Светлана Пилипенко
Мастер-класс «Фитнес для язычка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Фитнес для язычка»
Структура выстроена по принципу тренировочного процесса для родителей и детей и состоит из трех частей:
1. Разминка способствует формированию представлений о предстоящей деятельности, актуализации имеющихся сведений об органах артикуляции.
2. Основная часть направлена на приобретение практических умений по развитию артикуляционной и мелкой моторики.
Публикация «Мастер-класс „Фитнес для язычка“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Фитнес для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
3. Заключительная часть нацеливает на овладение навыками дыхательных и голосовых упражнений, позволяет провести рефлексию деятельности
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах развития и коррекции произносительной стороны речи ребенка
Задачи:
1. Знакомство с направлениями работы по коррекции звукопроизношения на подготовительном этапе.
2. Обучение приемам развития артикуляционной, пальчиковой моторики и дыхания.
3. Вовлечение родителей в совместную деятельность, создание эмоционально-положительного настроя.
Ресурсное обеспечение: индивидуальные зеркала, ватные палочки, наборы разноцветных резиночек, шумовые инструменты, карандаши, «Карта достижений» (по количеству участников, цветные карточки для артикуляционной и дыхательной гимнастик («Заборчик», «Месим тесто», «Качели», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Хомячок», «Охотник на болоте», «Пароход гудит», буклет «Фитнес для язычка» (по количеству родителей).
Образовательные технологии:
• игровые;
• кинезиотерапия;
• нейропсихологические;
• здоровьесберегающие;
• личностно-ориентированные
Планируемые результаты:
- повышение родительской компетенции в вопросах организации работы с ребёнком на этапе подготовки к постановке звуков;
- освоение родителями приемами развития артикуляционной, мелкой моторики и дыхания;
- обеспечение преемственности логопедической коррекции в ДОУ и семье за счет вовлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс.
Ход мероприятия
1. Организационный момент:
- Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Я вас пригласила на занятие по фитнесу. А что означает слово «фитнес»? (возможные ответы детей и родителей: физкультура, тренировка, гимнастика и т. д.). Правильно, и сегодня я проведу с вами - фитнес для язычка. Зачем нужно тренировать язык? (ответы). Язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, чтобы правильно и красиво произносить все звуки родного языка.
Для тренировки нам потребуется: зеркало, салфетка, карандаш и специальная карта (приложение 1, в которой вы будете отмечать свои достижения. Если упражнение получается легко – рисуйте любой значок в окошке с веселым смайликом, если было трудно, но вы справились – во втором окошке с задумчивым смайликом, если упражнение не получилось – там, где грустный смайлик.
2. Разминка
- А теперь подвиньте к себе зеркало, чтобы хорошо было видно ваше лицо. Берем «помощника» (ватная палочка). Начинаем с разминки!
Игра «Сказочка-указочка» - активизация названий органов артикуляции.
Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:
Это — правая щека,
Это — левая щека.
Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!
Есть у губ одна черта —
В них улыбка заперта:
Вправо — правый угол рта,
Влево — левый угол рта.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там — к прогулкам не привык —
Робко прячется язык.
А вокруг-то — целый ряд
Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа,
Впереди — зубов оправа
Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края —
Всё про ротик знаю я!
3. Основная часть
Артикуляционная гимнастика.
- А теперь переходим к артикуляционной гимнастике для язычка. Вот несколько правил ее проведения:
1. Выполняем ежедневно.
2. Используем зеркало, чтобы правильно выполнять упражнения.
3. Начинаем с простых упражнений, затем переходим к более сложным.
4. Сначала выполняем медленно, неторопливо, постепенно переходим к более быстрому выполнению упражнений.
5. Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз.
Логопед называет упражнение, затем рассказывает и показывает последовательность выполнения каждого упражнения. После выполнения участники отмечают результат в карте достижений)
Упражнение «Заборчик»
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке
- улыбнуться,
- зубы стоят ровно, «как заборчик», (удерживать по счет до 5). Повторить 5 раз
Упражнение «Блинчик»
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным
- улыбнуться;
- открыть рот;
- положить широкий язык на нижнюю губу (удерживать под счет до 5). Повторить 5 раз.
Упражнение «Месим тесто»
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным
- улыбнуться;
- открыть рот;
- положить широкий язык на нижнюю губу;
- пошлепать язык губами – пя-пя-пя-пя-пя…
- покусать язык зубами – та-та-та-та-та… (чередуя, повторить 3-5 раз).
