Лариса Кагарманова
Консультация для воспитателей «Театр скороговорок»
Консультация для воспитателей : «ТЕАТР СКОРОГОВОРОК»
Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка. Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего совместного с малышом времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Публикация «Консультация для воспитателей „Театр скороговорок“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Скороговорки
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
Одним из первых кто заинтересовался этим жанром, был В. И. Даль. Он дает такое определение скороговорки : «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья».
Чем полезны скороговорки?
1) Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным.
2) Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
3) Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
4) Он также учится не только говорить, но и слушать. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого. Например, «Мама мыла мылом Милу». Ребенок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.
5) Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, - очень весело и полезно!
Давайте проверим свои знания скороговорок :
1. Как звали девочку, которая любила сушки? (Шла Саша по шоссе и сосала сушки).
2. Кто украл у Клары кораллы? (Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет).
3. Кого увидел Грека в реке? (Ехал Грека через реку, видит Грека в речке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап).
4. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны? (Белые бараны били в барабаны).
5. Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку? (Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон).
6. Где лежали дрова? (На дворе трава, на траве дрова. Не коли дрова на траве двора).
7. Осип охрип, а Архип (Осип)
8. Какую рыбу тащит рыболов и не желает ее упустить? (Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу).
9. Сколько Егорок стояло на пригорке? (Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки).
10. Какие у елки иголки? (У елки иголки колки).
Правила, которыми нужно руководствоваться при работе со скороговорками :
• В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!
• Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.
• Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.
• Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.
Давайте попробуем обыграть скороговорки «Мам, меду б нам», «Кипи кипу пик». Ситуация первая: медвежата проголодались и просят есть. Как можно ласково попросить, а как попросить с плачем, сердито, приказывая (для этого мы используем разные интонации). У ребенка можно спросить: «Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Повтори ее еще раз». Ситуация вторая: Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик (объяснить ребенку значение – пика — это колющее копьё, а кипа - связка, продемонстрировать рисунок). Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что ты этот веселый кузнец. День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца. Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца.
Иногда для уточнения мысли скороговорок можно использовать подходящими по смыслу движения.
Уточка-вертихвосточка (сложенными вместе ладонями делать колебательные движения вправо-влево)
Ныряла да выныривала,
Ныряла да выныривала,
Ныряла да выныривала (движения ладонями вверх-вниз,
Да и не вынырнула (удрученно развести руки в стороны).
Шалила, потому и не вынырнула.
Водолаз нырнул (присесть, соединив руки над головой)
Да с уточкой и вынырнул (радостно; встать, вытянув руки перед собой).
Для объяснения смысла скороговорки можно использовать иллюстрации. Задать ребёнку несколько вопросов, например, кто нарисован на картинке, что он делает, где он находится, в какое время. Вопросы должны быть простыми и понятными. Попросите ребёнка объяснить сложные слова или объясните их сами. Кроме того, желательно выбрать скороговорку, интересную для детей, с забавным сюжетом. У вас было домашние задание проиллюстрировать скороговорку, давайте попробуем с помощью вашим иллюстраций объяснить смысл скороговорки, как вы с помощью иллюстрации объясните ребенку, о чем эта скороговорка.
Итак, скороговорки помогают развивать артикуляционный аппарат, дикцию, творческие способности, речевой слух, память, а если еще работать над ними весело и с фантазией, то получается целое развлечение. Давайте попробуем составь из набора слов скороговорку : (задание на листочках)
- Арарат, горе, виноград, крупный, на, растет. (На горе Арарат растет крупный виноград)
- Санька, на, Сонькой, везет, Саньку, с, Сенькой. (Везет Сенька с Санькой Соньку на санках).
- пестициды, не, их, перепистицидят, перепистицидности, своей, по, наши. (Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности)
- в, конце, среди, концов, концов, найдется, конец, наконец (в конце концов среди концов найдется наконец конец)
- щенка, два, щека, в, уголке, щетку, щиплют, к щеке (Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке).
- загоне, на, в, бизоны, газоне. (в загоне на газоне бизоны).
1) Арарат, горе, виноград, крупный, на, растет.
2) Сенька, на, Санькой, везет, Соньку, с, Сенькой, санках.
3) Пестициды, не, их, перепистицидят, перепистицидности, своей, по, наши.
Современная скороговорка!
4) В, конце, среди, концов, концов, найдется, конец, наконец.
Современная скороговорка!
5) Щенка, два, щека, в, уголке, щетку, щиплют, к щеке.
6) Загоне, на, в, бизоны, газоне.