Ирина Согрина
Мастер-класс «Дымковская барышня»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дымковская барышня»
Актуальность
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Публикация «Мастер-класс „Дымковская барышня“» размещена в разделах
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конструирование, поделки
- Темочки
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. Лепка из пластилина учит ребенка быть аккуратным и внимательным, развивает мелкую моторику и координацию пальцев, заставляет работать фантазию и просто развлекает. Лепку можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.
Таким образом, занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка:
• повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
• развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
• синхронизировать работу обеих рук;
• формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Лепка в системе образовательного процесса ДОУ занимает важное место, так как позволяет реализовывать ключевые цели работы с детьми. А при этом ещё и очень нравится самим дошкольникам. Создание пластичных объёмных фигурок приобщает их к таинству создания игрушек, а значит, погружает в мир фантазии, сказки и даёт возможность почувствовать себя настоящими волшебниками.
Я выбрала темой своего мастер класса «лепка Дымковской барышни» для ребят старших и подготовительных групп, так как данная поделка является очень красочной и знакомит ребят с ещё одним видом народного промысла - «дымковской игрушкой».
Цель:
• продолжать знакомить детей с продуктами народного промысла
Задачи:
• учить детей лепить барышню, используя картинку в качестве натуры;
• учить передавать форму частей игрушки;
• учить передавать пропорциональное соотношение частей и детали;
• учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой;
• воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой, аккуратность, доводить начатое до конца.
По Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС, одной из составляющих продуктивной деятельности дошкольников является обучение созданию трёхмерных образов, то есть лепка. Поэтому этот вид активности обязательно вводится в учебно-воспитательный процесс детского сада. Согласно программе «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад тематика и время на освоение разных видов изодеятельности распределяется равномерно. Поэтому занятия лепкой, как и аппликацией, рисованием, предусмотрены 1 раз в неделю, что не дает возможности выполнить за одно занятие более сложные фигуры.
В данном мастер классе я показываю как используя традиционные и нетрадиционные техники лепки можно ускорить процесс создания сложных фигур.
Ход мастер класса
Для того, чтобы изготовить нашу поделку нам понадобятся:
• пластилин;
• доска для работы с пластилином
• стеки
• влажные салфетки (для рук)
• гуашь (6 цветов)
• кисточки (натуральные) большая и малые
• стакан с водой
• пластиковая бутылка
Чтобы увлечь детей в это увлекательное творчество я показываю рисунки дымковской барышни (можно подобрать несколько изображений). Показ иллюстраций сопровождается стихом по данной теме (приложение 1).
Прежде чем приступить к работе, необходимо сделать гимнастику для пальчиков (приложение 2).
И так мы приступаем к лепки нашей барышни.
Разогреваем пластилин.
При создании поделки используется предметный вид лепки, который учит обобщать представления об окружающем мире в конкретных образах.
Первым этапом будет создание юбки для нашей барышни. Юбка изготавливается в нетрадиционной техники - технике работы на форме. В данном случае приёмы пластилинографии, в частности налепливание и заглаживание, переносятся на создание трёхмерных образов. В качестве основы для оформления пластилином я использую заранее отрезанное горлышко от пластиковой бутылки (при работе с детьми пластиковый каркас для юбки лучше подготовить заранее, так как её обрезание не безопасно для ребенка). Делая из пластилина небольшие «лепешки» я облепляю ими всю поверхность бутылки, неравные края загибаем вовнутрь бутылки, после пальцем разглаживаем поверхность.
Верхняя часть барышни выполнена в традиционной конструктивной технике, которая основывается на сборке цельного образа из отдельно вылепленных деталей. Из куска пластилина мы катаем цилиндр, его окружность должна быть чуть больше окружности крышки бутылки – это будет туловище нашей будущей барышни. После я отщипываю еще три куска пластилина, это будут наши голова и руки. При изготовлении всех частей туловища надо путем наложения следить за их пропорцией. Следующий шаг, это создание кокошника и фартука, которые делаются из раскатанных шаров, работая стекой я придаю им изгибы. Букли сделаны из тонких «колбасок» скрученных в жгут. Когда созданы все части верхней половики барышни, мы приступаем к сборке, тщательно заглаживая швы.
Пластилиновая барышня готова и я приступаю к окрашиванию…
При помощи большой кисточки покрываю всё наше изделие белой гуашью. После того как гуашь просохнет приступаем к росписи, для наглядности показываем эскизы дымковской росписи (приложение 3) Легкий орнамент (круги, точки, волны и роспись гладью) так же упрощают роспись поделки, а яркие и не сложные цвета будут радовать детей.
И вот наша барышня готова! Я уверена ребятам очень понравится результат их работы! Можно составить хоровод из поделок и также под сопровождение музыки или стихов полюбоваться ими (приложение 4).
Данный мастер-класс может быть использован моими коллегами при проведении ООД.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Кусочек глины мягкой, тёплой
Ты в руки бережно берёшь,
Сначала колокол ты лепишь,
И что же в нем ты узнаёшь?
Так это же подол у юбки,
Цилиндр сверху прилепил,
Головку круглую, а руки
На пояс крепко подбочил,
Воланы бережно примазал,
В подол, передник, воротник,
Косую голову украсил,
И образ барыни возник.
Игрушка та должна обсохнуть,
Обжечься в печке без огня,
Затем покрыться белезною,
И ты готова у меня
Для росписи красивой, звучной,
И жизнь тогда не будет скучной.
Сияй ты, барыня моя!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Посмотри как хороша эта девица душа
Щечки яблочки горят, удивительный наряд
Сидит кокошник горделиво
Барышня так красива!