ПОЛОЖАЙ
Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание детей посредством знакомства с православной культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Наша встреча посвящена духовно-нравственному воспитанию детей через знакомство с православной культурой.
ЦЕЛЬ:
- мотивация к нестандартности, самоанализу и самообразованию
по духовно-нравственному воспитанию;
ЗАДАЧИ:
1. Повышение знаний по духовно-нравственному воспитанию детей.
2. Развитие благоприятного эмоционального настроения с участием коллектива педагогов.
Публикация «Мастер-класс „Духовно-нравственное воспитание детей посредством знакомства с православной культурой“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
3. Совершенствование методов воспитания по духовно-нравственному воспитанию с использованием практических приемов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Изображение нотного стана
2. Бланки для теста «Добрый ли вы человек»
I. Вводная часть.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! – я старший воспитатель МБДОУ детский сад № 52 Положай Ирина Григорьевна
Каждый из нас не раз слышал эту метафору «Душа поёт», а как вы думаете, что это значит? (ответы на заданный вопрос) Всё самое красивое и восхитительное мы зачастую сравниваем с музыкой, а базой любой мелодии являются ноты – их всего 7. И сейчас, мы вместе с вами попытаемся сотворить нашу музыку, которая будет мелодией духовно – нравственного воспитания.
Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью.
Наша задача состоит в том, чтобы воспитать в каждом ребенке четкие нравственные ориентиры: доброту, отзывчивость, чувство собственного достоинства, долг, совестливость, доверие, а это и есть основы православия.
II часть.
1. Нота - До.
Как вы знаете первая нота – ДО. Как вы думаете, какие важные для духовно-нравственного развития личности слова начинаются на букву «Д» (ответы на заданный вопрос). Правильно, это добро и доверие. Наша доброта является залогом доверия к нам. Нам, педагогам, доверено самое ценное - души детей. Без доверия все наши старания по воспитанию полноценной личности, будут напрасны.
Давайте пройдем небольшой тест, чтобы понять доброту вашего сердца!
Тест «Добрый ли вы человек?»
Все люди разные: одни бескорыстны и легко жертвуют чем – то ради другого человека, другие же напротив – больше ценят собственные нужды. Удается ли вам быть всегда бескорыстными и внимательными к окружающим? Ответ на поставленный вопрос должен быть однозначным: да или нет.
1. При наличии «лишних» денег, потратили ли бы вы их на подарки друзьям?
2. Знакомый человек жалуется вам на собственные «неурядицы». Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
4. Часто ли вы говорите комплименты людям, просто чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
За ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 поставьте себе один балл, и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Если вы набрали больше 8 баллов. Вы хорошо воспитаны, приятны в общении, легко ладите с людьми. У вас много друзей, но иногда вы жертвуете своими интересами в пользу других, пожалуй, вам стоит научиться иногда, говорить «Нет».
4-8 баллов. Ваше доброе отношение к людям проявляется не всегда. Добры вы только с теми, кто вам нравится. Вы точно знаете, чего хотите. Вы хороший и верный друг. Вы неконфликтный человек, и стараетесь избегать общения с неприятными вам людьми, но, пожалуй, вам стоит быть немного мягче в общении с ними.
Меньше 4 баллов. Вы явно выраженный интроверт. Для вас это трудно, но нужно стараться быть мягче с людьми, даже если они вам не нравятся.
Мы с вами прошли небольшой тест, чтобы получше узнать себя, но не стоит забывать: в жизни все намного сложнее, чем кажется, и каждый человек индивидуален. Не бывает однозначно добрых или злых людей. И мы как никто это понимаем
2. Нота – Ре, ми (фокус группа 1)
В России проживают представители многих национальных культур. У каждой свои традиции, обычаи и религия. Очень часто в детском саду можно увидеть многонациональную группу. Знакомство с раннего возраста с особенностями и обычаями наших «культурных» соседей, помогает сформировать у детей толерантное отношение к другим людям.
Задание:
1. продолжить фразу «Посеять в детских душах доброту, это значит -….»
