Анастасия Чагина
Мастер-класс для воспитателей на тему «Формы и методы работы с детьми в ДОУ в области познавательного развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить круг методов и приемов в работе воспитателей по организации познавательного развития у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами применяемыми воспитателем в образовательной области «Познавательное развитие» (мелкая моторика);
Публикация «Мастер-класс для воспитателей на тему „Формы и методы работы с детьми в ДОУ в области познавательного развития“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в образовательной области «Познавательное развитие» дошкольников;
• Развивать умение педагогов аргументировано проводить оценку результатов работы.
Оборудование: 4 стола по количеству тематических блоков, магнитная доска, 2 стола с песком.
Демонстрационный материал: таблички для магнитной доски, дидактические игры на мелкую моторику («Собери цветок», «Резиночки», «Бусы», «Чудесный мешочек», «Кому что нужно?» «Сортировка мусора», Тактильный куб «Парочки», Игра «Угадай кто я», овощи и фрукты, прищепки, математический планшен с гвоздиками, формочки, лейка, игрушка гномик, картинки дорисуй чего не хватает, резиночки).
Раздаточный материал: разноцветные бумажные цветочки для проведения рефлексии.
Ожидаемые результаты:
• Транслирован опыт работы по использованию методов и приемов на мелкую моторику в организации деятельности по познавательному развитию детей;
• Расширены кругозор участников мастер-класса, их мотивация на использовании материалов в практике;
• Участники проявили коммуникативные навыки, активность в работе мастер-класса.
Ход мероприятия.
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Чагина Анастасия Владимировна, я воспитатель МОУ Квашёнковской СОШ. Тема моего сегодняшнего выступления: формы и методы работы с детьми в ДОУ в области познавательного развития. Тема очень обширная и многогранная, говорить о познавательном развитии можно бесконечно. Сегодня же я предлагаю нам с вами разобраться в том, что же такое, собственно говоря, познавательное развитие и из каких тематических блоков оно состоит.
Не хочется перегружать вас излишней теорией, вы и сами её прочитаете в Интернете, поэтому сегодняшнее выступление я решила провести в форме мастер-класса. Так как мы сегодня говорим о познавательном развитии, то мы с вами тоже будем познавать, исследовать.
А именно, я приглашаю вас принять участие в блиц-турнире, по итогам которого, мы найдем ответы на поставленные в самом начале вопросы.
Итак, основной наш вопрос: «Что такое познавательное развитие, из каких тематических блоков оно состоит». (На магнитной доске крепится табличка «познавательное развитие» и знак «?»).
Мы начинаем наше исследование! Будем путешествовать по «островам», которые и будут тематическими блоками, а какими именно мы сейчас и определим.
Основой всех основ в развитии ребенка, «королевой» познавательного развития считается мелкая моторика. В своей работе я уделяю достаточно много внимания развитию мелкой моторики, поэтому основой материала на наших «островах» как раз и будет мелкая моторика.
Итак первый остров!
Приглашаю 2 человека
I. «Формирование элементарных математических представлений»
Перед вами на столе представлены дидактические игры на мелкую моторику. Какие же именно?
Первая игра «Собери Цветок». Попробуйте выполнить. Суть игры заключается в том, что ребёнку даётся кружок, в котором написано число и он должен прицепить необходимое количество прищепок по кругу, соответствующее цифре посередине. Это было задание на счет.
Так же можно и на цвет. Например: дать ребенку жёлтый кружок и сказать, что бы он прицепил солнышку лучики жёлтого цвета.
Следующая игра у нас это, самая распространённая и очень любимая детьми, «Резиночки».
Дети очень любят эту игру, и с восторгом в неё играют. Правила этой игры таковы, берем доску с гвоздиками, это могут быть и покупные планшеты и самодельные как у меня. Итак детям дается задание, сделать из резиночек геометрические фигурки, или еще можно наклеить картинки, и предложить детям сделать домики, например медведю или курочке. Предлагаю вам попробовать. Покажите коллегам, что у вас получилось.
Игра КАРТОЧКИ и КОЛОКОЛЬЧИКИ
И последняя игра на этом этапе, это «Бусы». В эту игру так же можно играть и на счет и на порядок (цвет, величина, форма). Предлагаю вам попробовать, вы, пожалуйста, составьте на своей нитке вот такой порядок (предлагается образец).
Итак мы сейчас с вами выполняли задания на счет, размер, порядок, цвет, геометрические фигуры. Как вы думаете, над чем мы сейчас работали, какие умения формировали и соответственно, как называется данный тематический блок познавательного развития? Да, конечно, это формирование элементарных математических представлений. (На доску крепится табличка «формирование элементарных математических представлений», рисуется стрелочка)
Итак, первый тематический блок познавательного развития - формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, ориентировка в пространстве и времени.
Ну а мы двигаемся дальше и добираемся до второго острова.
Приглашаю еще 2 человек
II. «Ознакомление с предметным окружением и окружающим миром»
Первая игра «Чудесный мешочек». Цель этой игры формировать, закреплять знания, детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т. д.) развивает мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Ведущий держит мешочек с предметами, предлагается детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и называет его характерные признаки. А остальные дети должны по описанию догадаться, что это за предмет, который пока они не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
Ну что коллеги предлагаю вам побыть в роли детей и немного поиграть.
Игра Тактильный куб «Парочки»
Игра для развития тактильных ощущений, сенсорного опыта, внимания, памяти, мышления,воображения,мелкоймоторики,речи.
