Ирина Анатольевна Караванова
Мастер-класс для воспитателей «Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
Мастер-класс
для воспитателей
«Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»
Вводная часть:
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребёнка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит примеры неправильного произношения, замечает разницу в отдельных словах. Однако самостоятельно разложить слова на звуки он не может. Данную задачу необходимо решать на занятиях по обучению грамоте и целенаправленно развивать у детей способность уметь производить звуковой (фонемный) анализ.
В исследованиях Ф. А. Сохина, Л. Е. Журовой и их учеников разработана последовательность формирования у детей ориентировки в звуковой форме слова.
Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается ещё в младшей и средней группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и чётко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова (коза-коса, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в звучание стихов, в рифмующиеся слова, замечать часто встречающиеся звуки. В ходе систематической работы дети постепенно осваивают значение слова звук. Всё это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. данная работа продолжается и в старших группах. Для этого используются разнообразные методические приёмы, направленные на выделение звука и осознание его смыслоразличительной роли:
• произношение слова с интонационным выделением звука (ЖЖЖЖук, коШШШка и т. д.);
• вслушивание в звучание разных слов (длинных и коротких, предложить детям ладошками измерить длину слова. при произнесении слова ребёнок разводит сложенные друг к другу ладони и проговаривает слово, на слово" кот" - ладошки раздвинуты немного,значит слово КОРОТКОЕ, а на слово "черепаха" - ладошки раздвинуты друг от друга широко, значит слово ДЛИННОЕ;
• выделение часто повторяющихся звуков в стихотворении. Например:
Спят спокойно Соня, Саня,
Пёс и кот во сне сопят
засыпает сом с усами
На суку совята спят,
• сравнение слов-синонимов (смысл слов близкий, а звучание разное: врач-доктор);
• сравнение многозначных слов - омонимов (иголка, ключ и др.)
Всё это помогает и подготавливает ребёнка к формированию представлений о слове как единице языка и является базой для последующего обучения анализу его звуковой структуры.
Слайды №2,3,4
У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению внимания ребёнка со смысла речи на её звуковой состав имеет важное значение.
В старшем дошкольном возрасте ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ.
Слайды №5,6,7,8,9,10
Звуковой анализ это последовательное выделение отдельных звуков в слове, определение порядка звука в слове, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёдый-мягкий согласный).
Умение выделять звуки в слове необходимо для:
Обучения чтению
Грамотному письму в школе
Изучения родного языка
Слайд №11
Перед обучением детей звуковому анализу нужно обыграть сказку «Репка» с целью закрепления представления об образовании порядкового ряда, о месте каждого предмета по отношению к другим. Кто стоит первым, кто вторым и т. д. отработать с детьми синонимы: «первый» - «в начале», «последний – в конце», «середина».
Слайд №12,13
На первом этапе работы по обучению звуковому анализу используются карточки с картинкой разбираемого слова и звуковая схема слова (количеством клеточек звуков). В начале для выделения звуков используются фишки серого цвета, а затем вводятся фишки красного цвета для выделения гласных звуков.
Слайд №14,15,16
При знакомстве с согласными твёрдыми и согласными мягкими рекомендуется звуковой разбор одновременно двух слов «Луна» и «Лиса», где показывается смыслоразличительная функция согласных звуков. В слове «Луна» первый звук «Л» - согласный твёрдый (синяя фишка, а в слове «Лиса» первый звук «Ль» - согласный мягкий (зелёная фишка).
Слайд №17
Материалом для звукового анализа может служить различные предметы: это и фишки красного, синего и зелёного цветов, скрепки, магнитики, камешки, пуговицы, карандаши, прищепки, мозаика и разные другие предметы красного, синего и зелёного цветов.
Слайд №18
Вначале используются слова, состоящие их двух, трёх звуков, затем вводятся слова из четырёх и пяти звуков, в зависимости от уровня ребёнка.
Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова (3-4 звука)
Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.