марина береговая
Мастер-класс «Дидактические игры по формированию математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ "ОСП "Детский сад "Теремок"
Воспитатель ВК Береговая М. С.
Цель: Повышение уровня знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений.
Задачи:
1. Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.
2. Ознакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 5-6 лет.
Публикация «Мастер-класс „Дидактические игры по формированию математических представлений“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Раздаточный материал: картон разного цвета, карандаши простые, ножницы, трафарет геометрических фигур.
Введение.
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами наработкой дидактической игры по формированию математических представлений у детей.
Математика – наука
Хороша и всем нужна.
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
Математику недаром называют «Царицей наук». Её изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции.
Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Дидактические, развивающие игры на конструирование из картона обладают рядом педагогических возможностей. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей дошкольного возраста. В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей.
По мнению исследователей, конструирование из цветного картона способствует развитию познавательной активности дошкольников младших групп, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.
Математические представления - представления об окружающем с точки зрения математики, включает в себя представления о таких свойствах и признаках как форма, величина, пространственные и временные отношения и другие характеристики. В процессе освоения математических представлений формируются такие качества как любознательность, самостоятельность, умение ориентироваться в пространстве. Самое главное - это привить ребёнку интерес к познанию.
Использование дидактических игр в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, обучает наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Никто не сомневается и не оспаривает роли математики в развитии человечества. Однако математика в школе продолжает оставаться одним из наиболее трудоемких предметов. Как же быть?
Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию?
Хочу рассказать о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовить увлекательные пособия. Буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор. И так нам понадобиться:
• картон
• Ножницы
• Карандаш
• Трафарет геометрических фигур
Данное пособие поможет:
1. Развить у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.
2. Усовершенствовать все виды счёта.
3. Научить обобщать и сравнивать предметы по величине.
4. Развить мелкую моторику пальцев рук.
5. Сформировать представления о геометрических фигурах, формах.
6. Закрепить умение классифицировать предметы по общим качествам
(форме, величине, цвету) .
7. Развить речь детей, умение делать простые выводы.
8. Закрепить и расширить пространственное представление.
Варианты игры :
«Собери красивые бусы» Дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.
«Напиши цифры.» Воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить цифру из любых фигур, которые он выберет.
«Отгадай и сделай». Учить отгадывать загадки и конструировать ответ.
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою. (4)
Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова. (8)
Цифру эту угадай-ка!
Она большая зазнавайка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру. (3)
«Выложи предмет» Дети выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка).
«Подбери фигуру» Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
«Играй-ка» Помогает ребенку ориентироваться на листе бумаги, закрепляет знание геометрических фигур.
«Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,
самый большой», «самый маленький».
«Геометрическое лото» Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.
«Кому какая форма» Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
«Составь предмет» Упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур) «Что изменилось?» Упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.
«Найди пару», «Найди такую же…» Учить детей подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.
А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шут
и» эта игра может служить динамической паузой.
Задания:
1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (6)
2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (3)
3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (2)
4. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (4)
5. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (5)
Вывод.
Итак, я хочу закончить свое выступление словами, с которых начала свой мастер – класс
Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна.
И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.
Спасибо за участие.