Игра «Найди парочку». Разложите на столе 10 фишек, по одной фишке из каждой пары. Оставшиеся 10 фишек спрячьте в куб. Выберите одну из фишек на столе и попросите найти такую же фишку на ощупь в кубе.
Следующая игра «Кому что нужно?» Цель игры: использовать знания детей о предметах, окружающих их. Задача: Формировать реалистические представления о предметах, которыми пользуются мальчики и девочки (одежда, обувь, игрушки, спортивные принадлежности, закреплять знания о предметном мире. У нас здесь панно, на котором фигуры девочки и мальчика, картинки одежды, обуви и игрушек. Ну что дорогие коллеги, попробуйте выполнить. Молодцы, у всех все получилось!
Дидактическая игра «Сортировка мусора»
Цель: Ознакомление детей с понятиями «сортировка мусора», «вторичная переработка» и повышение экологической культуры
Задачи:
-Формировать представления у детей о вторичной переработке мусора для сохранения окружающей среды.
- Развивать умения сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.
-Развивать внимание, память, мышление.
-Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде.
Педагогам предлагается экологическая ситуация. Например,«Мы пошли гулять в лес, а там по всюду валяется мусор….», «Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор….» Нужно собрать мусор и разложить его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы».
А теперь давайте определимся, на что же были направлены данные задания и как называется наш «остров», какой это тематический блок? Да вы правильно определили, это ознакомление с предметным окружением и окружающим миром.
(Крепится следующая табличка на магнитную доску)
Второй тематический блок познавательного развития - Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.
Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.
А мы продолжаем дальше, и я приглашаю вас на следующий остров.
III. «Ознакомление с социальным миром.»
«Чем вы похожи, чем вы отличаетесь?».
Педагоги разделяются на пары, рассматривают друг друга и себя в зеркале, рассказывают, чем они похожи, а чем отличаются (имя, внешность, половые различия).
Творческая игра «Дорисуй, чего не хватает».
Задание. Дорисовать недостающие части, рассказать,
что дорисовал и зачем это нужно (ручка к чашке, ножу, недостающие зубцы у
вилки и т. д.).
ИГРА «КТО Я»
Цель игры: формировать знания детей по теме профориентации (профессии, с помощью игрового пособия «Кто я?».
Задачи игры:
- развитие логики;
- развитие разговорной речи;
- учить правильно, формулировать вопрос и задавать его по данной теме.
Описание дидактической игры.
Материал – картон с изображением разных профессий, повязки на голову, песочные часы.
Индивидуальные карточки с изображением профессий фиксируются на голове при помощи повязок.
Правила игры:
Педагоги надевают повязки на голову. Воспитатель берет карточки и вставляет под повязку, что бы они не видели, что изображено на карточке. Отгадывающий задает наводящий вопрос, педагогам разрешается отвечать на вопрос только (ДА или НЕТ). Так игра идет по кругу. Побеждает тот, кто за меньшее количество вопросов отгадает, какая профессия изображена у него (неё) на карточке.
Итак, мы сейчас говорили о чем? О профессиях, врача, дворника, строителя о животных - а иными словами о социальном мире. И название этому тематическому блоку – «Ознакомление с социальным миром».
(Крепится следующая табличка).
Третий тематический блок познавательного развития - Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
Ну а мы подошли к последнему этапу.
Приглашаю ещё 2 человек
IV. «Познавательно- исследовательская деятельность»
Вашему вниманию предлагаются игры с песком. Сейчас мы с вами будем исследовать песок и определим, какими же свойствами он обладает.
Перед вами два стола с песком. Запускайте туда руки, поиграйте с песком потрогайте его. Какой он на ощупь? Правильно, в одной миске песок сухой, а в другой – мокрый.
А теперь возьмите ситечко и попробуйте посеять песок, посыпать через сито. Что получается? Сухой песок сыплется, он сыпучий, а мокрый песок гораздо хуже сыпется, можно сказать, совсем не сыплется, он не сыпучий.
А теперь давайте попробуем оставлять следы. Давайте с самого простого, оставим отпечаток своей ладони на песке. Получилось? На каком песке? А давайте еще попробуем оставить следы с помощью фигурной скалочки? Каков результат? Вывод: На мокром песке следы остаются, а на сухом – нет.
А теперь предлагаю сделать подарок Гномику к празднику – слепить из сухого песка пирожное. Ничего не получается а почему. (Потому что песок должен быть влажный, что только из мокрого песка можно лепить).
Все верно, молодцы, справились с заданием.
Давайте определимся, чем же мы сейчас занимались? Вы правы, конечно же, это исследование. И называется данный тематический блок – познавательно-исследовательская деятельность.
(Крепится последняя табличка на магнитную доску).
Познавательно - исследовательская деятельность - это развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах.
Спасибо вам за участие в нашем блиц - турнире, присаживайтесь на свои места.
И давайте совместно подведем итоги и дадим, наконец, ответ на вопрос что же такое познавательное развитие и какие тематические блоки в нем выделяют.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»
Образовательная область «Познавательное развитие» включает:
- Формирование элементарных математических представлений
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности
- Ознакомление с предметным окружением
- Ознакомление с социальным миром
- Ознакомление с миром природы
Вот и подошел к концу наш блиц-турнир, а вместе с ним и мой мастер-класс.
Рефлексия.
А сейчас я предлагаю вам оценить мое выступление. Перед вами цветочки разных цветов. Кому все было понятно и все понравилось, прикрепите на магнитную доску красный цветок, кому понравилось, но не все было понятно – желтый, а кому не понравилось и не понятно – синий. Вот такой пестрый цветочный луг у нас с вами получился. Всем спасибо за оценку моего труда! До новых встреч!