через дидактические игры с пуговицами“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Игры, дидактические пособия
- Пуговицы. Поделки, аппликации, лепка, рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
В любом возрасте дети любознательны и задают взрослым множество вопросов, особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. Задача взрослого – удовлетворить эту потребность. Но необходимо обращать их внимание и на предметы, которыми пользуемся изо дня в день, ведь они таят в себе много интересного. В наше время большая роль отводится нестандартным дидактическим средствам. Важно создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Одним из средств развития моторики рук служат игры с предметами. Такую работу психологи называют ориентировочно – исследовательской деятельностью, так как в ходе ее дети получают самый разный чувственный опыт, возможность изучить свойства и качества предметов, а практическое познание функций, назначение предметов дает возможность развить практическое мышление.
Новизна опыта заключается в рационализации, совершенствовании отдельных сторон педагогического труда, в комбинации элементов известных методик.
Проблема:
- низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей.
-отсутствие достаточного количества пособий для мелкой моторики рук
Цель: Развитие познавательной и мелкой моторики с использованием дидактических игр с пуговицами.
Задачи:
Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить детей с различными видами пуговиц.
Стимулировать речевую активность в процессе игр.
Развивать познавательную активность, мелкую моторику и творческие способности;
Обогащать сенсорный опыт детей;
Способствовать развитию коммуникативных навыков;
Воспитывать усидчивость, внимание, бережное отношение к поделкам.
Формы и методы работы. Игровая деятельность.
-объяснительно – иллюстративный (показ материала, фурнитуры) -репродуктивный (воспроизводят способы деятельности) -исследовательская деятельность (самостоятельная работа, опыты)
-просмотр презентации «История возникновения пуговицы», слайдов, ИКТ
-чтение художественной литературы о пуговице (сказки, загадки, стихи)
Планируемые результаты:
- повышение познавательной и творческой активности детей;
-проявление интереса к предметам окружающего мира и
бережного отношения к нему;
-привлечь родителей к помощи по данной проблеме.
Развить мелкую моторику у детей младшего возраста можно в игровой форме, используя нетрадиционный материал- пуговица.
У каждого из вас на одежде есть эта помощница. Откуда же пришла к нам пуговица? В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.
Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, на которые набрасывали петли. Со временем одежда становилась более разнообразной и сложной по крою и фасону. Появились разные ткани: лёгкие и воздушные шёлковые, плотные и тяжелые шерстяные.
Пуговицы в те далёкие времена были дорогой и видной вещью. На одежде богатых людей они превратились в настоящее украшение из золота и серебра. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье. Одежду, застёгивающуюся на золотые и серебряные пуговицы, носили только богатые люди. Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл и т. д. Современные люди используют пуговицы для украшения, воздают с их помощью картины, поделки, украшают одежду.
Пуговицы просты и разнообразны, но при этом имеют развивающий и обучающий эффект. Их можно использовать для создания развивающих игр, ковриков, шнуровок. С ними можно экспериментировать, отправиться в страну «Познавательной истории о пуговице», «Занимательной математике» в которой ребенок легко и просто может освоить ручные умения; с помощью пуговиц научиться сортировать их по форме (круглая, квадратная, треугольная, по цвету, по величине, материалу, шнуровать, создавать рисунки. Перебирание, пересыпание, выдувание, передвигание по лабиринтам, щелкание пальчиками по ней и просто рассматривание пуговиц доставляет детям огромное удовольствие. Для создания игр – упражнений не требуются дорогостоящие материалы, а только вдохновение, пуговицы и радость творчества, совместно с детьми.
Конечно, при пуговичных играх с детьми нельзя забывать о правилах безопасности. Ребенок во время таких занятий – игр должен все время находиться под присмотром взрослого.
Идея: Вот и я решила создать в группе мини- музей «Волшебная пуговица» Совместными усилиями с родителями создали коллекцию пуговиц в группе, изготовили карточки для дидактических игр, смастерили поделки изпуговиц. Подобрала необходимую литературу для альбома «История пуговицы», «Книга загадок, пословиц, поговорок, стихотворений и сказок о пуговице», альбом «Творческие работы из пуговиц».
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию, средства и методы которой включают культурное наследие в систему образования, преодолевают разрыв между образованием и культурой, интеллектуальным и нравственным содержанием личности. Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музей помогает решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой. Музейная педагогика в условиях детского сада - является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса; способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности; помогает наладить сотрудничество с родителями и представителями социума за пределами детского сада. Положительного результата в данном проекте достигла во взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитатель - ребенок, родители – дети, воспитатель – родители.
Проектная деятельность, основанная на музейной педагогике отвечает основным принципам, заложенным в ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребенка и обогащение детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8)возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9)учет этнокультурной ситуации развития детей.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, стал проектный метод по созданию мини-музея и формированию музейного пространства ДОУ.
Дети с удовольствием играют в пуговичные игры, родители до сих пор пополняют нашу коллекцию поделками. Игры с пуговицами увлекательны, ребенок расслабляется, раскрепощается, становится более общительным, разговорчивым. Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, обучают счету и др.).
С пуговицами делаем красивые аппликации на цветовых тарелочках, используем их в лепке и украшении пуговицы, выкладываем пуговицы в пирамидку, используем в лабиринтах и даже делаем украшения бусы собирая их на леску.
А еще с ними делаем массаж стоп и рук: опускаем руки в емкость с большим количеством пуговиц, водим по ним ладошками, погружаем, захватывают пуговички пальчиками ручек, перебирают, перебирают и тд. То же самое можно делать и с ножками и используем массажные коврики – стопотерапия. (до и после сна)
Малыши изучают разные пуговицы : металлические, пластмассовые, гладкие, шершавые и др. ; находят в общем наборе пуговиц самую большую и самую маленькую; раскладывают их по разным кучкам по цвету или размеру; считают в них количество дырочек и т. п.
Результатом всей моей предшествующей работы стало :
Создание в группе мини – музея «Волшебная пуговица».
Изготовление и пополнение дидактического материала играми с пуговицами.
Проведение открытого мероприятия по познавательной деятельности «В гости к пуговице»
Выставка дидактических игр с пуговицами, как для педагогов, так и для родителей ДОУ.
Есть у меня желание, к концу учебного года устроить еще раз выставку поделок из пуговиц среди родителей в нашей группе и провести детский праздник «Праздник пуговиц».
Сегодня мы рассмотрим, на мой взгляд, самые интересные игры с пуговицами. (см приложение «Картотека игр с пуговицами»)
Заключение.
Итак, игры и упражнения с пуговицами – значимые мотивирующие факторы активной творческой продуктивной деятельности. Они отлично развивают общую и мелкую моторику, точность движений, тактильное восприятие, сенсорику, внимание, мышление, формируют начальные математические представления, воображение и речь.
Играйте с пуговицами! «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев … чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский