Наталья Сытобудская
Мастер-класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.
2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
***
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть всех, кто нашел время побывать у меня в гостях – царицы Математики!
Уважаемые, коллеги, сегодня я хочу поделиться своим опытом по использованию игрового занимательного материала на занятиях по математике.
Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако часто мы можем услышать, что математика – это скучно. Я с этим не согласна. Математика оживет и станет яркой и интересной, если ее …правильно организовать. Математика – наука хороша и всем нужна, без нее прожить нам трудно. Без нее нам жизнь сложна. И хотя математика – один из сложных предметов, наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием!Всем известно, что:
Послушаешь – и ты узнаешь! Посмотришь – и ты поймешь, а сделаешь – и ты научишься.
Все мы любим играть. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому.
Начиная работу с детьми по математике нужно изучить его эмоциональное самочувствие, его отношение к математике. И в этом нам поможет один из тестов, который предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Я предлагаю Вам вот такие 5 домиков:
1. «Математический домик»-он украшен цифрами.
2 .«Домик для грамоты»- он украшен буквами.
3 .Карандаши у домика показывают, что он предназначен для изодеятельности
4 .Домик с игрушками – здесь можно играть.
5. «Сказочный домик» - со сказочными героями – здесь живут сказки, которые можно послушать.
(предлагаю подойти к доске одному из воспитателей)
-Я спрашиваю у ребенка, в какой домик тебе хотелось бы войти? В каком тебе будет интереснее всего? В какой домик тебе еще хотелось бы зайти? Почему? А в какой домик тебе совсем не хочется заходить? Почему?
Этот простой тест определяет предпочтение ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремится «посетить» этот домик. Дети в первую очередь выбирают конечно же…игровой домик и сказочный.
Наша с вами задача - привить детям любовь к математике. В детском саду эту любовь можно привить через игру, через сказки. Ведь математика в сказках это не та обычная математика к которой мы привыкли. Здесь есть волшебная история, которая чему то учит. А, наблюдая за жизнью сказочных персонажей, дети усваивают математические понятия (сложение 1+1 в сказке «Теремок», большой – маленький, порядковый счет, навыки пространственного мышления и т. д. Каждую сказку можно попробовать наполнить математическим содержанием, включая задания для героев посредством дидактических игр. Сами сказки есть с математическим началом : «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и многие другие. И в каждой сказке есть целая уйма математических ситуаций. Проведение таких сказок с использованием дидактических игр способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Сегодня я хочу остановиться конкретно на дидактических играх, которые можно применять на занятиях по математике.
- Я вам предлагаю принять участие в этих играх и окунуться в детство, на некоторое время превратиться в детей. Тогда начнём.
1 задание – игра. Отгадайте загадку :
Круглое, румяное, оно растет на ветке.
Любят его взрослые и маленькие детки! Что это? (яблоко).
Ну, конечно же яблоко! Оно соку сладкого полно.
Руку протяните, яблоко сорвите «Соберем яблоки»
- Нужно сорвать яблоко с дерева, с обратной стороны пересчитать семечки и встать в обруч, где находится соответствующая цифра.
Все справились с заданием. Правильно нашли соответствующую цифру в обруче.
Задание 2. А сейчас поиграем в «Загадки – отгадки».
Но не простые, а геометрические. Отгадки вы будете не говорить, а рисовать пальчиком на песке.
Загадки – отгадки
1. У этой геометрической фигуры совсем нет углов, она похожа на солнышко, тарелку, колесо.
2. Эта фигура похожа на книгу, дверь. крышку стола. У нее 4 угла, 4 стороны, 2 стороны длиннее, а 2 короче.
3. У этой геометрической фигуры есть 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Фигура похожа на платочек, сиденье стула.
Задание 3. «Вылепи цифру» -«Выложи» - «Нарисуй»
-Как – то ночью старый стул спинкой вниз перевернулся. И теперь у нас в квартире стал он цифрою (4)
-Эта циферка с секретом. И зимой, и жарким летом различишь едва-едва, где в ней ноги, где голова. (8)
-Цифру эту угадай-ка! Она большая зазнавайка. Единицу сложишь с двойкой и получишь цифру (3).
Задание –Игра 4 «Портрет»
Задачи:
* Учить детей видеть в схематичном изображении предметов знакомые образы.
* Закрепить умение различать понятия величины: большой, чуть меньше и самый маленький.
* Упражнять в умении различать геометрические фигуры.
* Развивать навык ориентировки на листе.
Оборудование: «Волшебная коробка» с игрушками или картинками: котик, птичка, сова; наборы геометрических фигур: круг, овал, треугольник разной величины: большой, чуть меньше и самый маленький.
Методика проведения:
Обращаю внимание на «волшебную коробку».
- Сегодня к нам пришли гости, но чтобы их увидеть - нужно составить их портрет из геометрических фигур.
- Положите перед собой рамочку, слушайте внимательно :
- На середину нижнего края рамочки положите большой круг, сверху на него круг чуть меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите самый маленький круг.
- Кто получился?
Задание 5. А сейчас я предлагаю вам игру, которая может служить динамической паузой на занятии
«Полминутки для шутки»
1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов (6).
2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас (5).
3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (9)
4. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (6)
5. Сколько точек в круге, столько раз поднимем руки. (8)
- Молодцы! Немного отдохнули, а сейчас посмотрим, кто у нас самый внимательный.
Задание 6 .Игра «Кто самый внимательный»
Раздаю счетные палочки, показываю карточку с узором в течение 1-2мин, затем убираю. Вы должны воспроизвести узор на столе.
Задание 7. Далее давайте еще поработаем со счетными палочками: (здесь мы развиваем моторику и математические знания)
1. Сделайте из палочек 2 треугольника. Сложи их так, чтобы получился квадрат.
2. Выложите квадрат и прямоугольник. Какая фигура больше? Сколько палочек понадобилось?
3. Выложи треугольник внутри квадрата. Сколько получилось треугольников?
Вариантов в игре множество.
Задание 8. На занятиях по математике детям очень нравится
тренажер «Цветные ладошки».
Он развивает цветовосприятие, ориентировку в пространстве, обучает счету и развивает умение пользоваться схемами.
1. Сколько ладошек (красного, зеленого, синего, желтого) цвета?
2. Сколько квадратов (красного, зеленого, синего, желтого) цвета?
3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
7. На нас смотрит ладошка желтого цвета в синем квадрате, если сделать 2 шага вправо и 2 вниз, где мы окажемся?
8. Загадай маршрут товарищу.
- Молодцы! Хорошо поработали!
Задание 9.-Не хочется оставлять без внимания такую игру, как «Божьи коровки» .
Эта игра учит находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно, развивает мыслительные операции, вниманию, умение ориентироваться на плоскости, сравнивать числа и т. д.
- Их можно раскладывать в прямом и обратном порядке. Вставлять пропущенных насекомых. Каждая божья коровка должна найти свою ромашку. Взять одну ромашку с насекомым и подобрать ей соседей, то есть предшествующее и последующее число. Можно сравнивать числа и цифры и поставить между двумя объектами знаки «больше», «меньше» или равно, ну и что еще подскажет фантазия!
Кроме этого еще существует математическое пособие «Тренажер «Божьи коровки». Он учит ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении:, формировать умение определять пространственное расположение предметов : «вверху». «внизу», «справа-направо», «Слева-налево», «по центру», и т. д. Развивает зрительную память, внимание, умение использовать предлоги и слова для обозначения расположения предметов в пространстве.
Есть 6 таблиц (поле из 9, 16, 25, 36, 49, 64 клеточек). Божья коровка должна двигаться по команде. Она может двигаться вверх. вниз, направо, налево. На начальных этапах игры, когда поле из 9, 16 и 25 клеточек ребенок может двигать жука по полю. А на последних этапах игры, когда поле из 36, 49 и 64 клеточек ребенок уже должен научиться мысленно передвигать жука по полю в нужных направлениях и называть его местоположение.
1.(жук в центре. Таблица из 9 клеток) - верхний правый угол, нижний левый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, в центре.
2 (таблица из 16 клеточек) – (жук в нижнем левом углу) : 1клеточка вверх, 1 клеточка направо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка направо ит. д. Куда приполз жучок?
3этап (таблица из 25 клеточек) : (жук в центре) : 1 клеточка направо, 2 клеточки вниз, 1 клеточка налево, 1 клеточка вверх и т. д. Где находится божья коровка.
4этап (таблица из 36 клеточек) : (жучок в правом верхнем углу) : 2клеточки налево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки налево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка направо и т. д. Куда приполз жучок?.
5этап (таблица на 49 клеточек) : (жучок в правом нижнем углу) : 2 клеточки наискосок налево вверх, 3 клеточки налево, 1 клеточка вверх, 2 клеточки направо, 1 клеточка вверх и т. д. Где находится жучок?
6этап (таблица на 64 клетки) : (жучок в левом верхнем углу) : 3 клеточки наискосок вниз направо, 1 клеточка вверх, 4 клеточки направо, 3 клеточки вниз и т. д. Где находится жучок?
- Молодцы! Все справились с заданиями. Надеюсь, что это пособие вы будете применять при работе с детьми, так как оно захватывает детей.
С этими таблицами вариантов путешествия жучка великое множество. В старших группах дети сами уже придумывают и диктуют по очереди ходы жука. Эта игра служит отличным тренажером для закрепления пространственного расположения предметов.
- Молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями. И напоследок, давайте с вами закрепим то, что вы сегодня увидели и узнали.
Я предлагаю вашему вниманию «Старую» сказку на новый лад.
(участникам раздаются маски)
Воспитатель : Купил дед компьютер. Установил его, а как включить не знает. Ходит вокруг него. Думает, что за аппарат, на что похож. Напоминает какую-то фигуру.
Воспитатель : А компьютер включится в том случае, если правильно ответите на вопросы.
- А на какую геометрическую фигуру похож монитор компьютера?
Дед: - А похож он на прямоугольник.
Воспитатель : - А какие еще вы знаете предметы похожие на прямоугольник? (ответы)
- А какие еще геометрические фигуры вы знаете? (ответы)
Но компьютер все равно не включается. Позвал дед бабку. Пришла бабка, охает, ахает, ходит вокруг него. То с одной стороны зайдет, то с другой.
- А скажите где стоит бабка? ( ответы: слева, справа, за, перед….)
Но компьютер не включается. Позвала бабка внучку. Пришла внучка и говорит:
Внучка: - Компьютер уже не модно, я в планшетах и смартфонах лучше разбираюсь.
Воспитатель : - А давайте сравним компьютер, планшет и смартфон (ответы)
Но все-таки компьютер нам включить не удалось. Позвала внучка Жучку. А жучка в это время за двором бегала. ( на ковре 2 ленты: длинная и короткая)
- А скажите, пожалуйста, по какой дороге Жучка быстрее добежит до дома (предлагаем на выбор 2дорожки, разные по длине).
- Это дорожка какая? (короткая)
- А эта? длинная)
- Почему выбрали эту дорожку? (ответы (Бежит жучка по короткой дорожке)
Воспитатель : - Жучка полаяла на компьютер, а он не включается. Позвала Жучка кошку. Легла кошка на теплый системник и уснула.
Воспитатель : - А скажите, пожалуйста, когда мы спим? (ночью)
- А когда в детский сад идем? (утром)
- Обедаем когда? (днем)
- Когда возвращаемся домой? (вечером)
- Сейчас какое время суток? (день)
- Мы с вами что делаем? (играем)
- Давайте и кошку разбудим.
Кошка проснулась, позвала мышку. Мышка прибежала, хвостиком махнула, кнопочку зацепила компьютер и включился.
Воспитатель : - Теперь нужно ввести пароль. Для этого вспомним.
- Который по счету был дед? (1-й) Найди карточку с цифрой 1.
- Которая по счету была бабка? (2-я) Найди карточку с цифрой 2.
- Которая по счету была внучка? (3-я) Найди карточку с цифрой 3.
- Которая по счету была Жучка? (4-я) Найди карточку с цифрой 4.
- Которая по счету была кошка? (5-я) Найди карточку с цифрой 5.
- Которая по счету была мышка? (6-я) Найди карточку с цифрой 6.
Воспитатель : И для того чтобы компьютер открылся нужно выстроиться по порядку. (1, 2, 3, 4, 5, 6)
И компьютер включился!
- Ну, теперь, уважаемые коллеги, просмотрев сказку «Репка», я думаю вы ответите мне на вопрос.
- С помощью чего, в дошкольном возрасте, можно сделать математику яркой и увлекательной игрой? (с помощью сказки и игры)
- И какие математические понятия мы закрепили данной сказкой? (порядковый счет, геометрические фигуры, понятия «длинный - короткий», «больше – меньше», части суток, пространственная ориентация)
Здесь мы увидели, как ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника.
Рефлексия:
- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения
взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая
информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей
и интересов, то помашите рукой.
- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь!
Спасибо всем, кто принимал участие в нашей встрече.