Упражнение «Качели»
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка.
- улыбнуться;
- открыть широко рот;
- опустить кончик языка за нижние зубы – удерживаем в таком положении под счет от 1 до 5;
- поднять кончик языка за верхние зубы (к «бугоркам» - альвеолам) - удерживаем в таком положении под счет от 1до 5. Поочередно менять положение языка от 4 до 6 раз.
Упражнение «Вкусное варенье»
Цель: вырабатывать подъем широкой передней части языка.
- улыбнуться;
- открыть рот;
- широким языком облизать верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 7 раз.
Упражнение «Индюк»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
- приоткрыть рот;
- положить язык на верхнюю губу;
- быстро двигаем языком по верхней губе – бл-бл-бл. Выполнять 3 подхода по 5-10 сек.
Упражнение «Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
- улыбнуться;
- показать зубы;
- приоткрыть рот;
- пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами)
- нижняя челюсть неподвижна! Выполнять 3 подхода по 15 сек.
Развитие мелкой моторики рук
- Поиграли с язычком, поиграем с пальчиками.
Упражнение «Кулачки-звездочки» - сжимаем пальцы в кулак и разжимаем (по 10 раз):
- ладони вверх;
- ладони вниз;
- правой и левой очереди.
Упражнение «Пальчики здороваются»
- Соединяем поочерёдно подушечки большого пальца с другими пальцами руки. (Сопровождаем упражнение стихотворным текстом. Сначала выполняем правой рукой, затем левой и потом обе руки одновременно)
Пальчик к пальчику приходит
Друга он себе находит
Будут пальчики дружить
В гости часто приходить.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
- Следующее упражнение на внимание. По сигналу нужно будет менять положение руки на поверхности стола. Всего их три: «Ладонь» - положить ладонь на стол, «Кулак» - сжать ладонь в кулак и «Ребро» - поставить распрямленную ладонь ребром на поверхность стола.
- Готовы? Начали: ладонь, кулак, ребро, ладонь, кулак, ребро, кулак, ребро, ладонь, ладонь, ребро, кулак и т. д. Сначала выполняем медленном темпе, постепенно переходим на более быстрый. Можно включить элемент соревнования (игра на выбывание).
Игра с резиночками «Самый быстрый»
- Возьмите контейнер с разноцветными резиночками и бубен (или любой шумовой инструмент). По сигналу, нужно быстро и правильно одеть резиночки на свою руку, как на карточке-образце (приложение 1) и ударить в бубен. Побеждает самый быстрый!
4. Заключительная часть
Дыхательные и голосовые упражнения.
Упражнение «Хомячок» - надувание щек (подержать 3-5 сек., выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторить 3-4 раза)
одновременно – Покажи, сытого хомячка
поочередно – Покажи, жадного хомячка, положил слева зерна, справа.
Упражнение «Охотник на болоте»
- У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. У него под ногами хлюпает вот так. Нужно зажать широкий кончик языка передними зубами, выдыхаем воздух через щеки, одновременно указательными пальцами руки слегка стучим по щекам. (в результате слышится хлюпающий звук). Повторить 3-4 раза.
Упражнение «Пароход»
- губы в улыбке;
- открыть рот;
- долго произносим песенку парохода «ы-ы-ы-ы-ы»
Упражнение «Пароход гудит»
- губы в улыбке;
- открыть рот;
- зажать язык между зубами и долго произнести «ы-ы-ы-ы-ы»
Повторить 5-10 раз.
5. Итог: - Наша тренировка подошла к концу. Вам понравилось? А теперь посмотрите на свои карты и скажите, что у вас легко получалось? (ответы) Замечательно! Есть у кого-то упражнения, которые выполнялись с трудом? Все большие молодцы! Продолжайте тренировки язычка каждый день! Желаю вам успехов! (родителями предлагается буклет «Фитнес для язычка» с общими комплексами артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастиками).
Список источников:
1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб. : «Детство-Пресс». – 2003. – с. 40-42.
2. Воронина Л. П, Червякова Н. А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. - СПб. : «Детство-Пресс». – 2017. – с. 18-27.
3. Коноваленко В. В, Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М. : Издательство «ГНОМ». – 2011. – с. 23-25.
4. https://www.stranamam.ru/post/7136608/
5. http://protasova.nios.ru/content/мастер-класс-цветные-резиночки