2. придумать игры по духовно-нравственному воспитанию
4. Нота – Фа (фокус группа 2)
Мир детских фантазий неистощим, дети легко и с удовольствием сочиняют и импровизируют, разыгрывают кукольные спектакли с использованием сюжетов на тему добра и взаимопомощи. Фантазируйте, экспериментируйте и слушайте детей, ведь иногда и они могут увидеть то, что скрыто от наших «взрослых» глаз. Задание
1. «Придумать новый конец знакомой сказки»
2. виды поощрения и требование к ним
6. Нота – Ля
Изначально все дети поставлены в неравные социальные условия, и в работе этот фактор необходимо учитывать, ведь то, что для одного ребёнка кажется неприемлемым и аморальным, для другого является нормой, к которой он привык с рождения (семейный фактор).
Задание:
1. составить план взаимодействия с родителями по приобщению детей к духовно нравственному воспитанию.
7. Нота – Си.
И еще одна - нота ноты СИ, мне хочется назвать ее нотой самосовершенствования и специализации педагогов. И здесь я хочу поделиться опытом нашей работы.
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
• В своей работе мы используем программы «КУЛЬТУРА И ТВОРЧЕСТВО В ДЕТСКОМ САДУ» (основы православной культуры) А. В. Бородина.
• «ЛАД» Т. Г. Рамзаева (патриотическое воспитание в детском саду)
Применяем технологии:
• Здоровьесберегающие технологии Н. Н. Ефименко
• Мультимедийные технологи
• Рефлексивный круг Н. П. Гришаева
• Технология проектной деятельности Л. С. Киселева, Т. А. Данилина
Используем такие средства нравственного воспитания, как
1. художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. ;
2. Приобщение к театральной культуре (постановка музыкальных сказок духовно-нравственного воспитания)
3. Игра как ведущий вид деятельности, труд детей и взрослых
Используем методы нравственного воспитания :
- методы формирования навыков и привычек поведения;
- методы Формирования нравственных представлений, суждений, оценок - беседы на этические темы, чтение художественной литературы, рассказ, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов;
- методы коррекции поведения (поощрение и наказание, фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка).
Большое внимание мы уделяем работе со сказками. Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими.
С помощью сказки мы воспитываем у детей :
• Волю — сложное и многогранное качество личности.
• Веру в себя — умение противостоять неудачам.
• Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
• Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
• Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
• Обязательность — умение держать слово.
• Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.
• Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения. 56
• Доброту и честность.
Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
Исходя из этого поставили перед собой цель:
Сохранить человеческое в наших детях
Образовательный процесс можно осуществлять:
• В ходе непосредственно образовательной деятельности;
• В режимных моментах;
• В процессе совместной деятельности педагога с детьми;
• При организации самостоятельной детской деятельности.
В результате у детей вырабатывается потребность и желание проявлять сострадание и сорадование, ответственность за свои дела и поступки.
Нами разработана программа на основе указанных программ и ведет свою работу кружок «Воспитание сказкой»
Возвращаемся к нашим фокус группам:
Нота ре- ми
Нормы морали не являются врожденными, они усваиваются ребёнком в окружении людей и зависят от отношения к нему окружающих, кто его воспитывает, в какой социальной среде он живёт. Нужно помнить, что дать ребёнку понятия что такое «Хорошо», а что такое «Плохо», не самое важное, а необходимо еще привить умение разбираться в определенной ситуации и корректировать свои действия: избежать конфликта уступив в чем либо, помочь слабому, поддержать или направить друга.
Нота –Фа - Соль
Для того, чтобы мысли воплотились в поступки недостаточно одного желания, надо самостоятельно формировать стимул, который будет побуждать ребенка к действиям. Хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавая ситуацию успеха.
Наша профессия по- своему уникальна: как учителя, как педагоги мы должны постоянно самосовершенствоваться, осваивать что-то новое, глубоко изучать нашу многонациональную культуру, находить в обыденных вещах что-то необычное интересное и познавательное. Мы постоянно идем вперед, и наша основная задача – воспитать хорошего человека, которому не чужды такие понятия как доброта и любовь. Это незабываемое путешествие по стране «Духовно-нравственного воспитания». И именно от нас зависит, как по нашим нотам дети сыграют эту волшебную мелодию. И я от всей души желаю, чтобы в вашем оркестре малышей ни одна нота не звучала фальшиво!
III часть. Просмотр видеоролика